КЕМ БЫТЬ? журнал компас в мире
профессий
  • Главная
  • О журнале
    • Редакционный совет
    • К читателям
  • Рубрики
    • Представляем учебное заведение
    • Представляем факультет
    • Знакомим с профессией
    • Абитуриентам
    • Актуально
    • Профориентир
    • Проверено на себе
    • Страничка психолога
    • В копилку педагога
    • Вопрос-ответ
    • Личность
    • Из опыта работы
    • Музыкальная гостинная
    • Город мастеров
    • После уроков
    • Это интересно
  • Печатное издание
    • Подписка
    • Анонс
    • Архив
  • Контакты
    • Журнал «Кем быть?»
    • »
    • Записи
    • »
    • Страничка психолога
    • »
    • Направленность личности и ее влияние на выбор профессии

    Направленность личности и ее влияние на выбор профессии

    Направленность личности и ее влияние на выбор профессии

    Каждый человек имеет свои взгляды на жизнь, стремления, идеалы, интересы, желания и цели. В психологии это называется направленностью личности. Рассмотрим подробнее, как направленность личности влияет на выбор профессии.

    Направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенное поведение. Направленность всегда социально обусловлена и формируется в процессе обучения и воспитания. Направленность выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное время.

    Формы направленности личности

    Желание. Эта форма подразумевает не только желаемый объект, но также и методы его получения. Желания личности дают старт для формирования целей.

    Цель. Это результат, которого хочет добиться человек в своей деятельности. Она может быть близкой, ситуационной или отдаленной, общественно ценной или наоборот – альтруистической или эгоистической.

    Стремление. Это желание на основе обдуманного выбора и с планом достижения желаемого.

    Интерес. Это направленность на познание новой информации, проявление познавательной потребности человека.

    Склонность выражается в желании человека заниматься какой-либо отдельной деятельностью. В результате он совершенствует свои навыки в выбранной сфере для достижения успеха.

    Мировоззрение. Включает в себя взгляды на жизнь, а также место человека в ней. Сочетание мышления и воли, проявляемых в поведении и действиях человека, приводит к переходу мировоззрения в убеждение.

    Убеждение. Это форма направленности, которая побуждает личность поступать в соответствии со своими взглядами на жизнь, ценностными ориентациями на фоне эмоциональных переживаний и волевых устремлений.

    Идеал. Идеальный для личности образ, к воплощению которого он стремится. Идеалом может быть личность ученого, писателя, спортсмена, политика, а также морфологические характеристики конкретного человека или черты его личности.

    Установка. Установка бывает позитивной, негативной или нейтральной. Она заключается во взглядах на жизнь и проявляется в устойчивой предрасположенности к определенному восприятию, осмыслению и поведению человека.

    Позиция. Включает в себя мотивы и желания человека, которыми он руководствуется в жизни.

    Профессиональная направленность

    Каждая профессия требует обладания конкретными чертами характера, которые необходимы для достижения успеха в данной области. Выделяют несколько типов личности: реалистический, конвенциальный, интеллектуальный, предприимчивый, социальный, артистический.

    Реалистический тип

    Представители этого типа предпочитают физический труд и работу с реальными объектами. Ориентированы на конкретный результат, предметы и их практическое использование. Такие люди активны, деловиты, настойчивы, рациональны, практически мыслят, обладают развитыми двигательными навыками, пространственным воображением и техническими способностями. Отлично работают в сферах, где необходимо решать конкретные задачи, требующие подвижности, двигательных умений и физической силы.

    Больше всего им подходят следующие профессии: механик, электрик, инженер, фермер, зоотехник, агроном, садовод, автослесарь, водитель и т.д.

    Конвенциальный тип

    Представители этого типа обладают внимательностью, сосредоточенностью и спокойным характером. Такие люди ответственные и всегда выполняют работу вовремя. Способны к переработке числовой информации, обладают стереотипным подходом к проблемам, консервативным характером, следованию обычаям, исполнительностью, преобладанием математических способностей. Любят порядок, четко структурированную деятельность, работу по инструкции, заданным алгоритмам. Избегают неопределенных ситуаций, социальную активность, физическое напряжение и принятие позиции руководства. Отлично работают в сфере экономики, бухгалтерии, расчетов, делопроизводства.

    Предпочтительные профессии: бухгалтер, финансист, экономист, канцелярский служащий и др.

    Интеллектуальный тип

    Эти люди очень любят узнавать новую информацию и размышлять. Им нравится проводить исследовательские работы. Для них характерен аналитический ум, независимость и оригинальность суждений, гармоничное развитие языковых и математических способностей, критичность, любознательность, склонность к фантазии, интенсивная внутренняя жизнь, низкая физическая активность. Предпочитают теоретические ценности, умственный труд, решение интеллектуальных творческих задач, информационный характер общения. Отлично справляются с решением задач, требующих абстрактного мышления и творческих способностей. Межличностные отношения играют для них незначительную роль.

    Самые подходящие профессии: физик, астроном, ботаник, программист и др.

