Виктория Каминская с воспитанниками
Танец – наверное, самый впечатляющий вид искусства, в нем и музыка, и ритм, и свет, и пластика, и движение! А движение – это жизнь! Танец транслирует зрителю спектр чувств. Переживать, возбуждать и будоражить нас заставляет грамотно поставленная танцевальная композиция. Будь то балет, современный мюзикл или детский танцевальный номер, успех постановки зависит от хореографа, его образа мышления, уникального стиля и грамотного руководства.
О нелегком пути от танцора к хореографу и особенностях работы с детьми нам рассказала хореограф Виктория Каминская.
– Вика, как ты пришла в танцы?
– Все началось еще в первом классе. Мама отвела меня в студию народного танца вопреки моему желанию. Конечно, это было для меня мучением. Целый год я ходила туда со слезами на глазах. Потом родители поняли, что заставлять меня бессмысленно, и из студии я ушла. Три года у меня был перерыв. Вернулась в танцевальную среду я опять-таки по желанию мамы в десять лет. Это был образцовый ансамбль эстрадно-спортивного танца «Антре». Остаться там было не так-то просто, ведь в ансамбль принимали далеко не всех. Нужно было пройти жесткий отбор. Наставники просили повторить за ними различные танцевальные движения, а также проверяли растяжку. Родителям сразу сказали: «Дети, которые сдадутся, выбывают автоматически, остальные – пройдут». Уже потом я узнала от мамы, что после таких слов хореографов, она позвонила папе и сказала «Я думаю, наша Вика не пройдет. Наверное, скоро выйдет из зала». Но слова мамы не подтвердились. В «Антре» я задержалась на десять лет.
– Ты помнишь свою самую первую награду?
– Да, помню. Мне тогда было двенадцать лет. Мы с ансамблем ездили выступать в Санкт-Петербург. Это было самое запоминающееся для меня выступление. К концерту серьезно готовились: усиленно репетировали, заказывали народные костюмы, покупали обувь. Перед самым выходом на сцену, я порвала застежку на обуви и с этой бедой побежала к своему хореографу. У него в руках как раз была шпилька для волос, ей он и попытался исправить ситуацию. Однако такая импровизированная застежка оказалась ненадежной, и все выступление обувь с ноги все равно слетала.
Тогда мы заняли всего лишь четвертое место, но нам дали возможность танцевать на гала-концерте. А туда, как известно, попадают только самые лучшие номера.
– А когда ты впервые заняла первое место, какие эмоции испытывала?
– Я очень хорошо помню этот номер, назывался он «Мечта». Мы с группой танцевали комтемп, нас было пять девочек. За исполнение этого номера мы и получили первое место. Особых эмоций это у нас не вызвало. Дети всегда воспринимают победу спокойнее, чем взрослые. К тому же мы были морально готовы, тренер перед выступлением нам всегда говорил, что мы выиграем. Мы танцевали и уже знали, что займем первое либо второе место. Не было какой-то неожиданности.
– Какие плюсы и минусы ты отметишь в профессии танцора?
– К плюсам я отнесу то, что в танце можно выплеснуть свои эмоции. Когда у меня плохое настроение, я иду танцевать. Это успокаивает. А минусы – это дорогие костюмы, платное участие в конкурсах и танцевальных фестивалях. Но тут уж ничего не поделаешь, приходится платить. Ведь танцор должен выходить на сцену и показывать то, что умеет, при этом выглядеть идеально.
– Вика, расскажи, как ты стала хореографом.
– В 11-м классе я начала думать, куда поступать. Выбор пал на Институт культуры. Я решила связать свою профессию с танцами. Узнала, что для того, чтобы поступить на хореографа, сдавать нужно не только историю и русский язык, но и творчество. Перед приемной комиссией необходимо было исполнить классический и эстрадный танцы, а также собственную композицию. Как раз к последнему испытанию я и готовилась около года. Экзамены прошли успешно, я поступила.
Но дальше все было не так гладко. Любой спорт травмоопасен и танцы – не исключение. Во время одной из тренировок у меня выскочила коленная чашечка, но через пару секунд она сама стала на место. Я не придала этому должного значения. Однако, как потом оказалось, мне нужно было наложить гипс. Поскольку я слишком поздно об этом узнала, исправить уже ничего не могла. Врачи запретили мне танцевать. Любое неправильное движение могло спровоцировать ухудшение состояния здоровья. Мне пришлось уйти из университета, хотя я проучилась там почти два года.
Я не представляла свою жизнь без танцев. Нужно было как-то жить дальше, чем-то заниматься. Решила, что танцевать сама не буду, а попробую устроиться хореографом. Начала искать подходящие вакансии, хотя на тот момент опыта работы у меня не было.
