Сергей ПАХОМОВВо время учебы в школе мы интересуемся разными предметами, как бы рассматривая разные направления, ведь еще сомневаемся в выборе будущей профессии. Ближе к старшим классам многие определяются с будущей профессией и идут по зову своего сердца.
Сергею Пахомову в средних классах нравилась химия, а в одиннадцатом он решил стать историком и поступил в Гродненский государственный университет имени Янки Купалы. Во время обучения Сергею пришлось сделать перерыв на срочную службу в армии, затем он восстановился на заочное отделение и в 2013 году получил заслуженный диплом. Сейчас Сергей Викторович преподает историю в ГУО «Учебно-педагогический комплекс Жемыславльский детский сад – базовая школа».
– Сергей Викторович, как вы стали работать учителем?
– Когда заканчивал университет, не хотелось сидеть без дела. В 2012 году я узнал, что есть место учителя в Жемыславльском детском саду – базовой школе, и решил, что хочу здесь работать. Быстро собрал вещи, прикупил парадный костюм на линейку, нашел жилье в Жемыславле и 1 сентября уже знакомился с моими учениками 7-го класса, у которых я стал классным руководителем.
Сейчас я являюсь классным руководителем 9-го класса, а также веду кружки «Юный шашист» и «Туристенок».
– Почему вы выбрали такую профессию?
– Я родился в Казахстане, но, когда мне было 8 лет, наша семья переехала в деревню Тенюковщина, закончил школу в Чернелях. Беларусь стала мне родиной, я очень люблю нашу страну и интересуюсь ее историей. Это и послужило главной причиной, почему я захотел стать историком.
– Какие впечатления остались у вас о первых трудовых неделях, как коллектив принял молодого специалиста?
– Приняли меня очень хорошо. Я всегда мог рассчитывать на поддержку, совет и помощь как со стороны администрации, так и со стороны коллектива. Профсоюз доплачивает материальную помощь на съем жилья, поэтому жаловаться не на что.
– Как строились ваши отношения с детьми?
– Мы с ребятами наладили контакт очень быстро. Конечно, в первый день все волновались и чувствовали себя скованно: и я, и они. Но затем мы поехали на сельхозработы, где сблизились и подружились. Сейчас я стараюсь поддерживать ребят, уделять внимание каждому, чтобы не потерять это важное для меня доверие.
– Как вы считаете, изменилось ли отношение детей к истории?
– Я продумываю свои уроки, дополняю уже стандартную программу интересными фактами и преподношу информацию разными способами, чтобы дети не скучали. Они молодцы, стараются. Есть те, кому действительно интересен этот предмет, но, к сожалению, история теряет свою популярность. Сейчас все меньше абитуриентов хотят стать историками. Гаджеты, интернет и новые технологии становятся лидерами в гонке за внимание детей.
– Особенность талантливых и успешных людей – широкий кругозор и культурное воспитание. Насколько знание истории помогает сформировать такую личность?
– Кто-то может сказать, что знание предмета не пригодится в жизни, но это не так. Не зря почти во всех вузах на первых курсах изучают историю с последующей сдачей экзамена или зачета. История – важный и, можно сказать, основной предмет, который помогает понимать причинно-следственные связи, ситуации, действия и их влияние на ход времени. На занятиях я привожу много фактов, рассказываю про важность исторических событий и роль людей. Я изо всех сил стараюсь заинтересовать детей своим предметом и очень надеюсь, что у меня это получится.
– Что изменилось в вас за время работы в школе?
– Очень многое изменилось еще во время учебы в вузе и получения высшего образования в целом. Это испытание себя и способ доказать себе, что все возможно. Работа в школе добавила серьезности и ответственности, усовершенствовала мобильность, активность и общительность. Мне это нравится и приносит удовольствие.
– Как вы совершенствуете свои знания?
– Я постоянно читаю историческую литературу, участвую в конференциях как лично, так и со своими учениками. Готовлю их к олимпиадам, поддерживаю в различных исторических конкурсах, участвую в методических объединениях. Проходил курсы повышения квалификации в прошлом году в Ивье, так как состою в резерве руководящих кадров Ивьевского райисполкома, а также – в Гродно на заведующего музейной комнатой, еще получил сертификат по пользованию информационно-коммуникационными технологиями.

– Как вы проводите свободное время?
– Я очень люблю рыбалку и спорт, эти занятия увлекли меня еще с детства и не отпускают до сих пор. При любом удобном случае я отправляюсь на рыбалку. Пока моим самым крупным уловом была щука весом 2 кг 800 г. Активно занимаюсь спортом, по вечерам играю вместе с детьми в футбол. Люблю ездить в гости и постоянно поддерживаю отношения с родственниками и друзьями.
