
Авторитет родителей – важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Мнение родителей о семье и окружающих людях, поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к коллегам и работе, к посторонним людям в обыденной жизни, к друг к другу – все это слагаемые родительского авторитета. Приобретение авторитета в глазах собственного ребенка – кропотливый труд отца и матери.
Как правило, в понятие «авторитет» вносится только положительное значение, которое обуславливает благоприятные детско-родительские взаимоотношения. Но бывает и так, что поведение родителей и их отношение к ребенку носят негативный характер. В таком случае появляется ложный родительский авторитет. Ложный авторитет характеризуется совокупностью определенных действий со стороны родителей, которых стоит избегать в сложном процессе построения положительного авторитета.
«Дети – живые цветы земли»
М. Горький
Авторитет дружбы
Отец и сын, мать и дочь могут и должны быть друзьями, но все же родители должны оставаться старшими членами семейного коллектива, и дети все же остаются воспитанниками. Если дружба достигнет крайних пределов, воспитание прекращается, начинается противоположный процесс: дети начинают воспитывать родителей. В этих семьях дети часто называют родителей по имени, потешаются над ними, грубо обрывают, поучают на каждом шагу, ни о каком послушании не может быть и речи. Но здесь нет и дружбы, так как никакая дружба невозможна без взаимного уважения.
«Родители не понимают, как много вреда они причиняют своим детям, когда, пользуясь своей родительской властью, хотят навязать им свои убеждения и взгляды на жизнь»
Ф.Э. Дзержинский
Авторитет подавления
Такой авторитет характеризуется грубостью со стороны родителей. По каждому поводу они раздражаются, сердятся, повышают голос, прибегая подчас и к физическим методам воздействия. Таким родителям совершенно не интересно, какие проблемы испытывает ребенок. Как правило, они разговаривают с ребенком тоном, не терпящим возражений, слушают и слышат в разговоре только себя, упиваются страхом и волнением в глазах и поведении ребенка. Каждую вину ребенка отмечают наказанием.
Такой авторитет приучает детей подальше держаться от своих родителей. Приводит к появлению детской лжи и трусости. Из забитых и безвольных детей выходят потом либо слабовольные и закомплексованные люди, либо капризные и своенравные, которые в течение всей своей жизни «мстят» за подавленное детство.
«Сказка ласки материнской остается на всю жизнь»
Ф. Э. Дзержинский
Авторитет расстояния
Родители с таким авторитетом убеждены в том, что для послушания ребенка нужно меньше с ним разговаривать, подальше держаться, изредка только выступать в виде «начальства». У таких родителей, как правило, своя жизнь, свои интересы, свои мысли. Дети находятся в ведении бабушки или даже няни.
Такой авторитет не приносит никакой пользы, такая семья не может быть названа разумно организованной семьей.
«Надо воспитать в детях любовь к людям, а не к самому себе, а для этого самим родителям надо любить людей»
Ф. Э. Дзержинский
Авторитет чванства
Родители с таким авторитетом показывают свою важность ребенку на каждом шагу. Они только и делают, что толкуют о своих достоинствах, высокомерно относясь к другим людям. В этой атмосфере высокомерия родители уже сами не понимают, кого они воспитывают.
Подражая родителям, начинают чваниться и дети, везде заявляя о том, что «мой папа – начальник» и т.п. Разумеется, что ничему хорошему такой авторитет не научит.
«У детей свое особое умение видеть, думать и чувствовать, и нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим»
Жан-Жак Руссо
Авторитет резонерства
В этом случае родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Вместо того чтобы сказать ребенку несколько слов, может быть, даже в шутливом тоне, родители усаживают его против себя и начинают скучную и надоедливую речь. Они уверены, что в поучениях заключается главная педагогическая мудрость. В такой семье мало радости и улыбки. Родители изо всех сил стараются быть добродетельными, они хотят в глазах детей быть непогрешимыми. Но они забывают, что у детей своя жизнь и нужно эту жизнь уважать.
Ребенок живет более эмоционально, более страстно, чем взрослый, он меньше всего умеет заниматься рассуждениями. Привычка мыслить приходит к нему постепенно и довольно медленно, а постоянные разглагольствования родителей, монотонные проповеди проходят почти бесследно в их сознании. В резонерстве родителей дети не могут увидеть никакого авторитета.
