На белорусском рынке труда все более востребованными становятся логисты. Увеличивается количество магазинов, многие из них переходят в онлайн. Соответственно, растет спрос на сотрудников, способных организовать доставку товаров из точки А в точку В.
Как найти работу в подобной сфере, в чем ее специфика, какие soft и hard-skills нужно иметь логисту рассказала Марта Иванова, специалист по организации доставки в ОДО «Тут и там логистикс». Компания занимается грузоперевозками товаров по Беларуси в магазины розничной торговли и интернет-магазины, а также поставками продукции на склады.
– Еще в школе я понятия не имела, что такое логистика. Был пример знакомой, которая занималась маркетингом. Всегда было интересно слушать ее рассказы про разные проекты, успешные кейсы, стратегии работы с покупателями. Я интересовалась психологией и для меня было открытием, что эти знания необходимы для грамотного ведения продаж. Нравились игры, где все нужно было продумывать наперед, выстраивать стратегии. А стратегическое мышление – это и есть основа маркетинга.
Тогда решила, что тоже хочу стать маркетологом и после школы пошла учиться в филиал БГЭУ «Минский торговый колледж». При этом я изначально целенаправленно поступала именно в колледж. Хотелось отучиться два года, а потом совмещать работу с учебой на заочном отделении в вузе. Меня не привлекала перспектива четыре года быть финансово зависимой от родителей, хотелось быстрее стать самостоятельной в экономическом плане. К тому же, среднее специальное образование – это отличный фундамент для высшего образования, ведь в колледже на очень высоком уровне преподают многие дисциплины, которые потом приходится осваивать и в университете.
После колледжа я, как и планировала, поступила на заочную форму обучения в БГЭУ. Долго искала вакансию, связанную с моей специальностью маркетолога. Конечно, выпускнику без опыта работы было сложно найти что-то подходящее.
На втором курсе я откликнулась на вакансию ОДО «Тут и там логистикс» и меня пригласили на собеседование, а потом на оплачиваемую стажировку. Она длилась три месяца. За это время мне пришлось освоить специальную программу «Меркурий», где содержатся сведения о наличии товаров на складах, обрабатываются заявки на поставку продукции, распределяются заказы. Изучала информацию о специфике работы с нашими заказчиками, ведь у каждого из них свои индивидуальные особенности и строгие правила (например, приемные часы, возможность довоза товаров). Узнавала также особенности работы водителей. Их у нас очень много, компания часто приглашает наемных перевозчиков. Как правило, с водителями заранее приходится обговаривать все условия сотрудничества. В основном каждый водитель ездит только в определенный регион – это тоже приходится держать в голове, чтобы быстро и успешно координировать работу.
Мне повезло, что в нашей работе лояльно относятся к студентам. В отделе экспедиций нет жесткого требования о том, что на должность принимаются лишь специалисты с опытом работы от трех лет, как зачастую это бывает в других организациях. Специалисты по работе с персоналом в нашей сфере знают, что иногда проще работать с людьми без опыта и обучать с нуля под требования определенной компании. Профессионалам с большим стажем бывает сложнее перестроиться и адаптировать под новые правила. Они или не справляются, или приходят в «чужой монастырь со своими правилами».
Мой опыт показывает, что за три месяца порой можно научиться на практике большему, чем за три года учебы в университете. По сути, моя работа – это мой главный университет, где маркетинг – не что-то абстрактное, а наша повседневная деятельность. Хотя были за время моей учебы и очень полезные дисциплины, связанные с организацией торговли и маркетингом. Самый простой пример – знание основ мерчендайзинга (по-простому, расположения товаров в магазинах). В жизни это помогает ориентироваться в больших супермаркетах, находить товары по выгодной цене и не поддаваться на уловки маркетологов. Ведь грамотная стратегия продаж – это своего рода манипуляция запросами потребителей.
Кстати, очень здорово, что наше руководство снисходительно относится к получению образования, идет навстречу, предоставляет возможность подготовиться к экзаменам. Конечно, совмещать работу и учебу (пускай и на заочном отделении) непросто. Отпуск уходит на сессию. Получается, что я уже полтора года работаю без полноценного отдыха.
У нас достаточно молодой коллектив и совсем небольшая текучка кадров, если говорить об офисных работниках. А вот водители постоянно меняются.
