Известно, что характер и стремление к переменам являются двигателем, который не дает погрязнуть в рутине и обыденности. Смена обстановки и новые цели помогут освоить практически «с нуля» даже профессиональные навыки. Об исполнении своей детской мечты, профессиональном пути и отношении к учебе расскажет Анастасия Ситница, специалист по оказанию розничных банковских услуг.
– Анастасия, расскажи, кем ты мечтала стать в детстве? Осуществилась ли твоя детская мечта.
– Многие дети мечтают о необычных профессиях вроде космонавта или чего-то в этом роде, вот и я в детстве мечтала стать президентом. Но все изменилось, когда лет в 6 я прочитала подаренную мамой детскую книгу об экономике. Книга произвела на меня такое сильное впечатление и так мне понравилась, что я решила стать ни кем иным, как экономистом. Можно сказать, что моя детская мечта осуществилась, ведь я работала и работаю именно в той сфере, в которой хотела.
– В каком учебном заведении, по какой специальности ты получила первое образование? Как решила поступать именно туда? Расскажи, чего ты ждала и как представляла свою дальнейшую профессиональную деятельность в то время.
– Поскольку я еще в детстве определилась, кем хочу стать, то поступать решила после 9-го класса. Изучив список учебных заведений и перечень имеющихся в них специальностей, я выбрала Гомельский государственный политехнический техникум (сейчас – Гомельский государственный политехнический колледж). Мой выбор пал на специальность «Финансы» (специализация «Налоги и налогообложение»).
Затем я продолжила свое обучение в Белорусском торгово-экономическом университете потребительской кооперации по той же специальности. После окончания обучения я планировала работать бухгалтером либо экономистом.
У меня не было сомнений по поводу того, что мне может не понравиться эта работа, поскольку мне всегда нравилось работать с цифрами, нравилось считать.
– Где ты отрабатывала распределение по полученной специальности? Как ты адаптировалась на своем первом рабочем месте? Сложно ли было?
– После окончания техникума меня отправили по распределению на торговое унитарное предприятие «Гомельская универсальная база». Основными видами деятельности данной организации являются оптовая и розничная торговля. Там я проработала бухгалтером 6 лет.
Сложностей с адаптацией у меня не возникло, поскольку мне повезло попасть в замечательный коллектив, где каждый был готов при необходимости помочь и подсказать все, что вызывало трудности и вопросы. К тому же, первое время меня не нагружали большим объемом работы, давая возможность вникнуть в суть. Так что адаптировалась я недолго, так как работа оказалась именно такой, как я и ожидала.
– Расскажи о работе в банке. Как решила уволиться со старого места работы и устроиться на новое?
– Отработав 6 лет бухгалтером на Гомельской универсальной базe я поняла, что хочу что-то поменять в жизни. И тогда решила искать новую работу.
Конечно, решиться уволиться было непросто. Грустно было расставаться с коллегами, которые за столько лет успели стать второй семьей. Но желание перемен оказалось сильнее. Так совпало, что именно в этот момент мне предложили работу специалистом по оказанию розничных банковских услуг. Так что можно сказать, что эта работа сама меня нашла.
Работа в банке стала для меня своеобразным экспериментом, дала возможность попробовать себя в чем-то новом и проверить свои способности.
– В чем специфика твоей работы? Расскажи об особенностях труда.
– Работа в банке, в частности работа специалистом по оказанию розничных банковских услуг, предполагает выполнение различных операций. Их перечень довольно широк: это прием платежей, работа со вкладами, страхование, валютно-обменные операции, операции с ценными бумагами, операции с банковскими карточками, оказание консультативной помощи клиентам и др. Необходимо знать весь спектр предлагаемых банком розничных продуктов и услуг, а также уметь донести информацию до клиента доступным языком.
Данная работа требует ответственности и строгого исполнения служебных инструкций, так как в некоторых случаях не вовремя поставленная подпись в документе уже является серьезным нарушением.
– Какой вид работы, коллективный или самостоятельный, свойственен работнику банка?
– Безусловно, все мы работаем в одной команде и делаем общее дело, поэтому, с одной стороны, нашу работу можно считать коллективной. В то же время каждый из нас делает свою работу самостоятельно и несет индивидуальную ответственность за своевременность и качество выполнения возложенных на него обязанностей. А это значит, что самостоятельность является важной составляющей труда банковского служащего.
– Насколько важны для работника банка навыки коммуникабельности и умения общения с клиентами?
– Работа в банке – это постоянное общение с клиентами, поэтому коммуникабельность играет очень важную роль. Необходимо уметь устанавливать контакт с различными людьми, ведь клиентами банка являются люди разного возраста, пола и социального статуса. Нужно уметь быстро сориентироваться, не растеряться в нестандартной ситуации, не допускать возникновения конфликтов.
