Выбор профессии – непростая задача для каждого. Кто-то ставит в приоритет свои интересы и образ жизни, кто-то основывается на семейных традициях, а кто-то учитывает спрос на рынке труда. И если нет универсального рецепта, как же найти дело, в котором можно стать настоящим профессионалом? О своем жизненном опыте, профессиональном становлении и специфике работы в сфере спорта расскажет Юлия Кудинович, инструктор по фитнесу фитнес-клуба «Шейп-грация».
– Юля, расскажи, кем ты хотела стать в детстве?
– Я даже не предполагала, что свяжу свою жизнь со спортом. Мои родители – спортсмены, и если бы я уже с детства последовала по их стопам и не показала бы хороших результатов, то это был бы позор. Я боялась, поэтому не планировала связывать свою жизнь с этим. Наверное, первое мое детское желание стать кем-то – это быть дизайнером, художником. Я очень много рисовала. В подростковом возрасте, когда вообще не знаешь, чего ты хочешь от жизни, я хотела стать парикмахером-стилистом. Даже записалась на какие-то курсы в центр внешкольной работы.
Но родители все-таки отдали меня в спорт. В принципе, я занималась спортом с самого детства. Занималась танцами, но это было в развивающих целях. Серьезно заниматься спортом я стала с 11-ти лет. Папа меня отдал на легкую атлетику, прыжки в высоту, бег с барьерами.
Если моя мама относилась к моим занятиям спортом лояльно, то у папы эта тема была больной. Просто: «Ты должна». Он специально отдал меня к своему другу, чтобы тот мог меня контролировать, следить за тем, как я хожу, во сколько прихожу и ухожу, чем занимаюсь. Да, когда были результаты (я выступала на республиканских и международных соревнованиях, занимала призовые места), было здорово. Но даже тогда я и не думала о том, что моя будущая работа будет связана со спортом.
В 9-м классе нужно было определяться, куда двигаться дальше. В это время в спорте мои результаты оставались на одном и том же уровне. Из-за этого была даже своего рода депрессия: казалось, что ничего не получается и лучше уже не будет. А тогда зачем заниматься дальше, если не будет прогресса? У меня было по 8 тренировок в неделю, спорт занимал много времени. Родители уже намекали поступить в БГУФК, но я сказала твердое «Нет, не хочу».
После 11-го класса я поступила в Институт журналистики БГУ. Но журналистом я быть не планировала. Да, сейчас, кроме моей работы инструктором, я работаю и по специальности. Мне нравится, и я рада, что у меня все получается.
– Как ты решила вернуться и развивать себя в том направлении, с которым была знакома с детства?
– Моя первая мысль: гены пальцем не задавишь. Несмотря на то, с профессиональным спортом у меня не сложилось, к физическим нагрузкам очень привыкла. Я занималась каждый день на протяжении семи лет. Это, конечно же, превратилось в привычку.
Когда на первом курсе я полностью бросила спорт, у меня началась ломка. Мне надо было чем-то заниматься. Было много энергии, которую мне некуда было деть. Заниматься серьезно легкой атлетикой мне не хотелось, да и были определенные специфические травмы. Я ходила на танцы, но физическая нагрузка была не та.
Тогда я стала ходить в зал к своей маме, чтобы как-то поддерживать форму. Она – индивидуальный предприниматель и работает инструктором уже более 20 лет. Однажды мама заболела, у нее не было возможности перенести занятия. Она сказала: «Давай ты проведешь занятие, ты же знаешь программу, знаешь занимающихся. Попробуй».
Мое первое проведенное занятие, как мне кажется, было неудачным. Было страшно: мне 19 лет, а люди в зале старше меня раза в два. Зная это, работать, исправлять ошибки, говорить, что делать, было немного неудобно. Но, в целом, мне понравилось.
Потом мама поняла, что если возникают какие-то сложности, то я, в принципе, могу стать запасным вариантом. В итоге, такие случаи стали происходить чаще и чаще. Конечно же, я втянулась.
– Расскажи, чем ты занимаешься сейчас. Насколько сложно было создать свое дело? С чего все начиналось?
