
Менеджер по управлению персоналом или HR-менеджер (от англ. «human resources» – человеческие ресурсы) – это специалист, осуществляющий полный цикл работ с сотрудниками предприятия: от подбора персонала, его развития и мотивации до увольнения с работы.
Аббревиатура HR обозначает «human resources» (в переводе с английского – человеческие ресурсы). Говоря иначе, HR-менеджер (или эйчар) – это специалист по управлению персоналом.
Несмотря на то, что эта профессия «выросла» из профессии кадровика, круг обязанностей современного HR-менеджера очень расширился. Кадровики, как правило, вели кадровое делопроизводство и следили за соблюдением трудового законодательства. В круг обязанностей менеджера по управлению персоналом входит то же самое, но это только малая часть его задач. Главная цель деятельности специалиста – совмещение имеющихся человеческих ресурсов, квалификации и трудового потенциала со стратегией развития бизнеса, стратегией управления и кадровой стратегии с целями организации.
HR-менеджер – это комплексная специализация. В крупных компаниях обязанности эйчаров обычно распределяются между разными специалистами. Так, бывают рекрутеры (занимаются поиском персонала), специалисты по кадровому делопроизводству (ведут всю необходимую документацию по приему персонала, их увольнению и так далее), управляющие персоналом (контролируют работу сотрудников), тренеры (занимаются обучением персонала, проводят корпоративные тренинги).
Содержание труда
Менеджер по персоналу осуществляет весь цикл работ с персоналом: от изучения рынка труда и найма персонала до ухода специалиста на пенсию или увольнения. Он разрабатывает стратегию управления персоналом, кадровую политику и планирование кадровой работы; анализирует кадровый потенциал, прогнозирует и определяет потребность в специалистах; поддерживает деловые связи со службами занятости; комплектует руководящими, рабочими кадрами и специалистами организацию с учетом перспектив ее развития.
HR-менеджер ищет кандидатов на имеющиеся вакансии, разрабатывает модели мотивации персонала и обеспечивает наиболее эффективную рабочую атмосферу. Менеджер по персоналу формирует и поддерживает корпоративную культуру организации. Одной из самых важных обязанностей специалиста является организация обучения кадров, предоставление консультативных услуг в области управления человеческими ресурсами руководителям всех рангов. Работа менеджера по персоналу жестко регламентирована инструкциями и нормами законодательства.
В обязанности HR-менеджера входит организация работы с персоналом, а именно:
• определение потребности в персонале, укомплектование штата организации работниками необходимых профессий;
• формирование кадрового резерва;
• поиск и отбор кандидатов на вакансии, проведение собеседования, принятие решения, годен кандидат или нет;
• организация обучения и повышения квалификации сотрудников (проведение тренингов, обучающих семинаров, отправка на курсы повышения квалификации, переподготовку);
• аттестация сотрудников, оценка их работы;
• информирование о кадровых вопросах и решениях сотрудников организации;
• участие в принятии решений по вопросам найма, перевода, продвижения по службе, понижении в должности, увольнения сотрудников предприятия;
• кадровое делопроизводство, составление и оформление трудовых договоров, ведение личных дел работников и другой кадровой документации;
• наблюдение за рынком труда, информирование руководства о сложившейся ситуации с кадрами, средней заработной плате;
• создание системы мотивации труда.
Должен знать:
• трудовое законодательство;
• директивные и нормативные документы, регламентирующие деятельность по управлению персоналом;
• современные концепции управления персоналом;
• основы трудовой мотивации и системы оценки персонала;
• формы и методы обучения и повышения квалификации кадров;
• стандарты делопроизводства (классификацию документов, порядок оформления, регистрации, прохождения, хранения);
• организационную структуру управления и ее кадровый состав;
• основы экономики, маркетинга, юриспруденции, предпринимательства и ведения бизнеса;
• основы психологии, теорию межличностного общения, конфликтологию.
Должен уметь:
• определять потребность в персонале, изучать рынок труда с целью обеспечения своего предприятия необходимыми кадрами;
• грамотно оценивать рынок профессий и в зависимости от спроса изменять требования компаний к соискателям;
• четко определять основные позиции для любой должности;
• комплектовать организацию работниками необходимых профессий, специальностей и квалификаций;
• находить нужных соискателей, уметь эффективно их оценивать в процессе собеседования;
• осуществлять подбор, отбор и найм персонала;
• организовывать работу с персоналом в соответствии с общими целями развития организации и конкретными направлениями кадровой политики для достижения его эффективного использования и профессионального совершенствования;
• организовывать обучение персонала компании, координировать работу по повышению квалификации и развитию деловой карьеры сотрудников;
• разрабатывать систему оценки деловых и личностных качеств, мотивации должностного роста работников;
• составлять и оформлять трудовые договоры и контракты, вести личные дела работников.
Требования профессии к человеку
Профессия менеджера по персоналу относится к типу профессий «Человек – человек», она ориентирована на общение и взаимодействие с людьми. От специалиста требуются умения устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей и разбираться в человеческих взаимоотношениях, обладать развитыми вербальным и коммуникативными способностями, эмоциональной устойчивостью и лидерскими наклонностями.
Дополнительный тип профессии – «Человек – знак», поскольку деятельность связана с работой со знаковой информацией: текстами, цифрами, формулами, таблицами, схемами, моделями. От специалиста требуются логические способности, умение сосредотачиваться, интерес к работе с информацией, развитое внимание и усидчивость, умение оперировать числами, пространственное мышление.
Профессия менеджера по персоналу относится к классу эвристических, т.к. она связана с различными направлениями деятельности в сфере управления другими людьми, с организацией, планированием, координацией, мотивацией и контролем. Эта профессия требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.
Успешному выполнению профессиональной деятельности будут способствовать:
• высокоразвитые организаторские способности и лидерские качества (умение подбирать, проводить расстановку кадров, обеспечивать четкий контроль);
• развитые коммуникативные способности (умение входить в контакт, налаживать связи и взаимоотношения, находить общий язык с соискателями, сотрудниками, руководителями);
• высокий уровень развития концентрации и переключения внимания (способность в течение длительного времени сосредоточиваться на одном виде деятельности и быстро переходить с одного вида деятельности на другой);
• аналитический склад ума, логическое мышление (способность анализировать множество факторов, устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать и предвидеть результаты);
• способность воспринимать большое количество информации (всестороннее адекватное восприятие ситуации);
• вербальные способности (хорошо поставленная речь, умение связно и четко, грамотно излагать свои мысли, богатый словарный запас);
• хорошая долговременная и оперативная память;
• высокий уровень понятийного мышления;
• способность решать проблемные ситуации в короткие сроки;
• добросовестность и внимательность (способность беспристрастно подходить к подбору кадров, использование только достоверной информации, объективных методик);
• креативность (способность к принятию нестандартных решений, проявлению творческих способностей);
• неконфликтность и социальная терпимость (умение нивелировать напряженные моменты в работе);
• уверенность в себе, в принимаемых решениях;
• четкие личные цели (знает, чего хочет от своей работы);
• деловая хватка, инициативность;
• энергичность, оперативность (мобильность);
• умение подчиняться требованиям, нормам организации;
• психоэмоциональная уравновешенность, самообладание, выдержка;
• самоконтроль, организованность, самодисциплина;
• гибкость мышления;
• ответственность, исполнительность;
• решительность, настойчивость, целеустремленность;
• эрудированность;
• доброжелательность;
• стремление к профессиональному совершенству и постоянному личностному росту.
Екатерина ПАСТУШКОВА