Бесконечные нотации и поучения, которые родители считают педагогически правильным моментом воспитания – отнюдь не мудрость. Пара слов в шутливом тоне или «нотация», переданная через игру с ребенком, даст более серьезный результат. Ребенок в такой семье вынужден жить «правильно», хотя эти правила совсем не соотносятся с его детским мироощущением. И данный авторитет, конечно, является ложным – по сути, его просто нет.
«Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста»
Пабло Пикассо
Авторитет педантизма
Цель такого метода воспитания – абсолютное безвольное послушание ребенка. В этом случае родители уверены в том, что дети должны каждое родительское слово выслушивать с трепетом, что их слово – это закон. Свои распоряжения они отдают холодным тоном. Такие родители больше всего боятся, как бы дети не подумали, что папа ошибся, что папа человек не твердый. Если такой папа сказал: «Завтра будет дождь и гулять нельзя», то даже если завтра будет и хорошая погода, все же считается, что гулять нельзя. Если мама наказала ребенка, а потом обнаружилось, что ребенок не виноват, то она ни за что не отменит своего наказания: раз она сказала, так и должно быть.
Жизнь ребенка, его интересы, его рост проходят мимо таких родителей, они ничего не видят, кроме своего бюрократического начальствования в семье. Беспрекословное подчинение несет только пагубные последствия. Да, ребенок будет дисциплинированным, но его «я» будет загублено в зачатке. Итог – инфантильность, оглядка на родителей при принятии решений, безвольность и трусость.
«Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет, то потребует жертв»
Пьер Буаст
Авторитет любви
Это один из самых распространенных видов ложного авторитета. Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили родителей, а чтобы заслужить эту любовь, необходимо на каждом шагу показывать детям свою родительскую любовь. Нежные слова и бесконечные признания сыплются на детей в совершенно избыточном количестве. Если ребенок не слушается, у него немедленно спрашивают: «Значит, ты нас не любишь?» Родители ревниво следят за выражением детских глаз и требуют нежности и любви.
Такая семья настолько погружается в море сентиментальности и нежных чувств, что уже ничего другого не замечает. У детей, конечно, не хватает сил на такую любовь. Очень скоро они замечают, что папу и маму можно как угодно обмануть, только нужно это делать с нежным выражением. Папу и маму можно даже запугать, стоит только надуться и показать, что любовь начинает проходить.
Как результат – с малых лет ребенок начинает понимать, что людьми можно манипулировать с холодным и циничным расчетом.
«Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. Дайте детству созреть в детях»
Жан-Жак Руссо
Авторитет доброты
В этом случае детское послушание также организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями и излияниями, а уступчивостью, мягкостью, добротой родителей. Папа или мама выступают перед ребенком в образе доброго ангела. Конечно, они замечательные – не жалеют денег на малыша, разрешают шлепать по лужам и зарываться в песок в нарядном платье, поливать кошку соком и рисовать на обоях, с формулировкой «ну он же еще маленький». Во избежание конфликтов и любого негатива, родители жертвуют всем.
Итог: ребенок вырастает капризным эгоистом, не способным ценить, понимать, думать. Очень скоро в такой семье дети начинают просто командовать родителями, родительское несопротивление открывает самый широкий простор для детских желаний, капризов, требований. Иногда родители позволяют себе небольшое сопротивление, но уже поздно.
«Если хотите, чтобы у ваших детей все получалось хорошо, тогда вдвое больше проводите с ними времени и вдвое меньше балуйте их деньгами»
Эбигейл Ван Бурен
Авторитет подкупа
Этот авторитет самый безнравственный, потому что послушание просто покупается подарками и обещаниями. Родители так и говорят: «Будешь слушаться, тогда и получишь то, что хочешь (купим, разрешим, позволим)…» Некоторое поощрение допустимо, но нельзя покупать послушание и хорошее отношение.
Особенно тяжелы последствия такого авторитета в семье, где нет согласия между отцом и матерью, где каждый пытается привлечь ребенка на свою сторону. В таких условиях дети лавируют и приспосабливаются, исходя из личной выгоды.
Алла ЕРМАК,
заместитель директора по УВР
ГУО «Горковская средняя школа»