– Наш фитнес-клуб называется «Шейп-грация». Все началось еще с дела моей мамы. Мы и сейчас работаем вместе. Конечно же, она мне во многом помогла.
С лета 2015 года мы решили открыть еще несколько филиалов. Начали анализировать рынок услуг, думать, какие районы могут подойти для работы. Мы сравнивали организации, которые уже оказывали похожие услуги, где они находились. Подошла Малиновка.
Выбирая зал, мы рассматривали аренду помещения в школе, потому что свое помещение стоит очень дорого. Да и чтобы делать ремонт, нужны не только денежные вложения, но и время. К тому же, свой зал подразумевает круглосуточную аренду, а чтобы это окупалось, нужно работать над разнообразием услуг. Сейчас нам удобней арендовать зал, например, в школах, где можно брать помещения в почасовую аренду.
– Чем, кроме проведения занятий, тебе приходится заниматься на работе?
– Я помогаю с рекламой. Так как во время учебы в Институте журналистики у нас была соответствующая дисциплина, я представляю, какой должна быть реклама, как ее создать, как она функционирует и т. д. Также сейчас мы работаем над созданием сайта, и я занимаюсь его наполнением.
Но самая большая нагрузка – на моей маме. Помимо проведения занятий, она занимается документацией. Также в основном она придумывает и разрабатывает программы тренировок, питания. У нее физкультурное образование и очень большой опыт, она настоящий профессионал своего дела.
– Расскажи, какие знания необходимы в твоей работе?
– Индивидуальному предпринимателю, оказывающему фитнес-услуги, нужно не только обладать профессиональными навыками, но и знать основы менеджмента и психологии.
В сфере физкультурно-оздоровительных услуг сейчас очень много конкурентов, поэтому мы привлекаем клиентов не громкими заявлениями про уникальность и оригинальность, а делаем упор на качество обслуживания, на спокойные и адекватные взаимоотношения. Это не та сфера, где клиент всегда прав. Тут нужно соблюдать баланс, уметь конструктивно объяснить, почему человек не прав. Нужно грамотно разъяснить, что чтобы чего-то достигнуть, нужно делать так, как скажет инструктор, иначе усилия будут потрачены впустую. Да, люди бывают разные, и у всех разные взгляды на ситуацию. Нужно уметь взаимодействовать – это очень важно.
Если говорить о профессиональных навыках, обязательно наличие если не физкультурного образования, то хотя бы разряда по спортивной дисциплине. Моя мама – кандидат в мастера спорта, у меня – первый взрослый.
Также важно физически развитое тело. Необходимы сертификаты о прохождении различных курсов, например, по пилатесу, калланетике, йоге. Лично я проходила курсы по пилатесу, а также занималась йогой. У моей мамы гораздо больше опыта. Она обучалась не только в Беларуси, но и за рубежом, в Санкт-Петербурге, Киеве проходила международную сертификацию.
– Насколько важны в твоей работе навыки психолога и педагога?
– Хороший инструктор не будет просто приходить, проводить занятия и уходить. Он будет стараться убедить человека заниматься собой именно под его руководством.
Важны не только отношения «наставник-ученик», но и более дружественные, доверительные чувства. Инструктор должен не только проявить участие, но и показать, что знает, что нужно делать, как оказать помощь. Человек должен поверить не только в свои силы, но и в инструктора, в его профессионализм.
Психология взаимоотношений инструктора и занимающегося очень важна. Тот же взгляд, тембр голоса, мимика, жесты, внимание всегда оказывают влияние. Если человек делает что-то неправильно, инструктор не должен оставлять это без внимания. Он обязан подойти и ясно, деликатно рассказать и показать на своем примере технику выполнения и особенности того или иного упражнения.
Если у инструктора есть проблемы с коммуникацией, то между ним и его клиентом возникнет барьер. Мне было бы некомфортно и неприятно заниматься у человека, которому все равно, какие у меня цели, чего я хочу добиться.
– Если говорить о будущем, как ты планируешь развиваться? Как видишь себя в этой сфере через какой-то промежуток времени?
– Если говорить о фитнес-клубе, то, конечно, хотелось бы развиваться, но все упирается в деньги. Сейчас очень быстро растет количество конкурентов, а это значит, что нужно выводить какие-то особые способы поддержания клиентуры.
