Каждый человек имеет свои взгляды на жизнь, стремления, идеалы, интересы, желания и цели. В психологии это называется направленностью личности. Рассмотрим подробнее, как направленность личности влияет на выбор профессии.
Направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенное поведение. Направленность всегда социально обусловлена и формируется в процессе обучения и воспитания. Направленность выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное время.
Формы направленности личности
Желание. Эта форма подразумевает не только желаемый объект, но также и методы его получения. Желания личности дают старт для формирования целей.
Цель. Это результат, которого хочет добиться человек в своей деятельности. Она может быть близкой, ситуационной или отдаленной, общественно ценной или наоборот – альтруистической или эгоистической.
Стремление. Это желание на основе обдуманного выбора и с планом достижения желаемого.
Интерес. Это направленность на познание новой информации, проявление познавательной потребности человека.
Склонность выражается в желании человека заниматься какой-либо отдельной деятельностью. В результате он совершенствует свои навыки в выбранной сфере для достижения успеха.
Мировоззрение. Включает в себя взгляды на жизнь, а также место человека в ней. Сочетание мышления и воли, проявляемых в поведении и действиях человека, приводит к переходу мировоззрения в убеждение.
Убеждение. Это форма направленности, которая побуждает личность поступать в соответствии со своими взглядами на жизнь, ценностными ориентациями на фоне эмоциональных переживаний и волевых устремлений.
Идеал. Идеальный для личности образ, к воплощению которого он стремится. Идеалом может быть личность ученого, писателя, спортсмена, политика, а также морфологические характеристики конкретного человека или черты его личности.
Установка. Установка бывает позитивной, негативной или нейтральной. Она заключается во взглядах на жизнь и проявляется в устойчивой предрасположенности к определенному восприятию, осмыслению и поведению человека.
Позиция. Включает в себя мотивы и желания человека, которыми он руководствуется в жизни.
Профессиональная направленность
Каждая профессия требует обладания конкретными чертами характера, которые необходимы для достижения успеха в данной области. Выделяют несколько типов личности: реалистический, конвенциальный, интеллектуальный, предприимчивый, социальный, артистический.
Реалистический тип
Представители этого типа предпочитают физический труд и работу с реальными объектами. Ориентированы на конкретный результат, предметы и их практическое использование. Такие люди активны, деловиты, настойчивы, рациональны, практически мыслят, обладают развитыми двигательными навыками, пространственным воображением и техническими способностями. Отлично работают в сферах, где необходимо решать конкретные задачи, требующие подвижности, двигательных умений и физической силы.
Больше всего им подходят следующие профессии: механик, электрик, инженер, фермер, зоотехник, агроном, садовод, автослесарь, водитель и т.д.
Конвенциальный тип
Представители этого типа обладают внимательностью, сосредоточенностью и спокойным характером. Такие люди ответственные и всегда выполняют работу вовремя. Способны к переработке числовой информации, обладают стереотипным подходом к проблемам, консервативным характером, следованию обычаям, исполнительностью, преобладанием математических способностей. Любят порядок, четко структурированную деятельность, работу по инструкции, заданным алгоритмам. Избегают неопределенных ситуаций, социальную активность, физическое напряжение и принятие позиции руководства. Отлично работают в сфере экономики, бухгалтерии, расчетов, делопроизводства.
Предпочтительные профессии: бухгалтер, финансист, экономист, канцелярский служащий и др.
Интеллектуальный тип
Эти люди очень любят узнавать новую информацию и размышлять. Им нравится проводить исследовательские работы. Для них характерен аналитический ум, независимость и оригинальность суждений, гармоничное развитие языковых и математических способностей, критичность, любознательность, склонность к фантазии, интенсивная внутренняя жизнь, низкая физическая активность. Предпочитают теоретические ценности, умственный труд, решение интеллектуальных творческих задач, информационный характер общения. Отлично справляются с решением задач, требующих абстрактного мышления и творческих способностей. Межличностные отношения играют для них незначительную роль.
Самые подходящие профессии: физик, астроном, ботаник, программист и др.
Предприимчивый тип
Такие личности обладают лидерскими качествами и отлично умеют руководить. Для них характерны энергия, импульсивность, энтузиазм, предприимчивость, агрессивность, готовность к риску, оптимизм, уверенность в себе, преобладание языковых способностей, развитые организаторские способности. Предпочитают лидерство, признание, руководство, власть. Избегают занятия, требующие усидчивости, большого труда, двигательных навыков и концентрации внимания. Испытывают интерес к экономике и политике.
