Наталья Глусская
«Записываем: дата, классная работа», – так уже почти 20 лет начинается каждый будний день Натальи Валерьевны Глусской. В школе учитель буквально живет: сейчас она работает преподавателем русского языка и литературы в ГУО «Любанская средняя школа Вилейского района». За эти годы Наталья Валерьевна сменила филологическую специальность (ранее она вела белорусский язык и литературу), выпустила несколько поколений школьников, пересмотрела свои взгляды на методы работы с детьми. Неизменным остался только огонек в глазах учителя и особый трепет, с которым Наталья Валерьевна ведет уроки.
– С ранних лет я не представляю свою жизнь без литературы и родного языка. В детстве читала взахлеб, но книг в деревне у бабушки, где я проводила летние каникулы, было мало. Поэтому я часто сидела на чердаке за старыми советскими учебниками. Мне нравилось их читать и сравнивать с теми произведениями, что я изучала на уроках литературы.
Мне кажется, что в детстве многие любили играть в школу, и я не исключение. У меня был журнал, я ставила отметки, задавала домашние задания. Бывало, что в детстве я просилась на уроки к младшему брату, чтобы проконтролировать его учебу. Сидела за последней партой и наблюдала не только за ним, но и за учителем, который вел урок.
А в 5-м классе к нам пришла новая молодая учительница белорусского языка и литературы. На всю жизнь в памяти остался ее образ: красивая и строгая. Мне нравилось, как она находит подход к детям, как увлекательно ведет каждый урок. Пожалуй, именно этот педагог вдохновил меня на выбор будущей профессии. Я с трепетом готовилась к урокам белорусского языка и литературы, хотя отличницей не была, в дневнике встречались «четверки». Из моего класса никто не собирался идти в 10-й, потому что открывались только гимназические классы, и мы дружно готовились к поступлению в колледжи. Я тоже за компанию с подружкой собиралась осваивать профессию продавца. Просто боялась, что не возьмут с четверками в 10 гимназический класс. Но в меня поверил классный руководитель: «Продавцом стать сможешь и по окончании школы, а сейчас попробуй поступить в педагогический класс!», – убеждал он меня. Поступив в 10-й класс, я поняла, что буду учителем. Другие варианты даже не рассматривала.
При поступлении я сдавала три экзамена: письменно – диктант, устно – белорусский язык и литературу. За результаты переживала, несмотря на то, что готовилась старательно. В итоге, поступила в БГПУ имени Максима Танка на специальность «Белорусский язык и литература» с дополнительной специальностью «Мировая и отечественная культура».
Я хорошо училась в университете. К подготовке уроков, которые приходилось вести во время практики, подходила ответственно. Хотя опыт преподавания у меня был тогда минимальный, старалась выглядеть уверенно в роли учителя. Мне помогали детально проработанные планы уроков и поддержка педагогов, которые наблюдали за ходом занятий.
Поскольку поступала я по целевому направлению, то распределилась в Вилейский район. Из предложенных вариантов выбрала Костеневичскую среднюю школу, так как это было рядом с деревней, где прошло мое детство. До сих пор помню свой первый самостоятельный урок уже в качестве молодого специалиста. Открываю дверь в класс – и вместо любопытных ребятишек, с которыми планировала познакомиться, вижу пустое помещение. Поскольку каждый класс учился в отдельном деревянном домике, а на улице учеников я не встретила, находиться в другом помещении они тоже не могли. Зато в шкафах и пионерской комнате кто-то перешептывался и сопел. Я не растерялась, выдержала небольшую паузу и сказала: «Вот же повезло мне, учить никого не нужно, можно отдыхать до конца учебного года. Жаль только, что ребята к экзаменам не подготовятся». Проверка была пройдена успешно: дети быстро покинули свои «убежища».
Однажды мальчишки, подозвав меня, из-под пиджака достали змею и с улыбкой протянули мне. Пришлось переступить через свой страх и взять рептилию в руки. Я понимала, что если ребенок ее спокойно держит в руках, то и я смогу. На самом деле это был обычный уж из соседнего леса, просто дети держали его за голову и сразу было не разобрать. Такие «сюрпризы» от учеников были оригинальнее ситуаций, с которыми мы работали на практической психологии, но основы, заложенные при учебе, помогали владеть собой в любой ситуации.
