Гиперактивный ребенок
Когда родители говорят, что их ребенок – гиперактивный, многие вкладывают в это слово положительный смысл. Но иногда люди путают значения слов «активный» и «гиперактивный». Когда ребенок активный и любознательный, проявляет интерес к окружающему миру и тянется к новым знаниям – это, безусловно, хорошо. Но гиперактивность относится к неврологически-поведенческому расстройству, что, несомненно, негативно сказывается на ребенке, мешая ему нормально развиваться.
Гиперактивность – совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и двигательной активностью. Распознать гиперактивность можно по следующим признакам:
- Ребенок проявляет высокую двигательную активность без какой-либо причины. Он бесцельно бегает, прыгает, залезает на стулья, диваны, даже когда этого делать нельзя.
- Не может контролировать свои эмоции. Может испытывать гнев в неподходящее время или закатывать истерики без причины.
- В разговоре не сдержан и импульсивен.
- Спит намного меньше, чем другие дети. Его сон обычно неспокойный – ребенок переворачивается с одного бока на другой, сбивает простыню, сбрасывает одеяло.
- При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. На некоторых занятиях он спокоен, на других – нет, на одних уроках он успешен, на других – нет.
- Многие поступки и действия ребенка непредсказуемы, он часто ломает предметы или бьет посуду.
- Не может стоять в очереди, в любых ситуациях начинает нервничать и капризничать.
- Ребенок невнимателен. Ему сложно сосредоточиться на задании или игре. Родителям постоянно приходится напоминать о будничных делах, так как он забывает о них.
- Часто теряет вещи и не доводит дело до конца, постоянно отвлекается и переключается на другие задачи.
- Нередко попадает в опасные ситуации, потому что не думает о последствиях.
Причины гиперактивности
Причины гиперактивности весьма разнообразны, но чаще всего специалисты отмечают следующие:
- неблагоприятно протекающая беременность (токсикоз, заболевания внутренних органов матери во время беременности, родовые травмы, прием лекарственных препаратов во время беременности, таких как снотворные, гормональные препараты, транквилизаторы);
- отравление тяжелыми металлами и опасными для здоровья химикатами;
- неправильное питание;
- плохой распорядок дня;
- недостаток необходимых гормонов в организме ребенка;
- перенесенные болезни, которые могли повлиять на работу мозга;
- наследственность;
- нервные стрессы.
Рекомендации родителям
по коррекции поведения гиперактивного ребенка
- Придерживайтесь определенного распорядка дня. Приемы пищи, прогулки, игры и другие занятия должны проходить по одному графику. Однако, следуя этому расписанию, проявляйте гибкость и упорство, так как ребенок все равно будет его нарушать в силу своих особенностей. Вы должны это понимать и принимать во внимание. Постепенно такая организация жизни будет действовать на ребенка успокаивающе. Он обретет уверенность и сможет в дальнейшем многое делать самостоятельно.
- Следите за тем, чтобы ребенок достаточно спал. Недосып приводит к еще большему ослаблению внимания и самоконтроля. К вечеру ребенок может стать совсем неуправляемым.
- Для гиперактивных детей полезны частые прогулки на свежем воздухе.
- Оберегайте ребенка от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений, чрезмерных раздражителей. Не следует ходить с ним без необходимости в места массовых скоплений людей (рынки, гипермаркеты, шумные компании). Все это чрезвычайно возбуждает неокрепшую нервную систему.
- Ограничивайте его компанию по играм, если в большом кругу детей ребенок слишком легко возбуждается. Лучше всего приглашать детей к себе в дом, так как здесь вы можете обеспечить контроль за ситуацией и влиять на направление игры или занятий.
- Определите допустимые рамки поведения, при этом не допускайте излишнюю вседозволенность, но и не требуйте выполнения непосильных задач. Ребенок должен ясно понимать, что можно, а что нельзя.
- Правила поведения должны быть простыми, понятными и целенаправленными. Объясните ребенку, что за хорошее поведение он получит поощрение, награду, а невыполнение правил повлечет за собой санкцию. Это может быть временная отмена привлекательных для ребенка занятий: катания на велосипеде, роликах, просмотра телепередачи, любимой игры и т. п.
- Заранее сообщайте ребенку временные рамки для его игровой деятельности и ставьте будильник. Если истечение времени будет напоминать таймер, а не родитель, агрессивность ребенка будет ниже.
