Специалисты в сфере образования регулярно задаются вопросами, как повысить вовлеченность школьников и студентов в процесс обучения, вдохновить их на достижения, сделать материал понятным, а усвоение легким. На протяжении всей истории педагогики постоянно появляются новые методы, методики, способы преподавания, которые должны приблизить всех к заветной цели – хорошей успеваемости и прочным знаниям. Как показывает практика, сложно кого-то чему-то научить, если человек сам не заинтересован в получении знаний. В этой статье предлагаем вам поближе познакомиться с одним из новых, прогрессивных и многообещающих направлений в образовании – STEM-образование.
STEM – это аббревиатура, сложенная из первых букв четырех слов: Science, Technology, Engineering, Mathematics (наука, технологии, инженерия, математика). STEM – это образовательная методика, объединяющая естественные науки и инженерные предметы в единую систему. Иногда к аббревиатуре добавляют букву А (arts) – искусство, гуманитарные науки.
Впервые STEM-подход был предложен учеными Национального научного фонда США в 2001 году. В связи с высокой эффективностью методика быстро набрала популярность в других странах. В чем же преимущество данного подхода? Школьная программа, которая использовалась раньше, уже не была способна полностью закрыть все потребности ученика. История, биология, математика, физика и прочие дисциплины никак не пересекались между собой, для восприятия ребенка они оставались разрозненными кусочками информации. STEM-подход решает сложившуюся проблему, путем создания стойких логических связей между дисциплинами.
К сожалению, очень долгое время школьники с трудом решали задачи, требующие междисциплинарного подхода. В понимании ребенка заложена жесткая схема, суть которой заключается в четком разделении предметов: сейчас занимаемся физикой, а через два урока биологией. Но, в ситуации, когда необходимо соединить информацию из двух источников знаний, ребенок испытывает затруднения. Также наблюдается серьезный разрыв между теорией и практикой. Информация, которую ученик узнает ежедневно остается, как правило, лишь набором фактов, оторванных от реальной жизни и опыта. Подобная ситуация закономерно приводит к тому, что материал усваивается гораздо хуже, а память не удерживает массивы информации, которые воспринимаются как бесполезные.
В свою очередь в основе STEM-образования заложен интегративный подход: биологию, физику, химию и математику преподают не по отдельности, а в связи друг с другом для решения реальных технологических задач. Такой подход учит рассматривать проблемы в целом, а не в разрезе одной области науки или технологии.
Данный подход в сфере образования призван формировать качества, которые пригодятся в построении успешной карьеры в будущем. Но, если ребенок решит связать жизнь с профессией, далекой от STEM-подхода, эта методика в любом случае развивает набор полезных навыков и умений.
STEM-образование благоприятно влияет на самооценку и ценности ребенка: школьник видит, как разные сферы жизни взаимосвязаны друг с другом.
Как и другие инновационные подходы STEM-подход не лишен определенных недостатков, которые безусловно нужно иметь ввиду.
Важно отметить, что новатором в плане активного внедрения STEM-подхода в образовательном пространстве являются Соединенные Штаты Америки. STEM-образование внедряется на государственном уровне и такой подход введен в следующих университетах:
Любопытный факт: по статистике средняя часовая зарплата, которую получают работники STEM-сферы в США в два раза больше, чем в среднем у работников других сфер. Сегодня STEM-специалисты – самые востребованные люди на мировом рынке труда. По прогнозам аналитиков Бюро статистики труда США, в ближайшие десять лет потребность в STEM-специалистах опередит другие профессии на 76%. По мнению президента Microsoft Брэда Смита, наступил «кризис гениев» – время, когда технологическим компаниям не хватает квалифицированных STEM-специалистов. Повышение STEM-грамотности поможет любому специалисту оставаться востребованным на рынке труда и иметь конкурентное преимущество в сравнении с другим кандидатами.
Основные перспективы развития STEM-образования можно объединить в три ведущих направления: персонализация образования, акцент на проектном мышлении и командной работе, смешанный формат обучения.
Персонализация образования. Ведущие мировые университеты стремятся к персонализации образовательных программ – студенты обязательно посещают только несколько базовых дисциплин, а остальные выбирают на свое усмотрение. С одной стороны, такой подход раскрывает потенциал каждого студента, с другой – помогает подстроиться под запросы потенциальных работодателей.
Акцент на командной работе и проектном мышлении. К сожалению, простые инженеры уступают свои позиции. Работодателям нужны инженеры с проектным видением, которые умеют работать в команде и руководить коллективом. Развитие этих навыков остается за бизнес-образованием, но в отличие от STEM, популярность MBA в последнее время падает. Чтобы удовлетворить запрос бизнеса на современных инженерных специалистов, STEM-образование неизбежно внедрит развитие «гибких» навыков в свою программу.
Смешанный формат обучения. Пандемия COVID-19 внесла свои коррективы и наглядно показала необходимость грамотной организации онлайн-образования. Применяя полученный опыт, целесообразно перевести образовательные программы высшего образования в смешанный формат: офлайн плюс онлайн.
Данный подход поможет студентам свободнее планировать свой график, а университеты в свою очередь получают возможность привлечь преподавателей мирового уровня, которые не могут вести занятия очно.
В долгосрочной перспективе STEM-подход должен стать не только частью образовательных программ университетов, но и школ. Это поможет создать единую систему подготовки и повысить эффективность всей системы образования.
Рассмотрим четыре основных принципа STEM-образования:
Сегодня даже существует Международный день STEM, который отмечается 8 ноября. День STEM был объявлен официальным праздником в 2015 году, а выступивший с этой инициативой генеральный директор компании MGA Entertainment Исаак Ларян отметил, «как важно показать детям, что STEM – это фактически все, что нас окружает. И даже любое хобби, так или иначе, связано с наукой, инженерией, технологиями и математикой».
Чаще всего про STEM-подход вспоминают в контексте получения высшего образования. Однако будет лучше, если с основами STEM-подхода будущие новаторы познакомятся не в вузе, а задолго до похода в школу.
Поскольку STEM-образование основано на комбинации теории и упражнений, заинтересовать ребенка будет не так сложно: дети дошкольного и младшего школьного возраста любят исследовать предметы, ставить опыты, проводить эксперименты.
Внесите конкретику. Чтобы вызвать у ребенка начальный интерес к теме STEM-образования, определите область, к которой ребенок тянется больше всего. Например, проведение химических опытов или сбор конструктора.
Используйте конструкторы и специальные наборы. Наборы содержат специальную инструкцию, родителю вместе с ребенком необходимо внимательно ее изучить и приступить к творчеству.
Развивайте необходимые качества характера.
Конечно, применить STEM-подход в полной мере можно лишь в условиях школы. Однако в наших силах сделать упор на психологические особенности, которые прививает методика – проработка страха неудач, развитие любопытства, желание проверять факты на практике. STEM-образование подготавливает ребенка к решению сложных задач в будущем.
Подведем итоги, перед вами топ-10 несомненных плюсов STEM-образования:
Анастасия БУТРИМ,
педагог-психолог Института интегрированных форм обучения и мониторинга образования БНТУ