Алёна Курило
Смысл работы нарративного гейм-дизайнера трудно описать парой предложений. Если кратко, то его задача – это работа над всеми моментами, которые связаны с повествованием игры. То есть именно этот человек отвечает за содержание игры и за то, каким образом оно выражено.
Подробней об этой интересной и необычной профессии расскажет Алёна Курило – нарративный гейм-дизайнер.
– Расскажите, чем занимается нарративный гейм-дизайнер.
– Определение названия профессии «нарративный гейм-дизайнер» расплывчато. В некоторых статьях по этой теме, которые я читала, такого специалиста не считают гейм-дизайнером, и называют его контент-менеджером. Фактически, так и есть: он действительно управляет контентом: пишет тексты, заказывает графику у художников, «помещает» контент в игру.
Некоторые называют нарративных гейм-дизайнеров сценаристами. Да, эти профессии связаны, однако есть масса различий, из-за которых объединить их под одним названием нельзя.
Некоторые путают нарративного дизайнера с копирайтером. Обычно первый придумывает сюжет для игры, а второй уже для готового сюжета придумывает тексты и квесты, а также занимается неймингом объектов.
Нарративный гейм-дизайнер отвечает за повествование в играх. Делает он это всеми известными ему способами: пишет продуманный сценарий, к примеру. А если создаваемая игра не содержит слов, то он определенным образом проектирует сюжет, работает с игрой на уровне графики и таким образом выстраивает повествование.
Обычно список задач нарративного дизайнера довольно широк. Он занимается практически всем, что связано с сюжетом и текстом в играх, учитывая получение опыта и обучение игрока.
– Как вы пришли в профессию?
– Моя профессия никак не связана с моим образованием. Я училась в двух учебных заведениях: изучала бухгалтерский учет в … и получила квалификацию инженера в БГУИРе. Был период, когда я хотела связать свою жизнь с медициной. Даже думала о поступлении в медицинский колледж. Но эта идея была недостаточно серьезной, поэтому и осталась нереализованной.
Некоторое время занималась тестированием. Так я пришла в сферу гейм-дизайна. Сейчас работаю в компании, которая разрабатывает игры для социальных сетей.
За годы обучения я очень много читала и рисовала. Наверное, именно это и привело меня к моей нынешней профессии.
Когда я наткнулась на вакансию нарративного гейм-дизайнера, меня очень заинтересовало одно требование: будущий работник должен был обладать хорошим литературным вкусом. Поэтому я решила попробовать себя на этом месте.
Я пришла на собеседование, и после продолжительной беседы с продюсером нашей компании меня приняли на работу в тот же день.
– Откуда у вас такие навыки?
– Я пишу с детства, примерно с восьми лет. Тогда казалось, что у меня это хорошо получается. Я писала рассказы, которые были основаны на книгах типа «Денискиных рассказов» и подобных. Мне нравилась школьная тематика, я пыталась подражать стилю советских писателей. Был период, когда я писала и стихотворения. Мне нравилось творчество Марины Цветаевой и подобных ей поэтов. Помню, что в школе писала длинные сочинения для себя и других.
У меня тогда не было достаточной информационной базы, которая дала бы мне возможность приступить к моей нынешней работе. К тому же, IT-сфера была не так развита, как сейчас. Я даже не знала о такой профессии и не связывала свою будущую работу с текстами. Мне казалось, что этим я не смогу зарабатывать на жизнь.
Когда я пришла в эту сферу, то немного знала о том, как работают нарративные гейм-дизайнеры. Я играла и любила игры, читала некоторые книги по гейм-дизайну. Знания развивались со временем и опытом, когда я уже начала работать.
– Как создаются идеи?
– Ошибочно считать, что нарративный дизайнер только и делает, что придумывает. Обязанности такого специалиста куда шире.
Любая идея нарративного дизайнера подлежит обсуждению в команде. Возможно, что команда ее не поддержит. В таком случае придется придумывать что-то другое. И даже если идеи будут хорошими, они все равно могут не подойти по нескольким причинам.
Во-первых, отказаться от идеи могут по техническим причинам: не все можно реализовать из-за недостатка ресурсов. Во-вторых, идею придется перерабатывать, если ее разработка займет больше времени, чем предполагалось изначально. В-третьих, если команда согласилась с твоей идеей, то с ней может не согласиться продюсер или менеджер.
Проходит много времени, пока идея не будет соответствовать всем требованиям.
Когда идея утверждена, возникает новая задача: ее реализация. Нужно распределить обязанности между художниками, 3D-моделлерами, дизайнерами и следить за ходом выполнения работы.
– Как правильно писать текст игры?
– Чтобы написать даже абзац художественного текста, нужно обладать определенными навыками. А чтобы текст соответствовал требованиям игры, нужно уметь формулировать мысли кратко. То есть мысль, которая могла бы занимать абзац, должна быть умещена в предложение. Это зависит не только от оформления или технических характеристик игры. Скорее, такое формирование текста основано на требованиях игроков. Им нужен динамический сюжет с минимальным текстовым сопровождением.
Выражать мысль одним предложением вместо абзаца – это хорошо. Играя, человек не должен читать, он должен с полуслова понимать игру и уделять больше времени игровому процессу. Конечно, есть текстовые игры, однако они не самые популярные и не самые доходные. Хотя, есть и исключения.
– Чего больше в работе: творчества или рутины?
– Придумать идею можно и за 5 минут. Куда больше времени тратится на рутинные обязанности. Например, к ним относится однотипная работа с графикой и анимацией, когда нужно создать баннер или 10 одинаковых иконок. Приходится работать и с кодом.