- Строго требуйте выполнения правил, которые касаются здоровья ребенка и его безопасности. Не переусердствуйте: если правил будет слишком много, гиперактивный ребенок не сможет их запомнить.
- Не позволяйте ребенку долго находиться за компьютером и телевизором, будьте в курсе содержания его любимых игр, каналов и передач.
- Определите для ребенка круг обязанностей, как у остальных членов семьи, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем. Задания должны соответствовать возможностям ребенка. Например, он может убирать свою постель и игрушки, раскладывать одежду. Помните: необходимо контролировать выполнение обязанностей, а не делать это за ребенка.
- Продумывайте все поручения, которые даете ребенку. Учтите: он будет делать только то, что ему интересно, и будет заниматься этим лишь до тех пор, пока ему не надоест. Как только он устанет, его следует переключить на другой вид деятельности.
- Предлагайте ребенку не больше одного дела одновременно, давайте ему только одну игрушку. Прежде чем он займется новым делом, уберите все лишнее, чтобы его не отвлекали посторонние предметы.
- Если даете ему какое-то новое задание, то покажите, как его выполнять, или подкрепите рассказ рисунком. Не позволяйте ему браться за новое дело, пока он не доделал первое.
- Проявляя настойчивость в выполнении требований, делайте это нейтральным тоном, сдержанно и спокойно. Старайтесь не говорить более 10 слов.
- Подкрепляйте устные требования зрительным примером. Вместо того, чтобы объяснять несколько раз, покажите один раз, как правильно сделать то или иное задание.
- Чередуйте активную и спокойную деятельность. Если ребенок два часа играл с детьми на улице, ему не стоит тут же смотреть мультики про супергероев, а вечером приглашать домой друзей, чтобы поиграть с ними.
- Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения, то есть его собственную «территорию». В оформлении желательно избегать ярких цветов и сложных композиций. Простота, ясные и спокойные цвета помогают сконцентрировать внимание.
- Организуйте рабочее место ребенка. Оно должно быть тихим и спокойным. Разместите его там, где ребенок сможет заниматься без помех. В ходе выполнения домашнего задания находитесь рядом и при необходимости помогайте ребенку. Через каждые 15-20 минут разрешайте ему встать из-за стола, двигаться около 5-10 минут, а затем вернуться к урокам.
- Применяйте цветовые маркировки. Например, если для занятий по разным школьным предметам завести тетради определенных цветов (зеленые по природоведению, красные по математике, синие по письму), то в дальнейшем их будет легче находить. Когда тетрадь будет закончена, ее можно положить в папку такого же цвета. При необходимости это поможет без лишних временных затрат найти записи по ранее пройденному учебному материалу.
- То же самое можно использовать и для наведения порядка в комнате. Смело используйте цветовые обозначения: ящикам письменного стола можете присвоить красный цвет, ящикам для одежды – синий, для игрушек – желтый. Значительная по площади и хорошо заметная цветовая маркировка, которая дополнена рисунками или наклейками, соответствующими содержимому ящика, позволяет ребенку успешно решить поставленную задачу.
- Постарайтесь уберечь ребенка от возможных конфликтов в семье. Очень важен положительный психологический климат. Поддержка, спокойное и доброе отношение к ребенку и между членами семьи является основой для его нормального развития. Если назревает какая-то ссора, ребенок не должен видеть ее, а тем более быть участником.
- Эмоционально поддерживайте ребенка во всех попытках конструктивного и положительного поведения, какими бы незначительными они ни были. Очень важен и физический контакт с ребенком. Обнять его в трудной ситуации, прижать к себе, успокоить – все это дает выраженный положительный эффект. Постоянные окрики и ограничения расширяют пропасть между родителями и их детьми.
- Помните, что у гиперактивных детей очень высокий порог чувствительности к отрицательным стимулам, а потому слова «нет», «нельзя», «не трогай», «запрещаю» для них как пустой звук. Они не восприимчивы к выговорам и строгому наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу и одобрение.
- Не читайте ребенку нотации, если он в чем-то неправ, так как длинная речь не будет до конца выслушана и осознана. Наказаний должно быть меньше, чем поощрений. Поощрение может заключаться в предоставлении возможности заниматься тем, что ребенку интересно.
- Не настаивайте на обязательном извинении за проступок. Не принуждайте ребенка просить прощения. Лучше реагируйте на неправильное поведение неожиданным образом, например, повторите за ним его действия или пошутите.