Однажды в социальных сетях увидела, что в школу танцев Альфа & Фархана срочно требуется хореограф по современным направлениям. И в скором времени я с радостью приступила к работе. Кстати, там же я открыла для себя новый стиль танца – восточный. В этом виде танцев нагрузка на ноги минимальная, больше задействованы руки и тело. Я подумала, что это как раз то, что мне нужно.
Таким образом, сейчас я преподаю современную хореографию в Альфа & Фархана и сама исполняю восточный танец.
Кстати, с недавнего времени я еще работаю в образцовом ансамбле «Солнышко» в Фаниполе, а также занимаюсь постановкой свадебных танцев. В общем, в сложной ситуации я руки не опустила и нашла выход.
– Вика, как же ты преподаешь современную хореографию? Это же большая нагрузка на ноги.
– Преподавать и заниматься – это совсем разные вещи. Я знаю, в каком положении мне нельзя находиться, поэтому просто что-то показываю не сама, а на детях. Пока за все мое время работы никаких проблем не возникало.
– Сложно ли работать с детьми?
– Сейчас мне уже гораздо легче работать, а первое время было очень страшно, у меня даже тряслись руки. Я очень боялась заниматься с малышами, ведь в работе с маленькими детьми есть масса трудностей. Это и рассеянное внимание, и быстрая утомляемость, и проблемы с поведением. В ответ на любое замечание ребенок просто может расплакаться. В такие моменты я терялась и не знала, что делать. Теперь понимаю, что это естественно для такого возраста, к тому же у меня уже есть хороший опыт работы с детьми.
Еще нужно было грамотно выстроить отношения с родителями, завоевать в их глазах авторитет, а как это сделать, я поначалу не знала. Родители задавали вопросы, на которые у меня не было ответов. В такие моменты я находилась в полной растерянности.
Неправильную тактику общения поначалу я выбрала и с подростками. Я общалась с ними на равных, разрешала обращаться ко мне на «ты», шутила с ними, смеялась. Хотела установить контакт с детьми и стать для них другом. А потом настал такой момент, когда они просто престали меня воспринимать, отказывались слушать и выполнять мои поручения. Сделать я уже ничего не могла и понимала, что это полностью моя вина. Нужно было соблюдать дистанцию в общении с детьми, но все приходит с опытом.
Сейчас меня уже ничего не пугает. Даже детские слезы, я легко с этим справляюсь и нахожу подход к каждому ребенку.
У меня заслуженный авторитет среди детей и родителей, ко мне давно все обращаются на «вы».
– Какими качествами, на твой взгляд, должен обладать хореограф?
– В первую очередь у хореографа должны быть креативное мышление и фантазия. Бывает, что уже просто не знаешь, какой танец еще можно придумать. Много танцевальных групп и различных выступлений, но повторяться не хочется. Приходится фантазировать, искать подсказку в интернете. Конечно, интернет – практически неиссякаемый кладезь идей для танцев. Но мне обязательно нужно придумать что-то свое, а не использовать то, что уже несколько раз станцевали другие. Я никогда не копирую чужие номера, могу позаимствовать идею, взять отдельные движения, связки, элементы, но не сам танец.
Дети тоже не каждый танец могут исполнить. Невозможно, например, поставить комтепм, зная, что ребята его просто не станцуют. Детский танец должен быть очень компактным, в него нельзя включать большое количество разных фигур – это утомляет детей. Надо учитывать возраст, дозировать физическую нагрузку. Нужно поставить такой танец, который будет детям под силу.
Бывает, что идеи для танцев иссякают, и тогда хореографу просто необходим источник вдохновения. Музыка, например, или какое-то событие. Недавно я увидела выступление цыган. Я очень вдохновилась, мне захотелось поставить цыганский танец с роскошными костюмами, пышными цыганскими юбками. Вдохновение нужно искать повсюду, уметь наблюдать, настраиваться на творческий лад.
Я не ставлю танцы под популярные треки. Это банально. Мне не нравится, когда на конкурсах звучат одни и те же песни. Хочется танцевать под что-то особенное, близкое, свое. Считаю, что правильно подобранная музыка – это одна из важнейших составляющих номера.
Безусловно, в профессии хореографа важна коммуникативная сторона. Без этого никуда, так как может произойти все, что угодно. Например, малыш может сесть на пол и расплакаться, потому что он захотел к маме. Тут важно вовремя отреагировать. Обычно я сразу пытаюсь договориться с ребенком, успокоить его. Есть дети, которые начинают огрызаться. И тут уже главное – контролировать себя, пытаться найти общий язык.
