КЕМ БЫТЬ? журнал компас в мире
профессий
  • Главная
  • О журнале
    • Редакционный совет
    • К читателям
  • Рубрики
    • Представляем учебное заведение
    • Представляем факультет
    • Знакомим с профессией
    • Абитуриентам
    • Актуально
    • Профориентир
    • Проверено на себе
    • Страничка психолога
    • В копилку педагога
    • Вопрос-ответ
    • Личность
    • Из опыта работы
    • Музыкальная гостинная
    • Город мастеров
    • После уроков
    • Это интересно
  • Печатное издание
    • Подписка
    • Анонс
    • Архив
  • Контакты
    • Журнал «Кем быть?»
    • »
    • Записи
    • »
    • Знакомим с профессией
    • »
    • Менеджер по управлению персоналом (HR-менеджер)

    Менеджер по управлению персоналом (HR-менеджер)

    HR-manager

    Менеджер по управлению персоналом или HR-менеджер (от англ. «human resources» – человеческие ресурсы) – это специалист, осуществляющий полный цикл работ с сотрудниками предприятия: от подбора персонала, его развития и мотивации до увольнения с работы.

    Аббревиатура HR обозначает «human resources» (в переводе с английского – человеческие ресурсы). Говоря иначе, HR-менеджер (или эйчар) – это специалист по управлению персоналом.

    Несмотря на то, что эта профессия «выросла» из профессии кадровика, круг обязанностей современного HR-менеджера очень расширился. Кадровики, как правило, вели кадровое делопроизводство и следили за соблюдением трудового законодательства. В круг обязанностей менеджера по управлению персоналом входит то же самое, но это только малая часть его задач. Главная цель деятельности специалиста – совмещение имеющихся человеческих ресурсов, квалификации и трудового потенциала со стратегией развития бизнеса, стратегией управления и кадровой стратегии с целями организации.

    HR-менеджер – это комплексная специализация. В крупных компаниях обязанности эйчаров обычно распределяются между разными специалистами. Так, бывают рекрутеры (занимаются поиском персонала), специалисты по кадровому делопроизводству (ведут всю необходимую документацию по приему персонала, их увольнению и так далее), управляющие персоналом (контролируют работу сотрудников), тренеры (занимаются обучением персонала, проводят корпоративные тренинги).

    Содержание труда

    Менеджер по персоналу осуществляет весь цикл работ с персоналом: от изучения рынка труда и найма персонала до ухода специалиста на пенсию или увольнения. Он разрабатывает стратегию управления персоналом, кадровую политику и планирование кадровой работы; анализирует кадровый потенциал, прогнозирует и определяет потребность в специалистах; поддерживает деловые связи со службами занятости; комплектует руководящими, рабочими кадрами и специалистами организацию с учетом перспектив ее развития.

    HR-менеджер ищет кандидатов на имеющиеся вакансии, разрабатывает модели мотивации персонала и обеспечивает наиболее эффективную рабочую атмосферу. Менеджер по персоналу формирует и поддерживает корпоративную культуру организации. Одной из самых важных обязанностей специалиста является организация обучения кадров, предоставление консультативных услуг в области управления человеческими ресурсами руководителям всех рангов. Работа менеджера по персоналу жестко регламентирована инструкциями и нормами законодательства.

    В обязанности HR-менеджера входит организация работы с персоналом, а именно:

    • определение потребности в персонале, укомплектование штата организации работниками необходимых профессий;

    • формирование кадрового резерва;

    • поиск и отбор кандидатов на вакансии, проведение собеседования, принятие решения, годен кандидат или нет;

    • организация обучения и повышения квалификации сотрудников (проведение тренингов, обучающих семинаров, отправка на курсы повышения квалификации, переподготовку);

    • аттестация сотрудников, оценка их работы;

    • информирование о кадровых вопросах и решениях сотрудников организации;

    • участие в принятии решений по вопросам найма, перевода, продвижения по службе, понижении в должности, увольнения сотрудников предприятия;

    • кадровое делопроизводство, составление и оформление трудовых договоров, ведение личных дел работников и другой кадровой документации;

    • наблюдение за рынком труда, информирование руководства о сложившейся ситуации с кадрами, средней заработной плате;

    • создание системы мотивации труда.