Если говорить лично о моем самосовершенствовании, то для себя я решила, что после окончания Института журналистики БГУ буду поступать на заочное отделение в БГУФК, чтобы получить второе высшее образование. Несмотря на то, что я занималась спортом профессионально, я понимаю, что мне необходимо высшее образование и академические знания. Конечно, в перспективе хочется открыть фитнес-центр, в котором нужно будет работать весь рабочий день. Также я хочу научиться разрабатывать собственные программы, открывать новые направления, придумывать что-то новое.
– Как тебе пригодились знания, полученные в Институте журналистики?
– Поступая на журфак, я выбрала специальность «Литературная работа (редактирование)», потому что знала со слов своих знакомых, что там отличные преподаватели. Для меня это сыграло решающую роль. Я не думала, что когда-нибудь буду писать, стану журналистом, редактором. Сейчас же я работаю и по специальности, и по призванию. И этому я очень рада.
Мой основной вид деятельности не связан с журналистикой, но те знания, которые я получила на журфаке, мне очень помогают. Журфак научил правильно ставить задачи, правильно выражать свои мысли, правильно общаться, всегда находить достойный выход из трудной ситуации. У нас было много дисциплин, которые направлены на правила коммуникации, общения и воздействия. Эти знания могут пригодиться везде.
Я считаю, что гуманитарное образование учит думать, излагать свои желания, подавать информацию в интересном и выгодном свете. Я очень благодарна тем преподавателям, которые заставляли нас читать огромные объемы художественной литературы. Это развивает человека и его внутренний мир, развивает критическое мышление.
Если человек, который не может определиться со сферой, в которой хочет трудиться, не знает, куда ему поступить, я бы порекомендовала выбрать Институт журналистики по той простой причине, что там можно осознать, что тебе действительно близко и важно.
– В чем заключается специфика твоей работы?
– Мы работаем с разновозрастной категорией лиц. Дети от 5-ти до10-ти лет могут заниматься у нас художественной гимнастикой, с 10-ти до 14-ти лет – аэробикой, подростки с 16-ти и взрослые – боди-шейпингом, пилатесом, калланетикой и йогой.
Если сравнивать работу со взрослыми и с детьми, то сходу и не сказать, с кем проще. На первый взгляд кажется, что проще работать со взрослыми, но это не всегда так. Да, мыслительные процессы находятся на одном уровне, интеллектуальное развитие – тоже. Но порой нужно быть очень терпеливым, чтобы выслушать человека, понять, чего он хочет не только от инструктора, но и от себя. Нужно уметь переубеждать, так как порой ошибаются очень серьезно, но менять взгляд нужно мягко. Нужно уметь говорить, как будет лучше и почему.
При работе с детьми тоже есть свои нюансы, которые связаны с педагогикой. Да, дети в 5-6 лет уже имеют свое мироощущение, они все понимают, но объяснять им, что конкретно нужно делать, приходится по-особому. Дети воспринимают занятие не как взрослые. Их нужно заинтересовать другими способами. Все это делается через игру, через отвлечение внимания на посторонние предметы.
Также при работе с детьми очень важна общение с родителями. К примеру, приходит мама, приводит маленькую девочку и говорит: «Так, ей нужно скинуть вес, я хочу, чтоб через месяц она сидела на всех шпагатах и была лучше всех». В таких ситуациях нужно сначала объяснить, что ребенку такие нагрузки не нужны.
Дети у нас занимаются в небольших группах до девяти человек, и чтобы следить за дисциплиной, нужно поставить себя так, чтобы они считали тебя авторитетом, но не боялись. Ведь если они будут бояться инструктора, то и желания ходить на занятия не будет. Нужно суметь организовать все так, чтобы никто не получал никакого дискомфорта. Есть несколько приемов, которые помогают этого добиться. К примеру, когда дети выполняют шпагат, им больно, они могут расплакаться. Можно сесть вместе с ними, чтобы глаза были на одном уровне, похвалить и обняться – и все уже радостные, у всех улыбки сквозь слезы. Под конец занятия приходится выгонять их из зала, чтобы отдать их родителям. Это приятно.
