Свежий воздух, сосновый лес и единение с природой – такое времяпрепровождение для многих кажется идеальным. А вот у героя нашей публикации в таких условиях проходят трудовые будни. Возвращаясь вечером в родной город, он искренне рад толпам людей и гулу автомобилей.
В жизни во всем должна быть гармония, наличие дисбаланса вызывает определенные неудобства, убежден мастер леса Мухавецкого лесничества ГЛХУ «Брестский лесхоз» Роман АРДЫЦКИЙ. За плечами молодого человека работа в школе учителем географии, подсобником – на строительной площадке. И вот уже четвертый год он трудится хозяином леса.
О хитросплетениях человеческой судьбы и обстоятельствах, которые способны повлиять на принятие жизненно важных решений – в материале «Кем быть?»
О любви к природе
По словам героя этой публикации, именно любовь к природе привела его в лесное хозяйство.
– Это чувство заложено у меня на генетическом уровне. В школе среди любимых предметов были география и биология, то, что непосредственно связано с природой. Со своим классным руководителем, учителем географии средней школы №14 им. Е.М.Фомина в Бресте Верой Васильевной Буянкиной мы истоптали множество лесных тропинок. Особенно нравились походы с ночевкой на озеро Селяхи, – вспоминает молодой человек. – Все каникулы и выходные мы с родителями проводили в деревне, на лоне природы. Чтобы было без обид, на одни выходные ездили на малую родину папы – в деревню Верховичи Каменецкого района, на следующих бывали в Заболотье, что в 10 км от Бреста, на родине мамы. Успели с братом освоить некоторые премудрости сельской жизни: пасли стадо, сажали огороды… Я даже корову научился доить!
Роман любит рыбалку, велопрогулки по родным местам и с детства увлекается орнитологией: мастерит искусственные гнездовья для птиц, обитающих в наших широтах. Кажется, про скворцов, синиц, трясогузок, воробьев, мухоловок и горихвосток, он знает больше, чем написано во всей вместе взятой научной литературе.
– С 2008 года, например, провожу эксперимент по привлечению на гнездование белых аистов. В Заболотье (теперь у нас там дача) создал пять видов искусственных гнезд. Результат не заставил себя долго ждать: на нашем участке уже весной 2014-го поселилась первая пара влюбленных птиц. Наблюдать за их жизнью – одно удовольствие! – не сдерживает эмоций молодой человек.
О выборе будущей профессии
После 9 класса Роман планировал поступать в медицинский колледж. Хотел пойти по стопам мамы: она у него медсестра, работает в Брестской городской больнице №1. Но что-то не срослось: полбалла стали решающими.
– Людей я тоже очень люблю, ко всем отношусь с большим уважением. Знакомые даже говорят о том, что я слишком правильный. Возможно, из меня бы получился хороший доктор, – рассуждает молодой человек. – Но я почему-то стал педагогом. А ведь, если подумать, эти профессии во многом схожи: одни лечат души, другие – тела. Родители вообще предлагали поступать в какой-нибудь политехнический вуз – БНТУ, местный БрГТУ. Но с математическими науками у меня всегда складывались особые отношения. Например, мне очень нравилась геометрия с ее пространственным мышлением, воображением. А алгебру с ее ненужными по жизни формулами я, наоборот, на дух не переносил. Теперь вот думаю, может, и зря родителей не послушал. Ведь выбирать профессию нужно с оглядкой на рынок труда, смотреть, что наиболее перспективно и востребовано, чтобы потом, зарабатывая реальные деньги, не испытывать никакой нужды. Хотя… каждый из нас идет своей дорогой.
О студенчестве
В 2007 году Роман Ардыцкий стал студентом географического факультета Брестского государственного университета имени А.С.Пушкина. Геофак – это не место учебы, это образ жизни, убежден мой собеседник. Если бы была возможность все «переиграть», признается Роман, он вновь остановил бы свой выбор на этом факультете.
