
Игорь Кольченко
В наши дни профессия PR у всех на слуху. Мысленно мы сразу рисуем себе картину успешного делового человека, имеющего высокую заработную плату, а главное – непыльную работу.
Игорь Кольченко начинал свою деятельность в сфере пиара с управления маркетингом по продаже. Через некоторое время это вылилось в масштабные проекты, которые и сейчас вспоминаются с восторгом. Игорь не остановился на достигнутом. Будучи хорошим специалистом в маркетинге и продвижении, он открыл свою собственную PR-студию Sette.
Есть ли какие-то трудности в работе пиарщика и в чем изюминка этой профессии? Как перестать работать на других и сделать все, чтобы работали на тебя? Разбирались с Игорем Кольченко.
Об акции «Велосипед за спасибо» и о том, как пришла такая мысль
Я работал в многопрофильной компании «А-100», занимался маркетингом. У организации намечался юбилей – 20 лет. Хотелось сделать что-то особенное, чтобы это запомнилось. Никаких бордов и логотипов с цифрой 20, ничего банального не должно было быть. И мы начали думать, как оригинально и нетрадиционно отметить юбилей. Так родилась идея проведения социальной акции «Велосипед за спасибо», целью которой была популяризация среди минчан «велосипедного» образа жизни. В рамках акции каждый желающий мог воспользоваться велосипедом от «А-100» совершенно бесплатно.
Компания «А-100» решила создать что-то полезное для минчан, а не тратить деньги на пышный прием. Проект оказался действительно нужным и своевременным, в нем участвовало большое количество людей. Всем очень понравилось, было много искренних эмоций. Тот отклик, который мы получили, превзошел все наши ожидания.
О трудностях при открытии собственного бизнеса и как сформировать свою команду
Одна из самых больших трудностей при открытии собственного бизнеса – это решиться. Мои родители всю жизнь проработали на одном предприятии, никогда не меняли работу. Это, на мой взгляд, абсолютно консервативное отношение к профессии: «вот я сюда пришел, отсюда и уйду».
Мне же нужно было не просто поменять работу, из одной компании перейти работать маркетологом в другую. Я собирался открыть собственный бизнес, это гораздо сложнее. Бизнес – это вообще другая сфера. На это не каждый решится.
Пока ты работаешь в компании, у тебя есть зарплата, и ты знаешь, что, например, 10-го числа ее получишь. А когда ты работаешь на себя, то ни 10-го, ни 11-го денег может и не быть. Вот это самое тяжелое. Тут ты просто говоришь себе: «Все, больше мне никто денег не даст, я сам должен их заработать».
Стартапы всегда начинаются с формирования команды, и эта команда не создается через поиск резюме на сайтах. Это должны быть близкие, проверенные люди. Друзья, единомышленники. Одним из моих помощников была моя супруга. Она – мой партнер. Мы понимали, что сделали уже несколько собственных проектов. Может, они не такие масштабные, однако все равно неплохие. Еще были друзья, которым это тоже стало интересно.
Первая наша встреча прошла в кафе, которого давно уже нет. Тогда у нас еще не было офиса. Мы собирались в уютной обстановке и за чашкой кофе обсуждали свои грандиозные планы. И уже разрабатывали свой первый проект.
Первое, что мы создали, был «Polo марафон». Помню, как сидели, придумывали название, креативили, думали, как мы будем его продвигать. Мы – первооткрыватели этого проекта, который сейчас пользуется такой большой популярностью. Нас тогда наняла компания Фольксваген. Мы разработали для них большую концепцию. За год обещали раскачать Минск так, чтобы люди пробежали. Я очень горжусь тем, что мы причастны к тому, что бег стал таким популярным в нашей республике, что это стало модно. Сейчас все бегают, этим никого не удивишь. В этом и заключается особенность пиара: ты должен сделать что-то первым, если сделаешь вторым – это уже не пиар.
Мне нравится сфера, в которой я нахожусь. Это пиар, маркетинг, продвижение, организация. Я в ней развиваюсь, мне в ней интересно. Я – профессионал, который открыл свой бизнес в той сфере, которая ему близка.
Кто такой пиарщик?