Профессия учителя не ограничивается только проведенными уроками, на которых мы учим детей грамотно писать или решать задачи. Так складывается, что учитель – это и психолог, и организатор, и мудрый советчик, и просто друг. Я стараюсь слушать и слышать каждого ребенка. Если ко мне приходит ученик с плохо подготовленной домашней работой (хотя до этого за ним такого не замечалось), я не спешу поставить ему плохую отметку. Всегда стоит разобраться, что повлияло на такой низкий результат. Может, у ребенка проблемы дома? Может быть, он не понял тему и постеснялся попросить помощи?
Любую информацию от детей нужно воспринимать по-взрослому. Даже самые глупые причины и отговорки имеют место быть: не нужно показывать ребенку, что его проблемы не воспринимаются всерьез. Тогда отдача будет максимальной не только со стороны педагога, но и со стороны ученика. Но одинаковых подходов ко всем не существует. Хотя я прекрасно понимаю, что найти индивидуальный подход к каждому ребенку в классе, где учится почти 30 человек очень сложно. Мне в этом плане повезло гораздо больше: в сельских школах не такие большие классы, поэтому вполне реально уделить внимание каждому.
Еще с учениками нужно уметь договариваться. Как классный руководитель я могу пообещать детям, что летом мы пойдем в поход. Но! Есть одно условие: они стараются в учебе, а я буду организовывать мероприятие. При этом важно всегда выполнять уговор: если договор нарушен – в поход не идет никто. Хотя я больше люблю использовать методы убеждения, а не наказания. Но по-другому нельзя – учитель должен отвечать за каждое свое слово. При этом всегда важно, чтобы в таких «крайних мерах» педагогов поддерживали родители. Тогда эффективность воспитательных моментов увеличивается в разы.
Для меня работа учителя не укладывается в стандартный график рабочей недели. Нельзя закрыть двери класса после уроков и полностью абстрагироваться от работы. Я постоянно нахожусь в своеобразном статусе «онлайн» для учеников – в прямом и переносном смысле. С ребятами, у которых я классный руководитель, мы создали беседу, куда все добавляют важные, по их мнению, новости, а я сбрасываю статьи по профориентации, изменения, касающиеся поступления, при необходимости напоминаю о проблемах по каким-либо предметам. Захожу на странички школьников в социальных сетях, наблюдаю за тем, чем живет молодежь не только для того, чтобы идти в ногу со временем, но и чтобы видеть настроение ребят. Несмотря на это, я не приветствую огромное количество электронных учебников и дистанционных программ обучения в режиме реального времени. Это отвлекает ребят от темы, снижает их чувственное и эмоциональное восприятие информации.
Через соцсети и по телефону стараюсь поддерживать связь с выпускниками. Конечно, они чаще звонят или пишут накануне праздников. Эти звонки и сообщения получать особенно приятно, значит, есть те люди, для которых в жизни ты что-то значишь, поэтому не зря переживала, радовалась, ругала, хвалила, убеждала во время учебы в школе. Общение с выпускниками придает сил, когда хочется опустить руки и сказать: «Все зря, я ничего не могу сделать». А такое хоть и нечасто, но бывает. Случаются моменты, когда просто хочется побыть несколько минут в тишине. Поэтому у педагога должен быть выработан иммунитет против стресса и хандры. Без этого качества в нашей работе никак.
Самое важное для меня в профессии – это дети, их достижения и успехи. И это не только отличные отметки, дипломы и грамоты. Особенно приятно работать с детьми, которые не хотят ограничиваться учебной программой, поэтому готовы работать с материалом под так называемой «звездочкой». И мне было приятно, когда за хорошие результаты в подготовке к олимпиаде, благодаря призовому месту ученицы меня наградили недельной поездкой в Санкт-Петербург. Эта поездка запомнилась мне надолго. Во-первых, потому что никогда до этого не была в этом живописном городе, во-вторых, потому что удалось приобрести полезные знания и новые знакомства.
Горжусь я и тем, когда у моих выпускников складывается карьера, появляются крепкие семьи, находятся занятия по душе. В такие моменты я еще раз убеждаюсь, что когда-то сделала правильный выбор: нести знания и помогать подрастающему человеку найти себя и свой путь в жизни. Это ведь больше, чем профессия, это настоящее призвание.
Мария ШНА,
фото автора и из архива Натальи Глусской