Чтобы стать ювелиром, нужно чувствовать металл. Из людей, которые учатся годами и посещают различные курсы, в итоге только единицы становятся ювелирами. И это те, кто искренне любит свое дело. О рабочем процессе, нюансах ювелирного мастерства и сложностях профессии расскажет ювелир Игорь КОНЕВЕГА.
– Игорь, расскажи о поисках себя в профессии.
– Выбор сферы моей деятельности был связан с тем, что я очень сильно люблю металлы. По образованию я сварщик. Полученные знания мне очень пригодились в нынешней профессии. Но так как сварщикам платят не так уж и много, да и в связи с состоянием моего здоровья, которое не позволяло мне работать непосредственно по специальности, я стал пробовать себя в других профессиях.
После учебы я поехал работать в Польшу. Там повышал квалификацию и получал необходимые разряды. Вернувшись в Беларусь, я не смог найти достойную работу согласно своей профессии. Так я стал заниматься дизайном, освоил 3D-программы. Это было мое хобби.
В один момент пришлось переехать в Москву, где устроился работать журналистом. Спустя некоторое время меня направили работать в Минск. У меня появилось много свободного времени, что позволило найти еще одну работу. Так я нашел организацию, в которой развил свои навыки ювелира и многому научился. Но потом снова уехал. На этот раз – в Чехию.
Там я не оставил своего увлечения. Повышал квалификацию, работал с лучшими ювелирами Чехии, занимался изготовлением ювелирных изделий и старался продвигать их. Но это было довольно тяжело. Спустя какое-то время я вернулся в Беларусь.
После такой подготовки я чувствовал себя обученным ювелиром, который полностью готов к работе. Поэтому начал искать организацию, которая будет соответствовать моему уровню. Мне не хотелось работать в случайном месте, выполнять мелкий ремонт. Я хотел заниматься индивидуальным изготовлением украшений. Так бы я смог уместить все мои увлечения: сварку, дизайн и так далее – в одной профессии.
– Где ты работаешь сейчас?
– Мои поиски остановились, когда я нашел организацию, в которой рад работать: ювелирная мастерская «Сэндинг», на рынке она уже 25 лет. Здесь занимаются изготовлением ювелирных изделий ручной работы по эксклюзивным заказам. Мастерских такого уровня в нашей стране практически нет.
– Как организован процесс работы в вашей ювелирной мастерской?
– Приходит заказчик, желающий обладать оригинальной вещью, которой ни у кого нет. Он может выбрать понравившееся изделие, воспользовавшись каталогами. Коллекция каталогов нашей ювелирной мастерской одна из самых больших в Минске, поэтому перед клиентом открывается широкий выбор.
Помимо этого, мы изготавливаем изделия по рисунку заказчика. На протяжении работы мы держим с ним связь, вносим изменения и дополнения на стадии изготовления. И создаем такое изделие, которое будет полностью удовлетворять клиента.
Если нужно создать что-то с нуля, то в создании эскиза заказчику помогаем мы. Вместе с клиентом тщательно прорабатываем дизайн, обсуждаем все моменты, которые сделают изделие по-настоящему неповторимым.
– Какие этапы в работе над изделием существуют?
– Этапов довольно много. Естественно, один из самых важных – это плавка металла. Дальше необходимо делать заготовку под то или иное изделие. Если это, к примеру, обручальное кольцо, то сначала раскатываю металл на вальцах, делаю длинную полоску. Потом по определенной схеме я вырезаю заготовку нужной длины, спаиваю ее, обрабатываю, полирую.
Почти все я выполняю самостоятельно. С помощью техники только прокатываю металл через вальцы. Остальное – кропотливая ручная работа.
– Насколько длителен процесс создания украшений?
– Работа всегда увлекает. Скучных заказов нет. Но есть разница в дли- тельности работы над тем или иным изделием. Например, обручальное кольцо можно изготовить за часа два, а над сложным украшением можно работать месяц. Это касается таких предметов, в которых необходимо создавать, к примеру, филигранные элементы, использовать иные сложные техники. В общем, количество времени, которое необходимо затратить на создание украшения, зависит от его сложности.
– Насколько монотонна работа ювелира?
– Да, в работе ювелира есть элементы монотонности. К примеру, необходимо вставить 100 камней. Но все зависит от личного отношения к этому процессу. Я не люблю монотонную работу, но ювелирное дело таким не считаю. Все познается в сравнении. Когда я работал на заводе, мне нужно было сварить пять рам за день. Я уже после первой рамы чувствовал, что больше не могу. Здесь же я могу сидеть до ночи, работать сутками напролет. Мне нравится.
