Полина Столбовская привыкла в жизни всего добиваться сама и идти через тернии к звездам. С 16-ти лет девушка перестала просить деньги у родителей и старалась заработать самостоятельно. Сегодня Полина работает педагогом-организатором в одной из столичных школ и уже имеет собственный опыт и взгляд на профессию. Вот что рассказала Полина в интервью нашему журналу.
– Когда встал вопрос, куда поступать, я была в растерянности… Боялась ошибиться в выборе, считая, что в будущем будет сложнее изменить род деятельности и поменять профессию. Все мои знакомые в один голос говорили, что мне нужно связать свою жизнь с педагогикой.
Принять решение помогла знакомая девушка, которая на тот момент уже училась в БГУ на факультете философии и социальных наук по специальности «Социология». Во время разговора мы сошлись на том, что нам обеим легче даются гуманитарные науки, и она порекомендовала мне свою специальность. Я узнала, что по окончании вуза в дипломе будет указана двойная квалификация: «социолог; преподаватель социально-политических дисциплин». Подумала, что таким образом смогу убить двух зайцев: и преподавателем стану, и социологом. К тому же двойная квалификация предоставляет более широкие возможности в профессиональной деятельности. Но на тот момент, если честно, я даже не знала, кто такой социолог и чем он занимается. Изучила информацию в интернете и твердо решила поступать.
О том, что буду поступать на заочное отделение и учиться платно, я знала еще в 10-м классе. Так сложились обстоятельства, что мне нужно было работать и оплачивать учебу самостоятельно. А на заочном отделении это ощутимо дешевле. Кроме того, на заочную форму обучения за счет бюджета могут поступать только те выпускники, у кого уже есть стаж работы по выбранному для будущего обучения профилю. Естественно, в 17 лет я не могла работать по профессии, не имея профессионального образования. Моим первым рабочим местом была пиццерия, где я трудилась в должности официанта, потом подрабатывала в торговом центре продавцом, трудилась в печатном центре, была бариста в кафе.
Поступить в вуз мне было несложно, поскольку я хорошо подготовилась и четко знала, чего хочу. Кстати, мое поступление было на грани срыва из-за того, что я не предоставила трудовую книжку, которой на тот момент у меня вообще не было, я ведь только окончила школу. На мой взгляд, это абсурдная ситуация: в 17 лет у тебя требуют трудовую книжку, но в то же время договор на обучение составляют на одного из родителей, поскольку ты – несовершеннолетний.
Существует мнение, что на заочном отделении легче учиться. Для меня это миф. Я в какой-то степени даже рада, что в БГУ требуют те знания, которые должны быть у готового специалиста.
Я из семьи педагогов. Моя бабушка – преподаватель химии и биологии, дедушка – учитель математики и информатики, прабабушка много лет работала директором школы. Возможно, их воспоминания и рассказы о работе в школе повлияли на мой выбор, и я связала свою жизнь с педагогикой. Хотя, ни моя мама, ни ее брат не продолжили династию учителей. Насмотревшись на своих родителей, которые допоздна задерживались в школе, они не решились стать педагогами. Видели, что это очень сложная и ответственная работа.
Летом, после окончания второго курса, я была в поисках работы. Случайно на улице встретилась со своей школьной учительницей, которая на тот момент уже работала в должности заместителя директора по воспитательной работе. Ольга Борисовна подсказала мне, что в школе имеется свободная вакансия на должность педагога-организатора. С ее точки зрения, я идеально на эту работу подхожу. Она еще в школьные годы рассмотрела во мне инициативного и ответственного человека, отметила мои педагогические способности.
Недолго думая, я согласилась. Посчитала, что эта работа поможет ответить на все мои внутренние вопросы и расставит все точки над «i». Мне всегда хотелось попробовать себя в педагогике, но постоянно присутствовала определенная доля сомнения, а мое ли это? А здесь все идеально совпало: и образование дополнительное не нужно получать, и работа подвернулась, о которой периодически задумывалась.
Это была моя родная средняя школа №2 в Молодечно, и здесь я чувствовала себя как рыба в воде. Работа мне очень нравилась, с первых дней меня затянуло в педагогический процесс. Мои бывшие учителя стали моими коллегами. Огромным плюсом было и то, что меня полюбили дети. Я получала огромное удовольствие от общения с ними.