Также я активно интересуюсь историей Ивьевщины. Очень жаль, что из-за войн и времени сохранились не все дворцы, замки и дворцово-парковые комплексы. Наши предки были удивительными и талантливыми людьми, имеющими хороший вкус и тягу к красоте. Если бы все это сохранилось, то наша страна была бы одним из самых привлекательных мест для туристов и ценителей архитектуры и искусства.
– На ваш взгляд, какими качествами должен обладать настоящий учитель?
– Наверное, важнее всего – быть открытым. Дети должны увидеть, что педагог хочет с ними дружить. Нужно быть доброжелательным и постоянно стремиться заинтересовать своим предметом, находить новые решения: форумы, конференции, дебаты, волонтерские группы, дистанционное обучение. Можно даже организовать обмен знаниями со студентами и преподавателями вузов.
– Что вы посоветуете молодым специалистам, которые в этом году придут работать в школы?
– Самое главное – не бойтесь! Выкладывайтесь на все 100%, применяя все знания, которыми вы владеете. Каждый день дарите детям улыбку, пусть ваши уроки будут для них в радость. Основательно готовьтесь к занятиям и давайте качественные знания. Будьте открытыми для бесед, стремитесь найти общий язык с подрастающим поколением. Для этого вам нужно уважать интересы ребят, владеть новой информацией и уметь преподносить материал.
Марина МЕДВЕДЕВА
Учитель – это одна из важнейших должностей в сфере образования. Он осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета, способствует социализации, формированию общей культуры личности.
История – специальность гуманитарного направления педагогического профиля, предметной областью которой является система знаний о жизнедеятельности человеческого общества в его прошлом и настоящем.
Преподаватель истории – квалификация специалиста с высшим педагогическим образованием, профессиональной областью которого является история.
Начало развития педагогики относится к древним векам. Зародилась педагогика в виде правил и наставлений для взрослых по уходу за детьми и наблюдению за их поведением. Педагогические традиции, положившие начало развитию педагогики как науки, появились в Древней Греции в V-IV веках до нашей эры. Первое упоминание о школе встречается в египетских источниках примерно за 2500 лет до н. э. Там описывается дворцовая школа для детей сановников.
Образование эпохи Средневековья носило в основном религиозный характер.
Большой вклад в развитие отечественной педагогики внесли Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко и многие другие.
История – драгоценное достояние человечества, величайшая и ни чем не заменимая лаборатория познания общественного развития. Чтобы уверенно прокладывать людям путь в будущее, необходимо хорошо знать основные этапы и закономерности развития общества. Учитель истории – это профессионал, который имеет прочные знания в предметной области, умеет в интересной и доступной форме излагать учебный материал. Задача учителя истории – ввести учащихся в мир истории и культуры. Он способствует формированию у учащихся научных взглядов на процессы общественного развития, историю общества и культуры, понимания общих закономерностей историко-культурного процесса и своеобразия исторического пути того или иного народа, воспитывает интерес к изучению прошлого и настоящего.
Преподавание истории – процесс сложный и многогранный. Профессия учителя истории всегда имела особый статус, так как он способен понять и проанализировать все катаклизмы меняющегося мира, объяснить связь одного исторического события с другим и выявить их влияние друг на друга. Если учитель истории подойдет к своим задачам ответственно, то их выполнение будет не сложным и интересным.
Уроки истории обладают колоссальным воспитательным потенциалом. Смысл истории как учебного предмета состоит в том, что ребенок должен научиться оценивать настоящее под углом зрения прошлого и делать осознанный выбор между добром и злом, честью и бесчестием.
Педагогическая деятельность требует особого призвания. Учителю недостаточно хорошо знать свой предмет, он должен прекрасно разбираться в педагогике и детской психологии. Воспитанием и обучением могут заниматься люди со склонностью и любовью к этому делу. Учитель должен любить передавать свои знания другим, увлекаться самим процессом обучения и воспитания.
Работа учителя предъявляет к человеку большие требования. Успех педагогической деятельности во многом зависит от определенных волевых качеств: выдержки, терпения, настойчивости, самообладания. Также большое значение имеют коммуникативные способности учителя, его умение наладить правильные взаимоотношения с детьми. И так как педагог работает с классом, ему необходимо быть внимательным к каждому ученику. Таким образом, самоконтроль, наблюдательность, распределение и переключение внимания являются профессионально важными качествами учителя.
Важно, что в профессии учителя большое значение имеет речь, которая должна отличаться выразительностью, эмоциональностью, убедительностью. Учитель должен уметь выражать свои мысли грамотно, ясно и просто, чтобы ребята максимально точно смогли понять, к примеру, тему урока или смысл заданий.
Высшие учебные заведения: