КЕМ БЫТЬ? журнал компас в мире
профессий
  • Главная
  • О журнале
    • Редакционный совет
    • К читателям
  • Рубрики
    • Представляем учебное заведение
    • Представляем факультет
    • Знакомим с профессией
    • Абитуриентам
    • Актуально
    • Профориентир
    • Проверено на себе
    • Страничка психолога
    • В копилку педагога
    • Вопрос-ответ
    • Личность
    • Из опыта работы
    • Музыкальная гостинная
    • Город мастеров
    • После уроков
    • Это интересно
  • Печатное издание
    • Подписка
    • Анонс
    • Архив
  • Контакты
    • Журнал «Кем быть?»
    • »
    • Записи
    • »
    • Знакомим с профессией
    • »
    • Работа с людьми или с животными?

    Работа с людьми или с животными?

    Анна Рогачевич

    Анна Рогачевич

    Анна Рогачевич почти год работает в ­зоомагазине продавцом-консультантом. За этот небольшой период трудовой деятельности девушке пришлось искать общий язык не только с животными, но и с покупателями.

    Пора искать работу

    – К концу обучения в университете я решила, что пора искать работу. По специальности, если быть честной, трудиться не хотелось. При поиске работы в интернете наткнулась на вакансию «работник зоомагазина». Надо сказать, что меня всегда привлекал животный мир, в детстве я даже хотела стать ветеринаром. У меня есть собака, в разное время в доме были коты, рыбки, хомяки, попугаи, черепаха и другие животные.

    Я мечтаю открыть в этой сфере собственное дело, но пока в торговле и бизнесе у меня опыта нет, поэтому для начала нужно узнать всю специфику работы изнутри. Именно поэтому я приступила к работе в зоомагазине. Планы по открытию собственного дела, связанного с товарами для животных, в долгий ящик не откладываю. Мне необходимы навыки ведения бизнеса, опыт общения с поставщиками и клиентами. Постепенно всему этому я научусь. Сейчас по роду своей деятельности я связываюсь с торговыми представителями компаний, уточняю, например, когда и в каком количестве будет поставка. Заказы оформляю самостоятельно. По сути, я не только продавец-консультант, но в какой-то степени еще и мерчендайзер.

    Мои трудовые обязанности, в общем-то, достаточно обычные для любого магазина – продажи в торговом зале, прием и разбор товара, перемещение его на склад, выкладка товара и его перестановка, участие в пересчетах товара и инвентаризациях. В обязанности также входит поддержание чистоты и порядка в торговом зале и, конечно же, консультации покупателей по всем вопросам, помощь в выборе амуниции, игрушек, лакомств, медикаментов.

    Пять дней стажировки

    Прежде чем устроиться на должность продавца-консультанта, я проходила собеседование. На собеседовании мне дали две увесистые стопки бумаг и сказали, что это все нужно выучить. Плюс – стажировка.

    Мало кто приходит работать в зоомагазины с опытом работы в подобной сфере. Именно поэтому для меня работа и началась по сути своей «с нуля». В «толмуте», который мне дали, было все: начиная от кормов (они делятся на классы, предназначение, возраст, вкус, гранулы и даже цвет), заканчивая ветпрепаратами и различными аксессуарами. Необходимо было все это выучить. Разумеется, постепенно. Я работала и одновременно приобретала знания и опыт. Бывало, что открывала инструкцию прямо при покупателе и говорила: «Давайте вместе разберемся!»

    Моя стажировка заняла пять дней, следом был экзамен, к которому нужно было серьезно подготовиться и выучить большой объем информации. Конечно, все выучить просто невозможно. К тому же я не ветеринар и не могу знать все болезни животных и соответствующие лекарственные средства. Можно провести аналогию: человек, когда болеет, чтобы не обращаться в поликлинику, покупает лекарства в аптеке по рекомендации фармацевта. Получается, что фармацевт вынужден подобрать лекарство, хотя права на это и не имеет, ведь больной человек должен за назначением обращаться к врачу.

    Здесь точно так же. Часто ко мне обращаются люди и просят помочь с назначением лекарства для животного. Например, у питомца недомогание, отсутствует аппетит, а это происходит по огромному количеству причин. Конечно, я могу подобрать и корм, и лекарство, но важно, чтобы люди понимали, что я не ветврач и не в состоянии поставить диагноз. Даже если бы у меня и было ветеринарное образование, я бы вряд ли помогла, не видя животное. К тому же поставить диагноз животному намного сложнее, чем человеку, ведь они не могут пожаловаться на свое самочувствие и хозяин не сразу увидит изменения в поведении питомца. Поэтому очень важна своевременная квалифицированная ветеринарная помощь, и я всегда людям об этом говорю. Как показывает практика, домашние любимцы болеют не меньше людей, но при квалифицированной и своевременной помощи излечиваются почти всегда. Главное, вовремя обратиться в ветеринарную клинику.