Мы все в PR-студии в своем роде пиарщики. Надо понимать, как строится работа. У нас есть отдел креаторов. Это люди, которые придумывают и записывают мысли. Они разрабатывают какие-то идеи, концепции, пишут материалы, помогают оформлять это красиво визуально. Есть у нас медиаотдел. Это люди, которые коммуницируют. Они общаются с журналистами, блоггерами. Помогают сделать так, чтобы о наших достижениях знали не только мы, но и вся страна. Есть менеджеры. Они занимаются организацией мероприятий. Организуют какой-то ивент, например.
Таким образом, в нашем офисе пиарщиками можно назвать людей абсолютно разных профессий. Но у всех должны быть разные качества. Если ты креатор, у тебя должна быть пустая от шаблонов голова. Ты должен как будто бы с чистого листа придумать велосипед.
Для медиаменеджера важна общительность, умение взаимодействовать с большим количеством людей. А для менеджера самое главное качество – это умение вдохновлять и мотивировать команду. У нас в одном проекте может участвовать 500 человек одновременно и менеджер должен всех объединить. Это его самое главное качество. Нужно уметь вдохновить команду, чтобы все посмотрели в ту сторону, в которую ты предлагаешь смотреть.
О трудностях подбора персонала
Поиск персонала – это самое сложное. Ни поиск клиентов, ни даже реализация проектов. Самое сложное – это формирование команды. Специалистов мы находим по-разному. И резюме размещаем, и через знакомых ищем. Любого талантливого человека с большим желанием работать мы всегда возьмем. Не могу сказать, что у нас на рынке труда есть профессиональные пиарщики. Все люди, которые сейчас у меня работают начинали с обучения. Они стали профессионалами после приобретения определенных навыков. Конечно, я был бы счастлив, если бы к нам приходили готовые специалисты. Но пока опыт такой, что мы берем людей, вместе учимся, делаем хорошие проекты. Лучшая учеба – это работа.
Я никогда не отказываю, если меня приглашают провести мастер-класс для студентов. Могу взрослым специалистам отказать, потому что своей работы слишком много. Студентам же всегда готов помочь. Они для меня – целевая аудитория. У нас в компании и сейчас работают молодые специалисты, многие из которых получают образование. Я готов предоставлять возможность и открывать дорогу начинающему поколению.
Удовольствие в работе и как не потерять энтузиазм
Мой самый страшный сон – это потерять энтузиазм. Я понимаю, что рано или поздно это может произойти. Морально стараюсь подготовиться к такому моменту. Но пока энтузиазм я еще не потерял. Интерес к работе поддерживают новые профессиональные вызовы. Например, мы готовили проекты в Беларуси, а теперь попробуем сделать в России. Занимались организацией небольших мероприятий, а теперь попробуем подготовить массовое на 50 тысяч человек. Такие вызовы держат в тонусе, не дают расслабиться, потерять к работе интерес.
Для себя стараюсь понять, как сделать так, чтобы как можно позже потерять этот порыв. Но пока я волнуюсь, нервничаю, переживаю, значит, я интерес еще не потерял.
Проекты, которые реализовала компания
Самый важный – Минский полумарафон. Я уже говорил, почему он так значим для нас.
Очень гордимся проектом Тбилисоба, потому что мы перестали быть пиар агентством, мы стали организаторами. Поднялись на другой уровень. Для нас это важный этап развития.
Гордимся, что помогали выводить на рынок Новую Боровую. Повезло, что именно мы стояли у истоков продвижения этого проекта, рассказывали людям о ценностях новостройки. Это был значимый для нас проект, который сейчас, как видим, очень успешный и востребованный.
Мы гордимся проектами, которые имеют пользу для общества, а не только коммерческую сторону. Рады, что помогали построиться белорусскому хоспису. В рамках этого проекта мы сотрудничали с многими компаниями. Например, вместе с Velcom помогали построить крышу. Собрали примерно 100 тысяч долларов. С компанией Skoda мы запускали акцию Шкодамобиль, и жители города могли выбрать один день, когда они будут работать водителями для подопечных хосписа. Такие проекты очень вдохновляют. Ты понимаешь, что не только бизнес сделал, но еще и людям помог.