Или, к примеру, можно снимать на видео, как дети выполняют элементы. После посмотреть запись — дети сами замечают, кто ленится, кто недостаточно старается, и они сами друг друга исправляют. И когда они делают это же упражнение в следующий раз, все стараются исправиться и уже сами следят друг за другом. Мне кажется, что такая работа эффективней, чем какое-либо проявление строгости. В мое время, когда я занималась гимнастикой, нас били палками. Для меня такие методы неприемлемы. Я считаю, что можно позволить управлять не только себе, но и коллективу.
– С какими сложностями и трудностями ты сталкиваешься на работе?
– Сложности всегда есть. Да, на занятие может прийти много людей, но не факт, что в следующий раз они все придут снова. Нужно суметь заинтересовать клиентов. Главное: с каждым работать лично. Это занимает много энергии и времени, но это необходимо. Из-за того, что мы вовремя не занялись рекламной кампанией, первое время было сложно набрать людей. В сентябре мы смогли набрать из планируемых трех групп только одну – детскую. Но с октября все стало налаживаться, и у нас были уже и детские, и взрослые группы.
Есть и другие нюансы, когда ты болен и нет возможности перенести занятия, тогда сложно, ведь организм в таком состоянии очень устает. И если работать несколько часов подряд, то бывает, что сил не хватает, голос садится. Минус в такой работе: нельзя позволять себе расслабляться. Есть ответственность перед людьми, есть расписание, которое не поменять. Если же отменять и переносить занятия, то и люди могут разбежаться.
Еще сначала было тяжело в эмоциональном плане. Нужно было преодолеть своего рода барьер, ведь ко мне приходят люди старше меня. Надо уметь найти в себе уверенность влиять на них, не бояться того, что они старше. Нужно уметь показать, что все-таки ты здесь главный, чтобы они следовали за тобой, считали тебя примером, а также уважали тебя. Не нужно бояться и мямлить, ведь люди формируют свое отношение к инструктору, наблюдая за его поведением, за его характером. Я этому училась, так как у меня были с этим проблемы.
Чтобы вести занятия в большом зале с громкой музыкой и довольно большим количеством людей, нужно быть громкой. Тебя все должны слышать и понимать. Громкий голос, четкое произношение, ясное объяснение, визуальный контакт – всему этому мне пришлось учиться. Прошло полтора-два года, и сейчас я могу перекричать даже детей, если понадобится.
– Как работа влияет на твою жизнь?
– Когда есть определенное расписание, ты понимаешь, что деться от него никуда нельзя. Это структурирует день. Нужно не забывать есть за три часа до тренировки, а перед тренировкой лучше вообще не есть, так как работать будет тяжело. Мои приемы пищи строго регламентированы.
Я уже начинаю привыкать работать по вечерам. Конечно же, после тренировок организму нужно какое-то время, чтобы успокоиться и уснуть. Когда ты работаешь в первую половину дня, то к вечеру организм устает, и ты спокойно засыпаешь в адекватное вечернее время. У меня же – наоборот: в первую половину дня я отдыхаю, а под вечер чувствую прилив энергии, потому что организм знает, что он будет физически работать. Приезжая с работы, я все еще слышу музыку в голове, пританцовываю, подолгу не могу успокоиться и из-за этого засыпаю только ближе к часу ночи. Вставать утром, соответственно, сложно.
– Юля, что тебя вдохновляет?
– Люди. Слышать от них благодарность и видеть их прогресс невероятно приятно. Это делает меня счастливой, подстегивает меня, заставляет работать лучше, придумывать что-то новое.
По характеру я такой человек, который для себя будет делать меньше, чем для окружающих. Если я вижу, что у кого-то что-то получается, что кому-то это нужно, я буду стараться дня них изо всех сил. Мне нравится помогать людям.
Дети мотивируют своим отношением и проявлением эмоций. Дети врать не будут. У них эти навыки еще не развиты. На Новый год, например, они нарисовали и подарили мне открытки. Это приятно. Мне нравится их искренность, это заставляет меня придумывать для них новые интересные занятия, чтобы они все время улыбались.
Вера ЖИДОЛОВИЧ