Подходят такие профессии, как бизнесмен, маркетолог, менеджер, журналист, репортер, дипломат, юрист, политик и т.д.
Социальный тип
Люди с хорошо развитым чувством сопереживания, которые стремятся помочь окружающим. Умеют общаться, гуманны, способны к сопереживанию, активны, зависимы от окружающих и общественного мнения, решают проблемы с опорой на эмоции и чувства. Легко устанавливают контакты с окружающими, стремятся учить, воспитывать, избегают интеллектуальных проблем. Это отличные работники в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения, обслуживания, спорта. Легко решают ситуации и проблемы, связанные с умением разбираться в поведении людей, требующие личного общения и умения убеждать.
Подходят следующие профессии: врач, педагог, психолог и т.п.
Артистический тип
Такие личности не любят работать по графику и подчиняться каким-либо рамкам. Они непредсказуемые и творческие. Обладают хорошим воображением и интуицией, имеют эмоционально сложный взгляд на жизнь, независимость, гибкость и оригинальность мышления. Стремятся к самовыражению, творческим занятиям, избегают деятельности, требующей физической силы, регламентированного рабочего времени, следования правилам и традициям. Отличные работники сферы изобразительного искусства, музыки, литературы. Легко решают проблемы, требующие художественного вкуса и воображения.
Лучшие профессии для представителей этого типа – музыкант, художник, фотограф, актер, режиссер, дизайнер и т.д.
Виды направленности
Личная
Люди с данным видом направленностью главным в жизни считают самореализацию и всегда заняты достижением собственных целей. Нередко их называют эгоистами, ведь они не заботятся о проблемах других. Таким людям присущи следующие черты характера: целеустремленность, уверенность, ответственность, самостоятельность. Они не просят помощи у окружающих, а предпочитают справляться со всеми проблемами самостоятельно.
Коллективная
Заключается в направленности на общение и взаимные действия. Такие люди, как правило, общительные. Для них крайне важно общение, они делают все для поддержания хороших отношений с окружающими. Участвуют в коллективных работах, но при этом не занимают позицию лидера и избегают ответственности. Такая личность зависит от мнения окружающих людей, делает все для получения одобрения и обычно не высказывает собственное мнение.
Деловая
Такие люди крайне требовательны к себе и окружающим, всегда ищут выгоду для себя и своей команды. Они предпочитают руководить, но оказывают помощь и поддержку своим подчиненным. Любят общество, много общаются, но при этом свободолюбивы и всегда доказывают свою точку зрения.
Эмоциональная
Такие люди часто переживают и неравнодушны к проблемам окружающих. У них хорошо развито чувство сострадания, они могут выслушать и поддержать. К ним часто обращаются за советом, они располагают к себе и вызывают доверие. В основном, это творческие личности, которые любят музыку, литературу и живопись.
Социальная
Такие личности не могут жить без общества и всегда ведут активную общественную деятельность. Они всегда в курсе всех событий и любят общение. Люди с социальной направленностью могут быть как начальниками, так и подчиненными, но их работа обязательно должна быть связана с обществом.
Тест по выявлению направленности личности на себя, на коллектив, на задачу
Инструкция. Выберите один из вариантов (А, Б или В) продолжения каждого высказывания и отметьте знаком “+”. Подсчитайте сумму знаков “+” в каждом из пунктов (А, Б или В).
1. Больше всего мне доставляет удовольствие…
А. Положительная оценка моей работы.
Б. Понимание того, что находишься среди друзей.
В. Осознание того, что работа выполнена хорошо.
2. В спорте я хотел(а) бы быть…
А. Известным игроком.
Б. Тренером, который разрабатывает тактику игры.
В. Выбранным капитаном команды.
3. Лучшим преподавателем является тот, кто…
А. Имеет индивидуальный подход к ученикам.
Б. Создает в коллективе атмосферу, где никто не боится высказать свою точку зрения.
В. Знакомит с дополнительным материалом по предмету.
4. Мне не нравятся педагоги, которые…
А. Не скрывают, что некоторые ученики им не симпатичны.
Б. Вызывают у всех дух соперничества.
В. Считают, что предмет, который они преподают самый лучший и интересный.
5. Я рад(а), когда мои друзья…
А. Помогают другим, если для этого предоставляется случай.
Б. Всегда верны и надежны.
В. Интеллигентны и у них разносторонние интересы.
6. Лучшими друзьями считаю тех, кто…
А. Считается с моим мнением.
Б. Поможет в трудную минуту.
В. Знает больше, чем я.
