Сценарий классного часа по профориентации
(для учащихся 10-11 классов)
Цель: формирование у учащихся способности к объективному самоанализу уровня развития своих личностных особенностей, необходимых для достижения поставленной цели.
Задачи: познакомить учащихся с основами выбора профессии; активизировать интерес к самостоятельному поиску и изучению материала по проблеме профессионального самоопределения; развить рефлексивное мышление; сформировать у учащихся позитивный образ выпускника школы.
План мероприятия:
1. Вступительное слово педагога
Педагог: «Если вас тревожит проблема выбора профессии – это означает вашу социальную и психологическую зрелость. Плохо, если вам все равно: родители отведут за руку в медицинский университет (потому что «вам нравится биология и химия»), а потом окажется, что вы не переносите вида крови. Выбор профессии может столкнуть вас с определенными трудностями, которые возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли в этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что учителя не сумели вызвать у них любовь к каким-либо предметам, а таланты пока еще не дали о себе знать. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут определиться, чем хотелось бы заниматься. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работают их родители, чем профессия отличается от должности, вообще мало ориентируются в мире профессий.
Вторая категория ребят очень активна и в учебе, и в различных других видах деятельности. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и семь спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив – он талантлив во всем. За что ни возьмется это чудо-личность – во всем добивается успеха. Однако он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.
Как же разобраться в себе?
Психологи утверждают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Также профессия должна быть интересна. Если вам нравятся животные, растения, то вам будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если вы любите технику – интерес к ней будет поддерживать вас в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.
Любая профессия требует присутствия у человека профессионально важных качеств. Например, для корректора важно внимание, для художника – образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у вас способности, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирайте ту профессию, где ваши способности будут максимально реализованы, деятельность, в которой вы добьетесь наибольшего успеха.
Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с вашим личностным, характерологическим типом. Скажем, если вы общительны – вам больше подойдут профессии, предполагающие многочисленные контакты с людьми, если неусидчивы и гиперактивны – вам сложно будет выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации внимания в течение длительного времени.
Таким образом, для того, чтобы выбрать профессию, необходимо, прежде всего, познать себя. В этом вам поможет упражнение «Я глазами другого человека»
2. Упражнение «Я глазами другого человека»
Посмотрите на себя глазами другого человека. Конкретного человека, которого вы хорошо знаете – скажем, друга или соседа по парте, мамы или папы. Попытайтесь объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой человек – не зная ваших истинных мотивов. Какие качества этот человек у вас заметит? Какие способности?
Вы поймете, каким вас видят другие люди, но, с другой стороны, избавитесь от субъективизма, ведь в своем глазу, как известно, не видать и бревна.
Это упражнение необходимо сделать дома, когда вас никто не будет отвлекать.
3. Информационный блок
Педагог: «Познание самого себя – процесс увлекательный, но долгий. Познавательный и трудоемкий. Важно помнить, что психические свойства человека, будь то способности, интересы или черты характера – это гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему музыкальных способностей, но страстно желающему заниматься музыкой, удавалось достигнуть выдающегося успеха.
Помимо самопознания, важны и ваши интересы. Но интерес – вещь неустойчивая. Множество ребят думают, что любят какой-то учебный предмет, а на самом деле им очень нравится учитель. Кроме того, трудно понять, понравится ли вам психология или экономика, если в школе таких предметов нет. Потому, чтобы не ошибиться, надо расширять свой кругозор по отношению к миру профессий. Задавайте взрослым людям вопросы об их профессиональной деятельности – как правило, они с удовольствием рассказывают о своей настоящей работе и о студенческих годах. Тогда вы сможешь осознанно решить, интересна ли вам данная область, или все, что вы знаете о специальности, на которую собираетесь подавать документы, – это ее название.
Разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, вы можете приступать к выбору профессии, а затем учебного заведения. Если возникают сомнения, выпишите на отдельном листочке бумаги плюсы и минусы каждого из вариантов. Проанализируйте данные вместе с учителями, друзьями и родственниками. И всегда помните: окончательный выбор только за вами – выбирая профессию, вы выбираете судьбу.
4. Практическое задание «Девять шагов к взвешенному решению»
(выполняется дома)
Чтобы выбор профессии был осознанным, необходимо сделать следующие шаги:
1. Изучите особенности рынка труда вашего региона. Узнайте, какие специальности, по мнению специалистов, наиболее востребованы в вашем регионе.
2. Ознакомьтесь с перечнем специальностей и учебных заведений, находящихся в вашем регионе (городе, области).
3. Составьте список профессий, которые вам нравятся, которые, на ваш взгляд, вам подходят.
4. Составьте список своих требований к выбираемой профессии:
5. Определите значимость каждого требования. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.
6. Кроме тех требований, которые есть у вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Оцените свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий. Проанализируйте, развиты ли у вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.
7. Проанализируйте результаты. Какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам.
8. Проверьте результаты. Чтобы убедиться в правильности ваших размышлений, обсудите свое решение с родителями, педагогами, школьным психологом, профконсультантом.
9. Определите основные практические шаги к успеху. В каком учебном заведении вы сможете получить образование, как будете развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда и т.п.
5. Профориентационная игра «Выпускник»
Для проведения игры необходимо разделить участников на две команды. Каждой команде необходимо создать образ выпускника школы, который обладал бы всеми необходимыми качествами для самостоятельного выбора профессии. Затем команды некоторое время обсуждают, какими качествами должен обладать выпускник, чтобы самостоятельно выбрать будущую профессию и достичь успеха в жизни, чтобы реализовать свои способности. Необходимо написать 10 качеств. После этого представитель каждой команды оглашает получившуюся характеристику.
Команды обмениваются мнениями о получившихся образах выпускника, достоинствах и недостатках таких выпускников. Затем каждую команду просят проранжировать (расположить в порядке убывания значимости) обозначенные ею качества.
После этого необходимо сформировать обобщенный образ идеального выпускника из пяти первых наиболее важных качеств от каждой команды: называют необходимые качества и чего можно достичь, обладая такими качествами.
6. Рефлексия
Педагог: «Мы с вами рассмотрели основы выбора профессии и получили образ выпускника, который сможет самостоятельно выбрать свою будущую профессию. А теперь давайте порассуждаем:
Алла ЕРМАК,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
ГУО «Горковская средняя школа»