Сейчас главная моя задача – планировать перевозки, а также заниматься распределением товаров и транспорта. За каждым специалистом закреплен свой регион. Я отвечаю за поставку товаров в Минск и Минскую область из двух складов. Один из них находится в промзоне «Шабаны», второй – по трассе на Могилев. Мы работаем с молочной продукцией (йогуртами, молоком, сметаной, питьевыми коктейлями), дрожжами, чипсами, алкогольными и табачными изделиями.
Постоянные заказчики перевозок – это довольно известные бренды, которые сотрудничают как с мелкими магазинами, так и крупными сетевыми гипермаркетами. Я и мои коллеги получаем заявки от этих компаний на поставку продукции в определенные точки по Минску и другим регионам. Нам сообщают, сколько продукции необходимо поставить, ее ассортимент, объем, вес, а также дату и время поставки. Руководствуясь этими данными, я рассчитываю необходимое количество автомобилей, занимаюсь подбором водителей, выстраиваю маршруты и формирую путевые листы.
Приходится отслеживать перемещение водителей, общаться с ними и решать разные проблемы. К примеру, можно отправить в большой гипермаркет 15 т товара, а там этот дорогостоящий крупный заказ отказываются разгружать. Нам приходится связываться с заказчиком и договариваться, чтобы приняли поставку. Бывает, что за день совершается до 50 звонков: нужно набрать водителям, заказчикам, работникам складов. Услышать каждого и принять правильное решение. Без навыков коммуникации и хотя бы базовых знаний психологии, устойчивости к стрессам здесь не обойтись – это так называемые soft-skills в нашей профессии.
Зато мою работу не назовешь рутинной, как может показаться на первый взгляд. Я прихожу в офис и не знаю, как пройдет мой рабочий день: с кем придется общаться, какие задачи и проблемы решать. Очередной рабочий день – это как открытие и изучение чего-то нового. Скучно не бывает. Для меня это большой плюс, есть некая непредсказуемость в моей профессии. Но иногда бывает сложно, приходится нервничать и морально уставать. По сути, это обратная сторона любой работы с людьми.
Из списка hard-skills, необходимых для работы в качестве логиста, ключевыми, пожалуй, являются знания основ маркетинга и продвинутое владение Excel. Эту программу я хорошо освоила во время учебы в колледже и университете, во многом разобралась сама, изучая мастер-классы в интернете. Навыки работы в Excel помогли мне при трудоустройстве. Мы пользуемся этой программой каждый день для ведения отчетности: рассчитываем эффективность и процент доставки.
При поиске работы в сфере логистики многие рассчитывают на высокую зарплату. Почему-то принято считать, что такие специалисты много зарабатывают. Но это стереотип. Зарплаты здесь средние. В некоторых компаниях зарплата напрямую зависит от KPI. А в нашей сфере его рассчитать довольно тяжело. Ведь успешное осуществление доставок зависит не только от логиста, но еще и от водителей, заказчиков, работников склада. Что касается карьерного роста, то с этим тоже все довольно непредсказуемо. В основном из рядового логиста или специалиста по организации доставки, можно вырасти в начальника отдела или ведущего логиста. Здесь уже обращают внимание на образование. Чтобы продвинуться по карьерной лестнице, нужно обязательно закончить вуз. Ну а дальше… Можно открыть свою логистическую компанию.
При поиске работы в сфере логистики нужно быть готовым к работе в две смены, иногда в выходные дни. Ведь свежие продукты нужны ежедневно. У нас в отделе, например, нужно иногда выходить на дежурство по субботам, поскольку мы работаем с поставками молочной продукции. Раз в месяц каждый сотрудник отдела дежурит в выходной день.
Но в целом, у нас стандартная пятидневка, мы работаем по графику либо с 8:30 до 17:00, либо с 12:30 до 21:00. Такой график меня устраивает, можно даже совмещать работу с курсами или мелкими подработками. Для меня это большой плюс. Недавно возникло желание попробовать освоить какую-нибудь специальность в сфере IT: дизайн, графика, тестирование. Пока я твердо не определилась, какое направление выбрать, но понимаю, что хочу продолжить свое обучение. А базовое владение определенными программами в совокупности со знаниями маркетинга, планирования, ведения коммуникации могут расширить горизонты в плане профессионального развития.
Мария ШНА