7. Я хотел(а) бы…
А. Добиться профессионального успеха.
Б. Быть дружелюбным и доброжелательным человеком.
В. Помогать другим.
8. Я хотел(а) бы быть…
А. Руководителем предприятия.
Б. Рядовым работником в коллективе.
В. Квалифицированным специалистом.
9. Когда я был(а) ребенком, я любил(а)…
А. Когда меня хвалили.
Б. Игры с друзьями.
В. Успехи в учебе.
10. Больше всего мне нравится, когда…
А. Я преодолеваю препятствия при выполнении возложенной на меня задачи.
Б. В коллективе ухудшаются межличностные отношения.
В. Меня критикуют учителя.
11. Мне хотелось бы, чтобы школа больше внимания уделяла…
А. Развитию индивидуальных способностей.
Б. Воспитанию в учениках коммуникативных качеств.
В. Подготовке учеников к выбору профессии.
12. Мне не нравятся коллективы, в которых…
А. Строгая дисциплина.
Б. Человек теряет индивидуальность в общей массе.
В. Невозможно проявить самостоятельность.
13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал(а) его для…
А. Беспечного отдыха.
Б. Общения с друзьями.
В. Хобби и самообразования.
14. Мне кажется, что я способен(а) на многое, когда…
А. Мои усилия достаточно вознаграждены.
Б. Работаю с доброжелательными людьми.
В. Есть работа, которая меня удовлетворяет.
15. Я люблю…
А. Когда меня ценят другие люди.
Б. Приятно проводить время с друзьями.
В. Чувствовать удовлетворение от выполненной работы.
16. Если бы обо мне писали в газете, мне бы хотелось, чтобы…
А. Отметили мои профессиональные качества.
Б. Сообщили о том, что я делаю успехи в карьере.
В. Отметили дело, которое я выполнил(а).
17. Я бы лучше учился(лась), если бы преподаватели…
А. Имели ко мне индивидуальный подход.
Б. Организовали дискуссии по интересующим меня вопросам.
В. Сообщали больше информации о профессиональной деятельности.
18. Нет ничего хуже, чем…
А. Оскорбления личного достоинства.
Б. Потеря друзей.
В. Неуспех при выполнении поставленной задачи.
19. Больше всего я ценю…
А. Личный успех.
Б. Работу в коллективе.
В. Практические результаты.
20. Считаю, что большинство людей…
А. Стремятся к личному успеху в работе.
Б. С удовольствием работают в коллективе.
В. Выполняют работу по-настоящему хорошо.
21. Я не переношу…
А. Ссоры, конфликты и споры.
Б. Людей, ставящих себя выше других.
В. Отметание и неприемлемость всего нового.
22. Я хотел(а) бы…
А. Вызывать восхищение других.
Б. Помогать другим в общем деле.
В. Чтобы окружающие считали меня эрудированным человеком.
23. Я люблю, когда учитель…
А. Требователен.
Б. Доступен для учащихся.
В. Пользуется авторитетом.
24. В будущей трудовой деятельности я хотел(а) бы…
А. Чтобы были условия для профессионального роста.
Б. Чтобы решения принимались коллективно.
В. Самостоятельно работать над решением проблем.
25. Я хотел бы прочитать книгу…
А. О жизни известного человека.
Б. Об искусстве общения с людьми.
В. Какое-нибудь практическое руководство типа «Сделай сам».
26. Если бы у меня были музыкальные способности, я хотел(а) бы быть…
А. Солистом.
Б. Дирижером.
В. Композитором.
27. В свободное время предпочитаю…
А. Смотреть детективные фильмы.
Б. Развлекаться с друзьями.
В. Заниматься своим увлечением (хобби).
28. На школьном вечере я бы с большим удовольствием…
А. Поучаствовал(а) в конкурсе.
Б. Организовал(а) конкурс самостоятельно и провел(а) его.
В. Придумал(а) сценарий интересного мероприятия.
29. Мне важно знать…
А. Как достичь намеченной цели.
Б. Как привлечь других к достижению своей цели.
В. Как определить цели в жизни.
30. Человек должен работать так, чтобы…
А. Выполнять работу хорошо.
Б. Другие были довольны его работой.
В. Работу не нужно было переделывать.
Результаты:
Подсчитайте ответы со знаком “+”; каждый знак “+” равен 1 баллу.
Преобладание суммы баллов за ответы говорит о виде направленности:
А – направленность на себя (личная);
Б – направленность на коллектив (коллективная);
В – направленность на задачу (деловая).
Екатерина ДАВИДОВСКАЯ,
психолог