    Начало рабочего дня

    Мой рабочий день начинается с того, что я проверяю все стеллажи, доставляю товар, проверяю внешний вид товара, чистоту в торговом зале, показатели гигрометра и термометра, потому что в помещении должна быть определенная влажность воздуха и температура. Затем я загружаю компьютер и специальную программу. Вот я и готова к работе.

    Сложности в общении, незнание препаратов и другие проблемы

    Самые первые трудности были связаны с общением с покупателями. Я просто не могла ассоциировать себя с человеком, который продает. До сих пор не считаю себя продавцом. Я – скорее консультант, помощник, я помогаю животным и их хозяевам.

    Во второй рабочий день я ошиблась. При произведении оплаты не сработала банковская карта, а я не сразу это заметила. Покупатель ушел, а мне пришлось оплатить его покупку. Потом я не раз видела этого покупателя, он периодически к нам заходит, но вернуть деньги за покупку я его никогда не просила. Я не жалею о потраченных деньгах, потому что это очень хороший человек, он помогает бездомным животным. Считаю, что таким образом и я внесла свой небольшой финансовый вклад в помощь бездомным животным.

    Незнание препаратов – тоже трудность. В первые дни из-за своей неграмотности я просто не могла ничего посоветовать, поэтому и случались конфузы. Бывало такое, что я продавала капли от блох, а нужны были капли от гельминтов. Люди потом приходили и возвращали товар с возмущенным видом. Сейчас такие ситуации у меня не возникают.

    То, что пугало первое время

    Долгое время я боялась работать одна, – было опасение, что где-то обязательно «накосячу». Например, боялась продать не то лекарство. Еще переживала, что долго буду закрывать магазин. В свой первый рабочий день, например, я ушла с работы в полдесятого вечера вместо восьми. Было опасение, что покупатель вернется и напишет жалобу.

    Главная фобия, которая меня до сих пор не покидает, – боязнь увидеть в магазине вчерашнего покупателя. Я начинаю думать, что ему что-то не понравилось, и он вернулся с претензией. Люди обычно возвращаются, чтобы поблагодарить, сказать, что им понравился наполнитель или корм.

    Моя «любимая» фобия – «А закрыла ли я магазин?» Примерно в 60% случаев я возвращаюсь на работу и перепроверяю, закрыта ли дверь, хотя уже дошла до автобусной остановки. Убеждаюсь, что дверь закрыта и иду домой. Так мне спокойнее. Чтобы вы понимали, она еще ни разу не была открытой за год, который я работаю в этом магазине.

    «Послание» в книгу замечаний и предложений

    Как-то в магазине был день скидок. Пришла женщина и попросила помочь с выбором корма для котят. Оценив все предложенные мной варианты, выбрала корм на развес. Возможно потому, что такой товар покупать выгоднее, корма на развес дешевле тех, что в упаковках. На следующий день женщина принесла этот корм в магазин и, сказав, что он не подходит для ее котят, потребовала вернуть деньги. На ее просьбу я ответила, что корма на развес обмену и возврату не подлежат. Покупательница была очень недовольна и попросила книгу замечаний и предложений, где оставила свой негативный отзыв. Конечно, это очень неприятно, когда на работе случаются такие ситуации. Но на таких покупателей я уже научилась не обижаться. Знаю, что существует такая категория людей, которые получают удовольствие, устроив скандал и испортив кому-либо настроение. Не понимаю, как можно иметь животное и в тоже время быть агрессивным человеком?

    Почему некоторые люди так не любят своих животных?

    Довольно часто бывают ситуации, когда ты думаешь, ну почему люди так не любят своих животных? Была у меня одна история. Раннее утро, я только открыла магазин и ко мне забежала девочка. На вид ей было лет 15. Она рассказала, что ее кота на даче укусила пчела. У животного началась кровавая диарея, его тошнит и опухла мордочка. Девочка смотрит на меня и говорит: «Дайте мне срочно какое-нибудь лекарство». На что я ответила, что в данном случае необходимо срочно обращаться в ветеринарную клинику, потому что животное может умереть.