Интересные мировые проекты в сфере пиара
Я буду говорить не о каких-то компаниях и коммерческих проектах, а о конкретных людях, идеях, которые поражают. Например, Илон Маск. Считаю, что сегодня он самый крутой пиарщик в мире.
Я черпаю вдохновение из таких масштабных событий, как, например, создание Евросоюза. Это также прекрасный пиар кейс. Как можно такую идею создать, чтобы все страны вдохновить для объединения?! Нет ни границ, ни барьеров, не нужны никакие визы. Думаю, основатели Евросоюза были хорошими пиарщиками.
Проекты, которыми компания занимается сейчас
Сейчас мы открываем в Минске парк виртуальной реальности. Называется «Телепорт». Этот огромный парк – 1500 квадратных метров. В IT-стране должен быть парк виртуальной реальности.
Недавно создавали проект для Альфабанка. Во время «черной пятницы» все магазины устраивают скидки, и мы предложили провести «черную пятницу» с красной картой Альфабанка. Всех белорусских дизайнеров объединили, и в этот день с помощью красной карты можно было купить вещи по более выгодным условиям. Таким образом мы хотели поддержать наших белорусских производителей одежды, которым сложно противостоять зарубежным брендовым магазинам.
Планы на будущее
Планов у меня много. Я хочу, чтобы наша компания динамично развивалась, возникали новые интересные задачи. Хочу, чтобы мы двигались вперед, чтобы были сложные, необычные проекты. Это должен быть абсолютно новый вызов. На луну полететь, например. Считаю, что это и есть профессиональный рост.
Еще очень хочется, чтобы наша команда была большая и дружная, чтобы люди росли вместе с компанией. Сейчас мы уже можем позволить себе выбирать, не работать с теми, с кем мы не хотим работать. С теми, чьи ценности нам не близки. Это алкоголь, фастфуд. Нельзя искренне заниматься тем, во что ты не веришь.
Плюсы и минусы профессии
Плюс профессии в том, что ты можешь быть причастным к самым интересным событиям, которые происходят в нашем городе. И все будут на тебя смотреть и приятно удивляться.
А минус работы пиарщика в том, что это ужасно стрессовая профессия. Каждый раз нужно создавать стартап. Ты должен сделать что-то, что никто никогда до этого не делал. А новое – это неизвестное, люди больше всего боятся неизвестности. Ты не можешь контролировать все на 100%. Это очень большой стресс.
И тут суперважная задача, которая стоит перед работниками – это уметь правильно отдыхать. Проведу аналогию. Если сжать кулак, он будет очень сильный. Но в сжатом состоянии его можно продержать какое-то определенное время. Потом закончится сила, и он разожмется. А если ты будешь сжимать кулак на минуту, а потом на 5 минут его отпускать, то так можно делать очень долго. Нужно уметь вовремя и правильно отдыхать.
Жизненные ценности
Самое важное в жизни – это свобода. И я очень ценю, что на работе и в семье все, чем я занимаюсь – это только мои решения.
Хочется, чтобы люди ценили свою свободу во всех смыслах, и никто над ними не довлел. Это раскрепощает. Именно этот статус свободы и помог мне принять решение, чтобы открыть свой бизнес.
Советы начинающим
Ни в коем случае нельзя занимать пассивную позицию при поиске своего места в карьере. Если вы чего-то хотите, то не нужно держать это внутри. Надо реализовывать. Например, хотите работать в каком-то определенном месте. Значит, идите туда и работайте. Не надо отправлять резюме. Лучше придите и постучите в эту дверь.
И если у вас есть талант и желание, то вы попадете туда, куда вы хотите попасть. Это только так и работает. Если ты чего-то хочешь – иди и возьми!
Я всем желаю также найти свое место, свое предназначение. Нужно понять себя: что тебе лучше всего подходит, в чем ты лучше всего сможешь раскрыть свой талант. Сломанные судьбы возникают тогда, когда люди занимаются тем, чем заниматься не должны. Не надо замыкаться на чем-то одном. Надо поставить себе временную цель и попробовать за это время разные профессии. Так вы найдете то, что позволит вам раскрыть свой талант.
Виктория ЩЕЛКАНОВА