Наша мастерская работает по индивидуальным заказам. Это абсолютно противоположно массовому производству. Отсюда можно понять, что о постоянной монотонности речи быть не может, так как я всегда работаю над разными изделиями.
– Как ты совершенствуешь свое мастерство?
– В этом мне помогает постоянная практика. Она очень важна. К примеру, при изготовлении какого-либо изделия возможно использование новой для меня техники. И чтобы выполнить заказ, я должен ее освоить. Это помогает оттачивать мастерство.
Также иногда беру металл и начинаю тренироваться, самообучаться. Смотрю видео и читаю специализированную литературу.
Да, бывает, я сталкиваюсь с новым, что раньше еще не пробовал делать. Но ничего не мешает научиться. Ювелир – это бездонная профессия с точки зрения ее постижения. Учиться можно бесконечно. Я не встречал ни одного ювелира, который бы утверждал, что умеет все. Таких нет.
– С какими сложностями ты сталкиваешься на рабочем месте?
– Конечно, сам процесс создания изделия бывает довольно сложным. Помимо этого, есть сроки, которые мне необходимо соблюдать. Иногда заказчикам необходимо выполнить что-либо очень срочно, поэтому приходится сидеть ночами.
Как и в любой профессии, создать определенные сложности может человеческий фактор. Например, можно не вовремя заболеть, сломать палец, порезать руку – и уже не сможешь работать. А если сроки поджимают, то остается только ускоренно лечиться, а потом работать сутками напролет.
Сложно сделать идеальное изделие с плохим настроением. Если я, к примеру, не выспался, то на работе долго не задерживаюсь. Если приступлю к работе в таком состоянии, не факт, что получится с первого раза выполнить что-либо идеально. А если сделано не идеально, то придется переделывать. Считаю, что это нерационально. Во-первых, это потеря времени, во-вторых – трата материала, в-третьих – пустой труд.
– Как работа с мелкими деталями влияет на зрение? Можешь ли ты назвать работу ювелира «сидячей»?
– Большой нагрузки на зрение нет, так как в мастерской и на рабочем месте всегда хорошее освещение. Также есть дополнительные лампы. Плюс ко всему я пользуюсь микроскопом и разными специальными инструментами, которые помогают в работе.
Я не всегда сижу за рабочим местом, так как нередко нужно что-то раскатать, переплавить. К тому же, мастерская довольно большая, для каждой операции предусмотрено отдельное помещение. Когда необходимо что-либо отполировать, сплавить металл и т.д., идешь в другое место.
– Востребованы ли сейчас ювелиры?
– Востребованность есть, но сей- час она минимальна. Раньше дела в экономике обстояли иначе, поэтому и востребованность была выше. Был не только интерес, но и возможности.
Сейчас люди активно пользуются скидочными предложениями. Критерий «лишь бы было дешево» оказывает определенный эффект: некоторым даже не важно, что конкретно приобрести. В нашей мастерской другая специфика. Мы работаем над эксклюзивными изделиями.
– Человек с каким характером может стать ювелиром?
– Профессия ювелира подразумевает стопроцентную отдачу. Нужно быть готовым к тому, что иногда приходится многим жертвовать: личным временем, отдыхом, сном.
Здесь можно вспомнить ряд распространенных фраз, которые характеризуют эту профессию. Что значит ювелирная точность? То, что ювелир не делает что-либо наобум.
Замечаю, что мое отношение к работе не соотносится с моим характером. Я очень нетерпеливый человек, но когда тружусь, не наблюдаю этого. Работая, я увлекаюсь и полностью погружаюсь в процесс.
– Чем ты вдохновляешься?
– Все мои идеи – моя фантазия. Могу проснуться среди ночи из-за того, что придумал что-то новое. Именно так я придумал много вещей, которые, надеюсь, когда-нибудь сделаю.
– Почему тебе нравится твоя профессия?
– Я люблю радовать людей. Всегда. Для меня очень важны положительные эмоции, восхищенная реакция человека на сделанное изделие, это порой дороже денег.
Мне нравится делать красивые и уникальные вещи. Нравится быть частью какой-то истории. Создавать из куска металла красоту.
Вера ЖИДОЛОВИЧ