– Вика, расскажи о плюсах и минусах своей работы.
– Мне нравится, что занятия проходят по вечерам и утром не нужно рано вставать. Для меня это важно, так как я – сова. Мне проще позже лечь, чем раньше встать. Поэтому я рада, что могу спокойно выспаться.
К минусам я отнесу, пожалуй, маленькую зарплату. Все остальное меня вполне устраивает.
Многие родственники не поддерживают мой выбор, говорят, чтобы я нашла нормальную работу. А я пока не готова сидеть в офисе, перебирать бумажки или продавать товары. Это не мой вид деятельности. Ведь главное, чтобы работа приносила удовольствие, а деньги – это уже второстепенное благо.
– Как долго длится занятие и сколько нужно времени на подготовку номера для выступления?
– Занятия проходят два раза в неделю, длительность занятия – 60 минут. Подготовка номера зависит от сложности. Тут невозможно выделить какие-то временные рамки.
С образцовым ансамблем из Фаниполя мы ездим выступать каждый месяц, а вот минские ребята почти не выступают. Родители считают, что это слишком дорого. Да, показ одного номера на конкурсе стоит 16 рублей. Мы обычно исполняем два. Это уже получается 32 рубля. Деньги немаленькие. А еще нужно купить костюмы. Но все же я считаю, если уж ребенок занимается танцами, то он обязательно должен выходить на сцену. Иначе в этом нет никакого смысла.
– Сама договариваешься о конкурсах?
– Нет, чаще всего организаторы меня находят. Конкурсы найти несложно, в социальных сетях их множество. Главное – плати. Хорошо, что сейчас каждому участнику дают диплом за участие. Раньше такого не было. Давали один кубок и один диплом в клуб.
– Какие места чаще всего занимают твои ученики?
– Мы ездим на конкурсы для начинающих. Там есть места только с первого по третье, все остальные места – это просто участие. Например, если ты займешь седьмое либо девятое место, в дипломе будет написано: «благодарим за участие».
Это профессионалы могут занять и восьмое, и двадцать первое место, как, например, у нас на конкурсах по восточным танцам.
Чаще всего мои детки занимают первое либо второе место.
– Какие эмоции ты испытываешь, когда твои воспитанники занимают призовые места?
– Я всегда очень сильно переживаю, когда мои дети выходят на сцену. От волнения у меня пересыхает в горле и пылает лицо. Я не могу спокойно смотреть, расслабиться и просто получать удовольствие от выступления. Ловлю себя на мысли, что постоянно считаю про себя.
Конечно, бывает очень обидно, если дети допускают ошибки в исполнении, ведь мы очень много репетируем, тысячу раз отрабатываем все элементы.
Я очень радуюсь, когда мои ребята завоевывают призовые места. А дети, как правило, к победе относятся спокойно.
– Что тебе интереснее: танцевать или преподавать?
– Основная задача танцора – показать себя, задача хореографа – научить других. Чтобы быть танцором, не нужно понимать, нужен навык двигаться. Чтобы быть преподавателем, плюс ко всему нужен опыт преподавания и понимание «что», «как» и «почему».
Мне больше нравится танцевать самой, нежели заниматься постановкой. Это здорово, когда ты выходишь на сцену и можешь показать себя. После травмы колена у меня был длительный перерыв. Я вообще не танцевала, только занималась постановкой танцевальных номеров. Спустя два года я вышла на сцену с восточным танцем. Это был групповой номер. Тогда я, конечно, сделала много ошибок. Следующий также был групповой, а потом я исполнила сольный танец. Я очень волновалась, но в итоге все прошло хорошо.
– Сейчас часто выходишь на сцену?
– Последний год я никуда не ездила. Уволился мой педагог, да и времени свободного практически нет. Но, я думаю, что скоро наверстаю упущенное.
– Какие рекомендации можешь дать начинающим танцорам и хореографам?
– Танцорам я посоветую никогда не отступать. Что бы ни случилось, надо идти за своей мечтой. Только так можно чего-то добиться в танцевальной среде. Если возникнут трудности – всегда надо помнить, что все можно решить.
Хореографам я посоветую быть уверенными в себе. Иметь талант и уметь двигаться недостаточно, чтобы стать профессионалом, для этого нужно огромное трудолюбие и здоровые амбиции, потому что часто бывает так, что даже очень талантливые люди остаются за бортом своей профессии. Хорошими хореографами могут стать только те люди, которые не боятся тяжелого труда, травм и готовы тратить огромное количество времени и сил на подготовку танцевальных номеров.
Виктория ЩЕЛКАНОВА