– Бывают ли ситуации, которые требуют молниеносного выполнения работы и оперативности? Спокойная или нервная работа в банках?
– Отвечая на этот вопрос, я не могу назвать какие-то конкретные случаи, так как при мне не случалось никаких так называемых «форс-мажоров». Говоря об особой оперативности, также нельзя выделить и какие-либо отдельные операции. Каждой операции нужно уделить столько внимания и времени, сколько необходимо для ее безошибочного выполнения.
В целом вся работа связана с необходимостью быстрого и качественного труда, а также оперативностью принятия решений. На мой взгляд, работа в банке является довольно нервной и требует высокой стрессоустойчивости.
– Чем, кроме профессиональных знаний, должен владеть специалист, работающий в банке?
– Специалист, работающий в банке, должен обладать способностью оперативно принимать решения, уметь установить контакт с клиентом, а также не допускать возникновения конфликтных ситуаций.
Кроме того, необходимо ответственно подходить к выполнению возложенных обязанностей, совершать операции предельно внимательно, так как допущенные ошибки исправить сложно, а порой и невозможно.
– Были ли какие-либо случаи, когда тебе приходилось «с нуля» изучать принцип выполнения какой-либо операции?
– Поскольку работа в банке значительно отличается от моей предыдущей работы бухгалтером, то можно сказать, что «с нуля» мне пришлось изучать практически все.
Кроме того, работа в банке построена на исполнении требований всевозможных локальных нормативно-правовых актов банка, поэтому чтобы получить допуск к работе, первый месяц я проходила обучение, изучала различные инструкции и сдавала по ним зачеты.
– С какими трудностями в профессиональном и личном плане ты сталкивалась на рабочем месте? Как ты их преодолевала?
– Основная трудность для меня заключалась в том, что я довольно застенчивый и не слишком общительный человек, а, как уже упоминалось, работа в банке предполагает постоянное общение с большим количеством людей. Поэтому у меня были опасения, что я не смогу хорошо справляться со своими обязанностями. Но со временем я привыкла и, как показала практика, все оказалось не так страшно, как мне представлялось изначально.
Также следует отметить, что во время обучения у меня не было возможности практически закреплять полученные знания, поэтому вникать и постигать азы работы приходилось уже непосредственно на рабочем месте.
– Как ты думаешь, какими качествами должен обладать человек, желающий работать в банке?
– По моему мнению, самое главное качество, которым должен обладать человек, желающий работать в банке – это ответственность. Также немаловажную роль играют внимательность, хорошая память и умение работать с большими объемами информации.
Из своего опыта могу добавить такие качества, как усидчивость и готовность учиться. Не стоит забывать и про коммуникабельность, стрессоустойчивость и уравновешенный характер.
– Знаю, что у тебя не одно образование. Расскажи, что подтолкнуло тебя продолжать учиться дальше?
– Второе образование я получила в Гомельском государственном техническом университете имени П.О. Сухого по специальности «Web-дизайн и компьютерная графика». Я решила снова поступать, так как мне нравится узнавать новое. К тому же, меня давно интересовала эта сфера. Помню, что когда увидела объявление о наборе на данную специальность, то подумала: «А почему бы и нет?»
– Как ты относишься к образовательному процессу? Училась ли ты ради какой-то конкретной работы, должности либо училась «для себя»?
– Могу сказать, что мне всегда нравилось учиться, да и учеба всегда давалась мне легко. Кроме того, я всегда выбирала именно то, что обязательно было бы мне интересно.
Свое первое образование я получала осознанно, моей целью была работа в сфере экономики и финансов. Второе же образование я получала в большей степени «для себя». Впрочем, я не исключаю такой возможности, что однажды мне захочется сменить сферу деятельности и поработать web-дизайнером или программистом.
– Что привнесло в твою жизнь такое количество знаний?
– Полученные знания помогают мне чувствовать себя уверенней, в том числе и в моей нынешней профессиональной деятельности. Согласитесь, всегда приятно, когда коллеги, которые старше тебя и имеют большой опыт работы, советуются с тобой по тем или иным вопросам либо просят помочь в чем-то, в чем ты разбираешься лучше них.
– Как ты считаешь, востребованы ли сегодня выпускники с квалификацией банковских служащих?
– Мне кажется, что на данный момент работники с квалификацией банковских служащих востребованы, поскольку рынок банковских услуг постоянно развивается и, к тому же, в нашей стране есть большое количество банков.
Тем не менее, мне кажется, что в дальнейшем эта востребованность будет снижаться. Я прихожу к такому выводу, учитывая скорость развития общества и технологий. Ведь уже сейчас многие банковские операции клиенты могут самостоятельно осуществлять через интернет.
Конечно, машины никогда не смогут полностью заменить человеческий труд, поэтому допускаю, что в будущем наша работа станет особенной.
Вера ЖИДОЛОВИЧ