    Да, иногда я открытым текстом говорю людям то, что думаю. Возможно, они догадываются о таких последствиях, но им сложно это озвучить, и мне приходится делать это за них. Меня возмущает тот факт, что даже когда животное находится в критической ситуации и ему срочно нужна квалифицированная ветеринарная помощь, люди первым делом бегут за лекарством в зоомагазин, а не обращаются в ветлечебницу.

    Пенсионеры, которым скучно дома

    Есть много покупателей, с которыми мы, можно сказать, подружились. Однажды я познакомилась с бабушкой Галей. У этой одинокой сердобольной старушки дома живут три кота. Она заботится не только о своих питомцах, но и старается подкармливать бездомных животных. Нужно отметить, что бабушка Галя уже очень преклонного возраста, с трудом ходит. Но каждый день она пытается накормить всех животных, у которых нет хозяев. Однажды у нее заболел кот, и я помогала доставить его в ветеринарную клинику.

    Бабушка Галя заходит к нам в магазин каждый день. Как правило, одиноким пожилым людям часто не хватает простого человеческого общения и тепла, им нужно о ком-то заботиться, чтобы чувствовать себя значимым и необходимым.

    Важно относиться к людям хорошо

    Важно относиться к людям хорошо и понимать, что то, как ты относишься к своему делу, всегда заметно. На рабочем месте нужно быть внимательным, вежливым и доброжелательным. Я стараюсь приходить на работу в хорошем настроении. Но не всегда так бывает. Однажды у меня было плохое настроение, и я была не очень приветливой, хотя обычно я улыбаюсь покупателям и со всеми здороваюсь. В магазин зашла постоянная клиентка и спросила, почему я без настроения. Ответа у меня не нашлось, поскольку я не ожидала такого вопроса. Тогда девушка просто и искренне попросила меня улыбнуться, и мне действительно сразу захотелось это сделать. В тот момент, я четко поняла, что люди все видят и чувствуют. Покупатель всегда хочет видеть вежливого, улыбающегося, квалифицированного продавца-консультанта.

    Мы знаем всех своих клиентов. Они, заходя в магазин, воспринимают нас как помощников, спрашивают совета. Мне нравится, когда люди советуются с нами, прислушиваются к нашим рекомендациям, искренне благодарят за помощь. Моя работа – это моя жизнь, здесь я чувствую себя комфортно, как дома. А люди, которые приходят в магазин, являются частью моей жизни. Я уже понимаю, что некоторые из них близки мне, и мы можем поговорить на абсолютно разные темы.

    Корм для ежа

    К нам в магазин часто заходят люди с животными, поэтому забавных историй множество. Однажды зашел покупатель с собакой. Мужчина попросил взвесить ему корм для собак. Пока я обслуживала покупателя, его пес пробрался под прилавок и съел остатки корма в открытой коробке. Разумеется, хозяину пришлось оплатить и тот корм, что я взвесила, и тот, который съела собака. Самое интересное, что собака съела кошачий корм.

    Недавно женщина покупала корм холистик класса (высококачественный комплексный корм) для ежика.

    Иногда в магазин приходят покупатели с необычными для городских условий животными. Например, с хорьком или енотом. Мы подбираем корма и для таких питомцев. Считаю, что с любовью к экзотическим животным некоторые люди явно перебарщивают, пытаясь одомашнить традиционно диких особей. Городская квартира – не самые лучшие условия для таких животных.

    Мне нравится, когда покупатели приходят в магазин со своими животными. В большинстве случаев животные не агрессивны и их можно погладить. Они сами пытаются контактировать с тобой. Я питаю особую любовь к собакам, поэтому люблю, когда они вместе с хозяевами приходят в магазин за покупками: сами выбирают игрушки, нюхают лакомства. В общем, в работе продавца зоомагазина тоже есть свои плюсы, особенно если ты любишь животных.

    Планы на будущее

    Пока мне нравится работать в зоомагазине, и работу я не собираюсь менять. Но даже, если возникнет такое желание, то это место я буду вспоминать с особой теплотой. Здесь особая энергетика. Ты находишься в окружении милых маленьких зверьков (кроликов, крыс, хомячков, черепах и т.д.) и общаешься с людьми, у которых есть животные.

    Мне нравятся люди, которые приходят в магазин, я уже знаю многих питомцев. Меня часто сравнивают с предыдущим продавцом и хвалят. Люди считают, что я на своем месте. А я просто желаю покупателям хорошего дня и благодарю их за то, что они пришли в магазин, в котором я работаю.

    Руслан ЗОЛОТУХИН

  • Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

    Copyright © 2016 Журнал "Кем Быть?". All Rights Reserved.

  • Разработка и продвижение сайта - GREYMedia