Все было прекрасно до того момента, пока не встал вопрос о переезде в другой город на постоянное место жительства. Так получилось, что я встретила свою любовь, и по семейным обстоятельствам мне пришлось переехать жить в другой город. Все мое окружение изменилось, но неизменным осталось желание работать педагогом-организатором в школе.
В Молодечненской школе, я ощущала, что такое работа в удовольствие. Когда идешь на работу с улыбкой и хорошим настроением. Вернее не идешь, а бежишь. Окрыленная, я приехала в Минск и решила продолжить работу уже в новой школе. У меня даже появлялись мысли пойти на переподготовку после того, как окончу БГУ. Хотелось движения по карьерной лестнице.
После двух месяцев работы в столичной школе я спустилась с небес на землю. Теперь я считаю, что профессия педагога-организатора – одна из самых неблагодарных. Ты даже не знаешь всех своих обязанностей, поскольку их огромное количество. По сути все, что приходит в школу «сверху», педагог-организатор должен выполнять. Огромное количество времени и сил тратится на работу, связанную с планированием, оформлением документов и сдачей отчетности. Я, например, пишу десять различных планов за год. Регулярно появляются какие-то новые формы отчетности. Часто приходится жертвовать личным временем во имя бумажной работы, которая способна любого довести до отчаяния. А еще нужно заниматься подготовкой различных мероприятий, школьных концертов и т.д.
У педагога-организатора рабочая неделя состоит из шести дней, ведь каждую субботу проводятся какие-то мероприятия. Один день в неделю – методический, в нем несколько рабочих часов. Обычно их просто раскидывают среди недели. Нагрузка очень большая, не каждый сможет работать в таком режиме. Было бы гораздо легче, если бы в школе работало два педагога-организатора, но в некоторых школах и одна ставка – роскошь.
Кстати, у учеников очень скептическое отношение к педагогу-организатору. Дети непосредственные, они говорят то, что думают: «Если видите нового человека в школе – это педагог-организатор». И первый вопрос, который ребята задают: «Вы тоже к нам на год?» Я стараюсь завоевать доверие детей, поэтому не хочу их обманывать. Дети все прекрасно видят и понимают.
Существуют годовые планы, которые касаются проведения мероприятий. Такие районы, как, например, Молодечненский получают годовой план по объему в два раза меньше, чем столичные школы. Это позволяет педагогу немного выдохнуть, потому что нет огромного вороха бумаг, от количества которых начинается паника. Здесь, в Минске, темп работы намного быстрее, чем в школах маленьких городов.
Фактически каждый шаг педагога должен быть задокументирован тем или иным образом. Сводил школьников в музей – предоставь видео или фото, принял участие в профессиональном конкурсе – предоставь доказательства. И так – по любому аспекту педагогической или воспитательной деятельности, имеющих место в школе. Если прошло мероприятие, и по его результатам нет фотографий для отчета, тот факт, что оно было проведено, никому не интересен. Вот и выходит так, что люди вынуждены работать не на качество, а на количество.
Работа в школе не так проста, как многим кажется со стороны. Труд любого учителя (предметника, классного руководителя, педагога-организатора и др.) очень энергозатратный процесс. Здесь, как и в любой другой специальности, имеется своя специфика. Педагог-организатор в большей степени отвечает за воспитательную часть, а учитель-предметник должен помочь освоить конкретную учебную дисциплину. Перед каждым из педагогов стоит своя задача, поэтому сравнивать эти две профессии не совсем корректно. Для детей в школе важно не только получать знания, но и социализироваться, иметь возможность самовыражаться.
Педагог-организатор постоянно сопровождает школьников на различные мероприятия и несет непосредственную ответственность за них. Я подписываю приказ и отвечаю за жизнь и здоровье каждого ученика. От осознания этого серьезного уровня ответственности мне иногда становится не по себе, особенно, когда приходится сопровождать большое количество детей. Иногда я излишне себя накручиваю, когда иду куда-то с детьми. Волнуюсь: вдруг что-то произойдет? Для молодого педагога это действительно серьезное испытание. В такие моменты стараюсь фокусировать внимание на чем-то другом. Хорошо, что по правилам большие группы должны сопровождать несколько педагогов.