    Предприимчивый тип

    Такие личности обладают лидерскими качествами и отлично умеют руководить. Для них характерны энергия, импульсивность, энтузиазм, предприимчивость, агрессивность, готовность к риску, оптимизм, уверенность в себе, преобладание языковых способностей, развитые организаторские способности. Предпочитают лидерство, признание, руководство, власть. Избегают занятия, требующие усидчивости, большого труда, двигательных навыков и концентрации внимания. Испытывают интерес к экономике и политике.

    Подходят такие профессии, как бизнесмен, маркетолог, менеджер, журналист, репортер, дипломат, юрист, политик и т.д.

    Социальный тип

    Люди с хорошо развитым чувством сопереживания, которые стремятся помочь окружающим. Умеют общаться, гуманны, способны к сопереживанию, активны, зависимы от окружающих и общественного мнения, решают проблемы с опорой на эмоции и чувства. Легко устанавливают контакты с окружающими, стремятся учить, воспитывать, избегают интеллектуальных проблем. Это отличные работники в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения, обслуживания, спорта. Легко решают ситуации и проблемы, связанные с умением разбираться в поведении людей, требующие личного общения и умения убеждать.

    Подходят следующие профессии: врач, педагог, психолог и т.п.

    Артистический тип

    Такие личности не любят работать по графику и подчиняться каким-либо рамкам. Они непредсказуемые и творческие. Обладают хорошим воображением и интуицией, имеют эмоционально сложный взгляд на жизнь, независимость, гибкость и оригинальность мышления. Стремятся к самовыражению, творческим занятиям, избегают деятельности, требующей физической силы, регламентированного рабочего времени, следования правилам и традициям. Отличные работники сферы изобразительного искусства, музыки, литературы. Легко решают проблемы, требующие художественного вкуса и воображения.

    Лучшие профессии для представителей этого типа – музыкант, художник, фотограф, актер, режиссер, дизайнер и т.д.

    Виды направленности

    Личная

    Люди с данным видом направленностью главным в жизни считают самореализацию и всегда заняты достижением собственных целей. Нередко их называют эгоистами, ведь они не заботятся о проблемах других. Таким людям присущи следующие черты характера: целеустремленность, уверенность, ответственность, самостоятельность. Они не просят помощи у окружающих, а предпочитают справляться со всеми проблемами самостоятельно.

    Коллективная

    Заключается в направленности на общение и взаимные действия. Такие люди, как правило, общительные. Для них крайне важно общение, они делают все для поддержания хороших отношений с окружающими. Участвуют в коллективных работах, но при этом не занимают позицию лидера и избегают ответственности. Такая личность зависит от мнения окружающих людей, делает все для получения одобрения и обычно не высказывает собственное мнение.

    Деловая

    Такие люди крайне требовательны к себе и окружающим, всегда ищут выгоду для себя и своей команды. Они предпочитают руководить, но оказывают помощь и поддержку своим подчиненным. Любят общество, много общаются, но при этом свободолюбивы и всегда доказывают свою точку зрения.

    Эмоциональная

    Такие люди часто переживают и неравнодушны к проблемам окружающих. У них хорошо развито чувство сострадания, они могут выслушать и поддержать. К ним часто обращаются за советом, они располагают к себе и вызывают доверие. В основном, это творческие личности, которые любят музыку, литературу и живопись.

    Социальная

    Такие личности не могут жить без общества и всегда ведут активную общественную деятельность. Они всегда в курсе всех событий и любят общение. Люди с социальной направленностью могут быть как начальниками, так и подчиненными, но их работа обязательно должна быть связана с обществом.

    Тест по выявлению направленности личности на себя, на коллектив, на задачу

    Инструкция. Выберите один из вариантов (А, Б или В) продолжения каждого высказывания и отметьте знаком “+”. Подсчитайте сумму знаков “+” в каждом из пунктов (А, Б или В).

    1. Больше всего мне доставляет удовольствие…

    А. Положительная оценка моей работы.

    Б. Понимание того, что находишься среди друзей.

    В. Осознание того, что работа выполнена хорошо.

    2. В спорте я хотел(а) бы быть…

    А. Известным игроком.

    Б. Тренером, который разрабатывает тактику игры.

    В. Выбранным капитаном команды.

    3. Лучшим преподавателем является тот, кто…

    А. Имеет индивидуальный подход к ученикам.

    Б. Создает в коллективе атмосферу, где никто не боится высказать свою точку зрения.

    В. Знакомит с дополнительным материалом по предмету.

    4. Мне не нравятся педагоги, которые…

    А. Не скрывают, что некоторые ученики им не симпатичны.

    Б. Вызывают у всех дух соперничества.

    В. Считают, что предмет, который они преподают самый лучший и интересный.

    5. Я рад(а), когда мои друзья…

    А. Помогают другим, если для этого предоставляется случай.

    Б. Всегда верны и надежны.

    В. Интеллигентны и у них разносторонние интересы.

    6. Лучшими друзьями считаю тех, кто…

    А. Считается с моим мнением.

    Б. Поможет в трудную минуту.