- Не прибегайте к рукоприкладству. Если есть необходимость в наказании, то для гиперактивного ребенка будет наказанием прекращение его бурной деятельности и вынужденная изоляция. Также в качестве меры наказания можно использовать запрет просмотра телевизора, игр за компьютером, телефонных разговоров. А после наказания проведите беседу с ребенком. Он должен осознать и запомнить, почему был наказан и какое поведение не поощряется.
- Все запреты сопровождайте альтернативными предложениями. Например, ребенок начинает рвать обои. Безусловно, следует остановить его и дать вместо этого какой-то ненужный листочек бумаги: «Попробуй порвать вот это, а когда перестанешь, собери все клочки в пакет».
- Проявляйте терпение, не раздражайтесь, повторяйте обучение снова и снова. Для закрепления различных навыков и умений ребенку с повышенной активностью требуется больше времени, чем другим детям.
- Старайтесь не проявлять к ребенку излишней жалостливости, не надоедайте ему расспросами, не обнаруживайте своих страхов за него, но не допускайте и всепрощения. Помните, что его нервная система находится в особом состоянии, но она поддается улучшению и управлению.
- У гиперактивных детей может проявиться выраженная способность к определенному роду занятий. Например, оно может быть связано с музыкой или спортом. Развивайте это увлечение.
- Для развития тонкой моторики и общей организации движений включайте гиперактивных детей в занятия хореографией, танцами, теннисом, плаванием.
- Если ребенок геперактивен (то есть поставлен именно такой диагноз), об этом обязаны знать не только родственники, но и учителя и директор школы, которую посещает ребенок. Тогда он сможет получить дополнительную помощь в учебе, если это необходимо. Школа может предложить родителям индивидуальный план обучения, спокойное место в классе, предоставить дополнительное время для выполнения заданий.
Правила «скорой помощи» при работе с гиперактивным ребенком
Большое количество рекомендаций иногда пугает родителей гиперактивного ребенка, поэтому можно выделить 12 фундаментальных принципов, соблюдая которые коррекционная работа с гиперактивным ребенком будет наиболее эффективна:
- Отвлеките ребенка от капризов.
- Поддерживайте дома четкий распорядок дня.
- Предложите выбор (другую возможную в данный момент деятельность).
- Задайте неожиданный вопрос.
- Отреагируйте неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действия ребенка).
- Не запрещайте действие ребенка в категоричной форме.
- Не приказывайте, а просите (но не заискивайте).
- Выслушайте то, что хочет сказать ребенок.
- Автоматически, одними и теми же словами повторяйте многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
- Оставьте его одного в комнате (если это безопасно для его здоровья).
- Не настаивайте на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.
- Не читайте нотаций (ребенок все равно их не слышит).

Положительные стороны гиперактивности
Помимо проблем, у гиперактивных детей присутствуют и положительные стороны. В ходе многочисленных исследований удалось выяснить, что гиперактивные дети часто являются…
- очень креативными и творческими. Ребенок, который мечтает и имеет в своей голове десятки разных мыслей, может в будущем стать отличным специалистом, решающим сложные задачи. Гиперактивные дети могут легко отвлекаться, но, в отличие от других, они видят то, чего другие не замечают.
- гибкими и изворотливыми. Ребенок может одновременно рассматривать несколько вариантов решений задачи и открыт для различных идей.
- энтузиастами. Гиперактивные дети редко бывают скучными. Их интересует огромное количество вещей и яркие личности. Они притягивают к себе окружающих, имеют огромное количество друзей.
- очень энергичными и не предсказуемыми. Когда гиперактивные дети мотивированы какой-либо идеей, они работают и исполняют задания гораздо быстрее, чем обычные дети. Их бывает сложно отвлечь от решения задачи, если они в ней заинтересованы и если она связана с активным образом жизни.
Как показывают многочисленные исследования и опыт, устранение проблем гиперактивности у детей – это сложная, но выполнимая задача. Самое главное – это комплексная психологическая поддержка и грамотная коррекционная работа, в которой должны участвовать не только узкие специалисты, но и все члены семьи. Гиперактивные дети так же, как и все дети, хотят быть успешными в делах, за которые берутся, однако чаще всего им это удается с большими трудностями. Родители, ваша задача – осознать и принять все особенности вашего ребенка и помочь ему в достижении поставленных целей.
Екатерина ДАВИДОВСКАЯ,
психолог