Однажды мы с ребятами вчетвером шли по тротуару вдоль Логойского тракта. У одного мальчика был с собой теннисный мячик, он вертел его в руках. Вот мы идем: я – мама-утка и они – утята. В какой-то момент вижу – мяч падает на дорогу, и ребенок рвется за ним, прямо на проезжую часть. Я среагировала мгновенно, успела схватить его за капюшон и вовремя оттянуть от дороги. Но внутри у меня все похолодело, я испытала сильнейший стресс.
К сожалению, многие родители перекладывают ответственность за воспитание детей на школу, причем целиком и полностью. В обществе бытует мнение, что воспитанием должно заниматься учреждение образования, а роль семьи – в создании условий. Конечно, у школы очень большая ответственность за обучение и воспитание детей, но мы можем работать действительно хорошо только тогда, когда родители являются нашими союзниками, ведь воспитание это – совместный процесс. Если школьник совершил какое-то правонарушение, то выговор делают классному руководителю, завучу, педагогу-психологу. А ведь неменьшая ответственность лежит и на семье.
Современные родители, ввиду своей постоянной занятости, максимум, что могут сделать – это уроки с детьми. Этого недостаточно. Нужно заниматься своими детьми, проводить с ними больше времени, интересоваться их жизнью. Мы просто поменялись ролями. Школа занимается воспитанием, а родители должны зарабатывать деньги, платить репетиторам, чтобы ребенок смог получить знания на достойном уровне. В итоге мы пришли к тому, что школа теряет свои позиции как образовательное учреждение, и я думаю, что это серьезная проблема.
Чтобы работать педагогом-организатором необходимо быть энергичным и креативным человеком, иметь организаторские способности. Пассивным и безынициативным людям в школе будет тяжело. Сегодня, к примеру, нужно подготовить сценарий мероприятия или поставить какую-то сценку, завтра – нарисовать плакат, оформить стенд, фотозону. Нужно иметь богатую фантазию и развитое воображение, ведь каждый раз нужны новые свежие идеи.
Важное качество в нашей профессии – стрессоустойчивость. Стрессы связаны с высоким уровнем ответственности и эмоциональным напряжением, информационными перегрузками.
В общении с детьми, на мой взгляд, необходимо совмещать доброту и строгость. Строгость и справедливость нужны в определенных ситуациях, когда необходимо разрешить конфликтные моменты. Но без доброты работать с детьми невозможно. Ведь они все чувствуют – это видно по глазам, поведению и манере общения.
Мой рабочий день начинается с того, что я отмечаю состояние своего рабочего кабинета, записываю время прихода. В моем графике нет стабильности. Сегодня я иду с детьми в цирк, а завтра в это же время пишу сценарий для какого-нибудь мероприятия. И так до бесконечности. Из действий, которые повторяются, могу обозначить лишь статистику, которую я сдаю ежемесячно. А каждодневная моя работа непредсказуема. О каких-то делах я узнаю за неделю, а некоторые появляются за пять минут до начала. Чтобы ничего не забыть, я веду журнал, потому что запомнить все просто невозможно. Расставляю приоритеты: что нужно сделать в первую очередь, что – во вторую или оставить на завтра.
Я стараюсь принимать участие в различных соревнованиях, семинарах, научных конференциях. Не только с детьми, но и самостоятельно. Одно из моих достижений – 1-е место в соревновании по стрельбе среди женщин-педагогов города Молодечно. После этой победы меня пригласили поучаствовать за команду управления образования в соревнованиях по стрельбе на городском уровне. В результате наша команда получила 3-е место!
В Минске я участвовала в международной конференции от имени школы и мою работу опубликовали в научном сборнике. Недавно меня наградили на пленуме БРСМ за вклад в достижения работы с молодежью.
Напоследок мне бы хотелось дать совет молодым специалистам: нужно идти работать туда, где вам нравится. Если вы хотите добиться определенного успеха, то не нужно бояться в своей жизни что-то менять. Выход есть всегда.
Руслан ЗОЛОТУХИН