– В 2007 году конкурс на брестский геофак был одним из самых высоких. Факультет считался престижным, но, к сожалению, со временем эта позиция была утрачена, – поделился молодой человек. – Главное в образовательном процессе будущего географа – практика. Ее недостаток не дает сформироваться полному и объективному мировоззрению. Если сравнивать ее объемы в мои студенческие годы и, скажем, в советские времена, то это, конечно же, небо и земля. Раньше будущие географы ездили на Байкал, колесили по территориям нашей восточной соседки. Нам тоже в какой-то степени повезло: мы покорили Говерлу, побывали с одногруппниками в Западной Украине, родной Томашовке, истоптали все тропы Брестского района. Сейчас, знакомые говорят, даже этого нет. Студенчество – пожалуй, самая прекрасная пора. Это время новых знакомств и открытий! Геофак принес в мою жизнь настоящих друзей. Радует, что до сих пор, не смотря на большие расстояния, мы поддерживаем хорошие отношения.
Связи с родным факультетом Роман также не теряет: будущие географы с большим удовольствием принимают участие в акциях «Посади дерево», «Чистый лес» и т.п. Со словами огромной благодарности молодой человек вспоминает своих преподавателей – декана географического факультета Ирину Васильевну Абрамову, профессора кафедры зоологии биологического факультета Василия Емельяновича Гайдука, доцента кафедры географии и природопользования Николая Федоровича Гречаника.
– Однажды довелось побывать в гостях у нашего Василия Емельяновича: писал у него дипломную работу. Искренне был удивлен количеству книг, которые хранились у него дома. Книги были везде – под столом, под кроватью, в шкафу, на подоконнике. Вот что значит человек своего дела, преподаватель и исследователь от Бога. Побольше бы таких талантливых педагогов, – подчеркнул мой собеседник.
О педагогике
На пятом курсе университета Роман Ардыцкий уже вел уроки географии в своей родной школе №14 им. Е.М.Фомина. Рассуждая о том, каким должен быть настоящий учитель, мой собеседник цитирует классика педагогики К.Д. Ушинского: «Педагог должен быть добрым, но без слабости, требовательным, но без придирчивости, допускать шутку, но не превращать серьезное дело в шутку».
– Первая по-настоящему педагогическая практика по учебной программе у нас была после 3-го курса. Ее вместе с одногруппниками я проходил в лагере «Бригантина», расположенном в живописном месте на берегу Завышанского озера в Ивановском районе. Здесь я трудился вожатым в экологическом отряде «Алые паруса». К слову, в лагере я заработал и свои первые деньги, – вспоминает мой собеседник. – С ребятами мы были на одной волне: общение с детьми на лоне природы вызывает особые эмоции. Признаюсь, я даже немного сожалею, что сам, будучи школьником, никогда не ездил в детские лагеря. Девчонки и мальчишки очень любят природу. В идеале уроки географии и биологии нужно чаще проводить на улице, а не в учебном кабинете. Правда, это накладывает определенную ответственность на учителя. Мало ли что может приключиться. Тут уже каждый волен выбирать сам.
Роман Юрьевич может часами рассказывать о своих учениках, а их у него было без малого пять сотен. Молодой человек вел уроки географии у среднего и старшего школьного звена, а также по совместительству трудился географом в Брестском государственном торгово-технологическом колледже. В копилке педагога и его учеников множество знаковых наград. В 2015 году герой этой публикации принимал участие в районном этапе областного конкурса «Молодой учитель Брестчины» и одержал победу в номинации «Инновационный подход при обучении учащихся на уроках географии».
На вопрос, почему с такой любовью к детям и педагогике, ушел из школы, Роман отвечает: «Чисто из экономических соображений. На то время в лесном хозяйстве заработная плата была практически вдвое выше. В школе за 30 часов в неделю, на полторы ставки я зарабатывал по 360 рублей. Деньги, особенно учитывая, что в будущем придется содержать семью, быть кормильцем, – мягко говоря, небольшие».
Окончательно связи с педагогикой Роман, конечно же, не разорвал. С 2015 года он трудится педагогом дополнительного образования в ГУО «Брестский областной центр туризма и краеведения детей и молодежи». В минувшем году молодому человеку присвоена 1 педагогическая категория. Вместе со своими воспитанниками он много путешествует, изучает природу родного края.
О стройке
По словам моего собеседника, физический труд никогда особо его не пугал. В 2013 году, во время летних каникул, Роман решил подзаработать на строительной площадке.