    Должен знать:

    • трудовое законодательство;

    • директивные и нормативные документы, регламентирующие деятельность по управлению персоналом;

    • современные концепции управления персоналом;

    • основы трудовой мотивации и системы оценки персонала;

    • формы и методы обучения и повышения квалификации кадров;

    • стандарты делопроизводства (классификацию документов, порядок оформления, регистрации, прохождения, хранения);

    • организационную структуру управления и ее кадровый состав;

    • основы экономики, маркетинга, юриспруденции, предпринимательства и ведения бизнеса;

    • основы психологии, теорию межличностного общения, конфликтологию.

    Должен уметь:

    • определять потребность в персонале, изучать рынок труда с целью обеспечения своего предприятия необходимыми кадрами;

    • грамотно оценивать рынок профессий и в зависимости от спроса изменять требования компаний к соискателям;

    • четко определять основные позиции для любой должности;

    • комплектовать организацию работниками необходимых профессий, специальностей и квалификаций;

    • находить нужных соискателей, уметь эффективно их оценивать в процессе собеседования;

    • осуществлять подбор, отбор и найм персонала;

    • организовывать работу с персоналом в соответствии с общими целями развития организации и конкретными направлениями кадровой политики для достижения его эффективного использования и профессионального совершенствования;

    • организовывать обучение персонала компании, координировать работу по повышению квалификации и развитию деловой карьеры сотрудников;

    • разрабатывать систему оценки деловых и личностных качеств, мотивации должностного роста работников;

    • составлять и оформлять трудовые договоры и контракты, вести личные дела работников.

    Требования профессии к человеку

    Профессия менеджера по персоналу относится к типу профессий «Человек – человек», она ориентирована на общение и взаимодействие с людьми. От специалиста требуются умения устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей и разбираться в человеческих взаимоотношениях, обладать развитыми вербальным и коммуникативными способностями, эмоциональной устойчивостью и лидерскими наклонностями.

    Дополнительный тип профессии – «Человек – знак», поскольку деятельность связана с работой со знаковой информацией: текстами, цифрами, формулами, таблицами, схемами, моделями. От специалиста требуются логические способности, умение сосредотачиваться, интерес к работе с информацией, развитое внимание и усидчивость, умение оперировать числами, пространственное мышление.

    Профессия менеджера по персоналу относится к классу эвристических, т.к. она связана с различными направлениями деятельности в сфере управления другими людьми, с организацией, планированием, координацией, мотивацией и контролем. Эта профессия требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.

    Успешному выполнению профессиональной деятельности будут способствовать:

    • высокоразвитые организаторские способности и лидерские качества (умение подбирать, проводить расстановку кадров, обеспечивать четкий контроль);

    • развитые коммуникативные способности (умение входить в контакт, налаживать связи и взаимоотношения, находить общий язык с соискателями, сотрудниками, руководителями);

    • высокий уровень развития концентрации и переключения внимания (способность в течение длительного времени сосредоточиваться на одном виде деятельности и быстро переходить с одного вида деятельности на другой);

    • аналитический склад ума, логическое мышление (способность анализировать множество факторов, устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать и предвидеть результаты);

    • способность воспринимать большое количество информации (всестороннее адекватное восприятие ситуации);

    • вербальные способности (хорошо поставленная речь, умение связно и четко, грамотно излагать свои мысли, богатый словарный запас);

    • хорошая долговременная и оперативная память;

    • высокий уровень понятийного мышления;

    • способность решать проблемные ситуации в короткие сроки;

    • добросовестность и внимательность (способность беспристрастно подходить к подбору кадров, использование только достоверной информации, объективных методик);

    • креативность (способность к принятию нестандартных решений, проявлению творческих способностей);

    • неконфликтность и социальная терпимость (умение нивелировать напряженные моменты в работе);

    • уверенность в себе, в принимаемых решениях;

    • четкие личные цели (знает, чего хочет от своей работы);

    • деловая хватка, инициативность;

    • энергичность, оперативность (мобильность);

    • умение подчиняться требованиям, нормам организации;

    • психоэмоциональная уравновешенность, самообладание, выдержка;

    • самоконтроль, организованность, самодисциплина;

    • гибкость мышления;

    • ответственность, исполнительность;

    • решительность, настойчивость, целеустремленность;

    • эрудированность;

    • доброжелательность;

    • стремление к профессиональному совершенству и постоянному личностному росту.

     

    Екатерина ПАСТУШКОВА

  • Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

    Copyright © 2016 Журнал "Кем Быть?". All Rights Reserved.

  • Разработка и продвижение сайта - GREYMedia