    В. Знает больше, чем я.

    7. Я хотел(а) бы…

    А. Добиться профессионального успеха.

    Б. Быть дружелюбным и доброжелательным человеком.

    В. Помогать другим.

    8. Я хотел(а) бы быть…

    А. Руководителем предприятия.

    Б. Рядовым работником в коллективе.

    В. Квалифицированным специалистом.

    9. Когда я был(а) ребенком, я любил(а)…

    А. Когда меня хвалили.

    Б. Игры с друзьями.

    В. Успехи в учебе.

    10. Больше всего мне нравится, когда…

    А. Я преодолеваю препятствия при выполнении возложенной на меня задачи.

    Б. В коллективе ухудшаются межличностные отношения.

    В. Меня критикуют учителя.

    11. Мне хотелось бы, чтобы школа больше внимания уделяла…

    А. Развитию индивидуальных способностей.

    Б. Воспитанию в учениках коммуникативных качеств.

    В. Подготовке учеников к выбору профессии.

    12. Мне не нравятся коллективы, в которых…

    А. Строгая дисциплина.

    Б. Человек теряет индивидуальность в общей массе.

    В. Невозможно проявить самостоятельность.

    13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал(а) его для…

    А. Беспечного отдыха.

    Б. Общения с друзьями.

    В. Хобби и самообразования.

    14. Мне кажется, что я способен(а) на многое, когда…

    А. Мои усилия достаточно вознаграждены.

    Б. Работаю с доброжелательными людьми.

    В. Есть работа, которая меня удовлетворяет.

    15. Я люблю…

    А. Когда меня ценят другие люди.

    Б. Приятно проводить время с друзьями.

    В. Чувствовать удовлетворение от выполненной работы.

    16. Если бы обо мне писали в газете, мне бы хотелось, чтобы…

    А. Отметили мои профессиональные качества.

    Б. Сообщили о том, что я делаю успехи в карьере.

    В. Отметили дело, которое я выполнил(а).

    17. Я бы лучше учился(лась), если бы преподаватели…

    А. Имели ко мне индивидуальный подход.

    Б. Организовали дискуссии по интересующим меня вопросам.

    В. Сообщали больше информации о профессиональной деятельности.

    18. Нет ничего хуже, чем…

    А. Оскорбления личного достоинства.

    Б. Потеря друзей.

    В. Неуспех при выполнении поставленной задачи.

    19. Больше всего я ценю…

    А. Личный успех.

    Б. Работу в коллективе.

    В. Практические результаты.

    20. Считаю, что большинство людей…

    А. Стремятся к личному успеху в работе.

    Б. С удовольствием работают в коллективе.

    В. Выполняют работу по-настоящему хорошо.

    21. Я не переношу…

    А. Ссоры, конфликты и споры.

    Б. Людей, ставящих себя выше других.

    В. Отметание и неприемлемость всего нового.

    22. Я хотел(а) бы…

    А. Вызывать восхищение других.

    Б. Помогать другим в общем деле.

    В. Чтобы окружающие считали меня эрудированным человеком.

    23. Я люблю, когда учитель…

    А. Требователен.

    Б. Доступен для учащихся.

    В. Пользуется авторитетом.

    24. В будущей трудовой деятельности я хотел(а) бы…

    А. Чтобы были условия для профессионального роста.

    Б. Чтобы решения принимались коллективно.

    В. Самостоятельно работать над решением проблем.

    25. Я хотел бы прочитать книгу…

    А. О жизни известного человека.

    Б. Об искусстве общения с людьми.

    В. Какое-нибудь практическое руководство типа «Сделай сам».

    26. Если бы у меня были музыкальные способности, я хотел(а) бы быть…

    А. Солистом.

    Б. Дирижером.

    В. Композитором.

    27. В свободное время предпочитаю…

    А. Смотреть детективные фильмы.

    Б. Развлекаться с друзьями.

    В. Заниматься своим увлечением (хобби).

    28. На школьном вечере я бы с большим удовольствием…

    А. Поучаствовал(а) в конкурсе.

    Б. Организовал(а) конкурс самостоятельно и провел(а) его.

    В. Придумал(а) сценарий интересного мероприятия.

    29. Мне важно знать…

    А. Как достичь намеченной цели.

    Б. Как привлечь других к достижению своей цели.

    В. Как определить цели в жизни.

    30. Человек должен работать так, чтобы…

    А. Выполнять работу хорошо.

    Б. Другие были довольны его работой.

    В. Работу не нужно было переделывать.

     

    Результаты:

    Подсчитайте ответы со знаком “+”; каждый знак “+” равен 1 баллу.

    Преобладание суммы баллов за ответы говорит о виде направленности:

    А – направленность на себя (личная);

    Б – направленность на коллектив (коллективная);

    В – направленность на задачу (деловая).

     

    Екатерина ДАВИДОВСКАЯ,

    психолог

  • Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

    Copyright © 2016 Журнал "Кем Быть?". All Rights Reserved.

  • Разработка и продвижение сайта - GREYMedia