– Конечно же, тяжело, но вообще терпеть можно. Человек – живой организм, ко всему привыкает. Трудился я подсобным рабочим, бок о бок с профессионалами ОАО «Строительный трест №8» возводил в Бресте магазин «Астор-Вест», – рассказывает он. – Зарабатывал на стройке больше, чем своим учительством. Правда, никакого морального удовлетворения при этом не получал. Там другой мир, другие законы. Но определенный опыт в строительстве теперь имею: надеюсь, как подобает настоящему мужчине, когда-нибудь построю и свой собственный дом.
О лесном хозяйстве
Во владениях Романа Ардыцкого, мастера леса Мухавецкого лесничества ГЛХУ «Брестский лесхоз», сегодня более трех тысяч гектаров лесных угодий. Чтобы обойти эту территорию, ежедневно ему приходится «накручивать» более 20 километров.
– На третьем курсе геофака я писал курсовую работу по животному миру Брестчины, собирал материалы. Естественно, обращался за помощью в лесхоз, попутно со всеми там познакомился. Когда в Мухавецком лесничестве появилась вакансия, мне первому предложили эту работу. Молодой был, горячий, долго не раздумывал. Хотя помню, на собеседовании мой начальник (теперь он на заслуженном отдыхе) произнес интересную фразу: «Дытыно, куды ты лизыш?». Наверное, я не совсем понимал, что меня ждет, – признается молодой человек.
День знаний, 1 сентября 2015 года, Роман Юрьевич встречал уже в новой для себя роли хозяина леса – государственного инспектора по контролю за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов. Летом 2018 года окончил УО «Белорусский государственный технологический университет» по специальности переподготовки «Лесоведение и лесоводство». Молодому человеку присвоена квалификация «Инженер лесного хозяйства».
– Я отвечаю за участок южнее Бреста, по сути, это лес моего детства. Знаю здесь все тропинки, каждое деревце. В моем подчинении трудятся 5 лесников, – продолжает Роман свой рассказ. – В лесном хозяйстве круглый год хватает забот. В декабре занимаемся новогодними елками, с января начинаем осваивать новые делянки. С приходом весны готовимся к сбору березового сока: рядом город, брестчане с удовольствием затариваются полезным для здоровья напитком. Сок «идет» обычно в течении трех мартовских недель, в зависимости от погодных условий иногда захватываем и апрель. Параллельно начинаем засаживать новыми деревцами прогали, вырубки. Кстати, сажать лес можно до той поры, пока почки на деревьях не распустились. Если позже, саженцы вряд ли возьмутся расти. В мае-июле обкашиваем сорные растения, побеги нежелательных деревьев и кустов. Летом, когда сильная жара и в лесах высокий класс пожароопасности, дежурства проходят очень напряженно. Люди, несмотря на запреты, все равно едут отдыхать на природу, а там… кто-то костер не потушит, кто-то окурок бросит, кто-то бутылку стеклянную оставит. До беды совсем недалеко. Осенью опять занимаемся посадкой новых деревьев, заготавливаем желуди. Зимой лесники собирают сосновые шишки, чтобы получить семена и выращивать на питомнике саженцы.
По словам Романа, работа в лесу далека от романтики. Ведь это, как правило, ненормированный рабочий день: могут среди ночи поднять, когда пожар или еще какая непредвиденная ситуация. Да к тому же и очень опасное занятие, особенно в период рубок.
– Однажды и я сучком в лоб получил. С тех пор без каски – никуда. А вообще выносливость должна быть высокая, без хорошей физической подготовки тоже никуда, ходить-бегать приходится много. И, пожалуй, самое главное: человек должен по-настоящему любить лес, природу, – рассуждает о своей профессии молодой человек. – Из-за слишком больших объемов отгрузок древесины лес сегодня испытывает серьезную нагрузку. Конечно же, стараюсь сохранить все самое ценное. Например, есть у меня сосна, которой без малого две сотни лет, настоящий раритет! Но, к сожалению, не всегда получается так, как мы этого хотим.
Понятий отдых и «ничегонеделанье» в жизни Романа Ардыцкого практически не существует, это, как правило, смена деятельности. Мастера леса с нетерпением ждут на занятиях ребята из Брестского областного центра туризма и краеведения детей и молодежи. Пока молодой, убежден мой собеседник, нужно работать. Главное, чтобы эта работа приносила удовлетворение и в моральном, и в экономическом плане.
Елена КУНАХОВЕЦ