Если кто-то, играя в красивую игру, думает, что ее создали только художники, которые делали то, что им велит сердце, то это не так. Создание игр – это не только творческий, но и рутинный процесс. Если заниматься творческой деятельностью, придется медленно двигаться вперед и выполнять даже неинтересные задачи.
Я рада, что в моей работе нет ничего, что связано с математикой. Расчетами баланса игры и прочими подсчетами занимаются другие специалисты. Но когда свободных специалистов не хватает, приходится заниматься и этим. К примеру, недавно я делала обновление игры и и столкнулась с несложными расчетами.
– Как проходит ваш рабочий день?
– В начале рабочего дня я обычно читаю отзывы игроков о наших обновлениях в игровых сообществах социальных сетей. Также веду блог разработчика на русском языке в социальной сети «Вконтакте», потому что там «обитает» наша основная аудитория.
В 11:00 в компании проходит дейли митинг – ежедневное собрание всей команды. На нем мы обсуждаем то, что уже сделано, узнаем, чем сейчас занимаются коллеги, а также намечаем планы.
После этого я обычно работаю над текстами, занимаюсь копирайтингом, оформляю концепты, сценарии, квесты. Также я пишу промо-тексты, для рекламы наших игр. На последней неделе перед обновлениями провожу финальную редактуру текстов.
– В чем нужно разбираться нарративному гейм-дизайнеру?
– Нарративных дизайнеров, которые работают только в текстовых редакторах, не бывает. Такой специалист занимается копирайтингом, сценарным делом, редактированием, оформлением концептов, микроменеджментом и отчасти графикой. В зависимости от компании его задачи могут варьироваться.
Ему нужно неплохо ориентироваться в игровых движках, разбираться в дизайне, 2D- и 3D-графике, владеть графическими пакетами и программным обеспечением.
Очень важно знать стилистику текста и понимать принципы редактирования. Об этом можно почитать у Максима Ильяхова в книге «Пиши, сокращай» и у Дитмара Розенталя в «Справочнике по правописанию и литературной правке». Также нужно знать, где можно получить необходимую информацию: к примеру, это могут быть такие ресурсы, как Грамота.ру и подобные.
Нарративному дизайнеру пригодятся знания психологии. Ему нужно понимать, как ведет себя человек, почему он делает то или иное. Об этом я читала интересную книгу Криса Фрита «Мозг и душа», в которой рассматриваются вопросы нейропсихологии.
Также такому специалисту помогает в работе знание маркетинга. Думать о продукте в целом и о его успехе нужно на всех этапах разработки. Нужно интересоваться, во что люди хотели бы играть и что хотели бы купить. Это формирует спрос на продукцию. Ведь игра – это продукт, а игрок – покупатель. Нужно понимать, что заставляет человека покупать. Об этом можно прочесть в книге Фила Бардена «Взлом маркетинга. Наука о том, почему мы покупаем».
– Что является самым сложным в работе?
– Самое сложное – это то, что приходится считаться с исходными данными, создавать что-то с определенными условиями. Ты не можешь поменять концепцию и идею, не можешь выйти за рамки.
– Как вы совершенствуетесь в профессии?
– Наративному дизайнеру нужно понимать, как художник воплотит в жизнь его идею. Поэтому я много читаю про дизайн, в частности – про графический дизайн. Просматриваю очень много графического материала на разных сайтах.
Читаю книги, из которых извлекаю полезную информацию, связанную с редактированием, маркетингом, психологией. Но мне нравятся далеко не все из них.
Когда читаю профильную литературу по гейм-дизайну и сценарному делу, мне кажется, что ее писали роботы. Есть довольно скучные книги, и сложно представить, что их писали сценаристы. Я привыкла извлекать знания не из сухого повествования, а из интересного рассказа.
Конечно, не каждый художественный текст будет интересен и полезен с точки зрения знаний, но мне кажется, что писать о профессии нужно так, чтобы читатель был увлечен этой информацией.
Люблю смотреть записи различных игровых конференций. Интересно слушать человека, который интересно представляет свой доклад и делится опытом так, будто переживает его еще раз.
Меня очень вдохновили и научили многому курсы для редакторов русского редактора Максима Ильяхова. Я была в Москве на его семинаре, где поняла, что все делаю не так… Читаю его блог, в котором он обращает внимание на важные аспекты работы над текстом. Благодаря этим знаниям я научилась сокращать текст и писать так, чтобы меня понимали.
Сейчас хочу заняться изучением рисунка и анимации. Это то, в чем я хотела бы развиваться. Было бы круто уметь хорошо рисовать и, к примеру, в будущем создавать свои комиксы…
– Что вы посоветуете ребятам, которые мечтают освоить этот вид деятельности?
Человеку, которому хочется создавать игры, нужно учиться вести повествование и рассказывать историю с помощью различных объектов игры. К примеру, есть игры, в которых совсем нет слов. В таком случае игрока «ведут» не текстовые указания или обозначения, а различные детали.
Когда есть текст, играть просто: есть инструкция, которой игрок следует. Создать сюжет такой игры не сложно. Гораздо интересней и сложней создавать игру, где игроку нужно самостоятельно продвигаться вперед.
– Нравится ли вам то, чем вы занимаетесь?
– Такой деятельностью я хотела заниматься еще в детстве. Только тогда не знала, что есть такая работа и что за нее платят. Наверное, поэтому я выбирала учебные заведения, окончив которые можно получить хорошо оплачиваемую должность.
Считаю, что современным школьникам проще найти свою стезю. Сейчас, чтобы устроиться на хорошую работу и зарабатывать достойные деньги, не обязательно учить математику или физику. Каждый может заняться тем, что ему нравится. Сегодня существует множество курсов и программ, которые можно пройти и овладеть интересной и прибыльной профессией.
Вера ЖИДОЛОВИЧ