КЕМ БЫТЬ? журнал компас в мире
профессий
  • Главная
  • О журнале
    • Редакционный совет
    • К читателям
  • Рубрики
    • Представляем учебное заведение
    • Представляем факультет
    • Знакомим с профессией
    • Абитуриентам
    • Актуально
    • Профориентир
    • Проверено на себе
    • Страничка психолога
    • В копилку педагога
    • Вопрос-ответ
    • Личность
    • Из опыта работы
    • Музыкальная гостинная
    • Город мастеров
    • После уроков
    • Это интересно
  • Печатное издание
    • Подписка
    • Анонс
    • Архив
  • Контакты
    • Журнал «Кем быть?»
    • »
    • Записи
    • »
    • Страничка психолога
    • »
    • Поговорим о воспитании характера…

    Поговорим о воспитании характера…

    характер

    Несносный характер, трудный ребенок, очень с ним тяжело… Довольно часто приходится слышать подобные жалобы. Непослушание, лень и неряшливость, как правило, представляются родителям исключительно проблемами воспитания. Эти вопросы обсуждаются с близкими и знакомыми. Но надежды на чужие советы и опыт не помогут справиться с нарушениями поведения ребенка: нужно понять, почему он такой трудный…

    Будущие родители, особенно мамы, читая педагогическую литературу, выбирают те рекомендации, которые согласуются с их целями и желаниями. Однако когда дело касается практики, они сталкиваются со многими непреодолимыми препятствиями, и их представления о правильном воспитании рушатся, как карточный домик. К примеру, строгое воспитание привело к тому, что ребенок стал капризным и пугливым. Или, несмотря на постоянное внимание и ласку, ребенок стал семейным тираном: ни с кем не считается, никого не слушается, а только требует, чтобы выполняли его желания.

    Обычно родители хотят воспитать у своего ребенка твердость характера. Это желание характерно для современного мира, ведь с каждым годом жизнь становится все труднее и труднее – нужно подготовить ребенка к такой жизни, развив необходимые особенности и черты характера.

    От чего же зависит характер ребенка?

    К характеру относится совокупность всех нравственных сил человечества, итог его воспитания, направление его воли, ума и индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения к окружающей действительности. Характер ребенка обнаруживается далеко не сразу. На него оказывают большое влияние следующие факторы:

    • наследственность;
    • воспитание;
    • поведение родителей;
    • окружение (детский сад, школа).

    Поведение и настроение маленького ребенка зависят от того, как он себя чувствует: сыт или голоден, здоров или у него что-то болит, устал или хочет играть и т. д. Когда ребенок плачет, родители иногда торопятся приписать ему характер: «упрямый», «капризный», «требовательный»… Однако такой вывод бывает преждевременным по двум причинам.

    Во-первых, характер – это не одна черта, а целый комплекс разнообразных свойств, которые проявляются во многих обстоятельствах.

    Во-вторых, до определенного возраста, по крайней мере, лет до трех (а то и позже), поведение ребенка определяется не столько природными задатками его характера, сколько действиями родителей. Важно, как они объясняют ребенку окружающий мир, как знакомят с предметами и их использованием, как запрещают или разрешают что-либо.

    Нельзя говорить о сформировавшемся характере до 4-5 лет. За это время могут сформироваться лишь его основы. Главное для родителей в этот период – дать правильное направление формированию и развитию характера. Многие педагоги и доктора сходятся во мнении, что проблемы ха- рактера, которыми страдают многие взрослые люди, уходят своими корнями в ранее детство.

    В начале жизненного пути у ребенка есть наглядный пример для подражания – его любимые родители. Он копирует их поведение, которое является для него единственно правильным. Позже, когда круг его общения расширяется, малыш осознает, что существуют люди, которые ведут себя иначе. Так он черпает новую информацию.

    Со временем характер ребенка начинает проявляться в играх, учебе, во взаимоотношениях с другими детьми, воспитателями и учителями. Когда родителям рассказывают о поведении ребенка или он сам приносит домой жалобы и эмоциональные проблемы, появляется возможность серьезней задуматься о его характере.

    С поступлением ребенка в школу возникают новые трудности. Начало обучения, его задачи и требования создают особую нагрузку на детей, ведь обстановка школы лишена индивидуального сочувствия. В ней – общие нормы, общие требования и общий режим.

    «Трудный» характер

    Подростковый возраст – время, когда характер заявляет о себе в полную силу. Гормональные и общие физиологические перестройки в организме, повышение значимости общения со сверстниками, ослабление авторитета родителей и стремление к независимости – все это выявляет неровности характера и делает их ярче.

    К 18–20 годам характер начинает «маскироваться» или сглаживаться. Однако некоторая доля сильно выраженных черт характера сохраняется и среди взрослых, заявляя о себе в семейной и профессиональной жизни.

    Родителям подростков со сложным характером необходимо постоянно разговаривать с ними, потому что детям нужна забота и поддержка близких людей. Упреки, наказания и обвинения усугубят ситуацию.

    Для нормального развития ребенка необходимо:

    • понимание характера ребенка;
    • поддержка его в ситуациях, действующих на «болевые точки» характера;
    • поощрение и помощь в развитии сильных сторон характера.

    К сожалению, эти условия далеко не всегда выполняются.

    Во-первых, многие родители не знают, что такое характер, как его определять и как проявить индивидуальный подход.

    Вторая причина – характер самих воспитателей. Важно знать собственный характер и стараться подавлять его негативные черты. Если этого не делать, то трудности в воспитании ребенка сильно возрастут.

    Швейцарский психолог К. Юнг около ста лет тому назад писал, что для того, чтобы быть настоящим воспитателем, недостаточно просто стать взрослым и даже получить диплом педагога. Самопознание и самовоспитание – это первый долг родителей и учителей, если они претендуют на воспитание ребенка. Без этой личностной работы они нагружают ребенка собственными проблемами вместо того, чтобы вводить ребенка в культуру.

    Таким образом, прежде чем воспитывать ребенка, родитель должен задуматься о воспитании самого себя.

    Трудный, по мнению родителей, характер у ребенка может подразумевать как излишнюю эмоциональность, агрессивность, вспыльчивость, неуравновешенность так и, наоборот, плаксивость, частую смену настроения, привычку жаловаться, комплекс неполноценности.

    АГРЕССИВНОСТЬ – черта характера, которая предполагает поведение, целью которого является причинение вреда.

    Почему ребенок агрессивный? Это случается с теми, кому родители в детстве уделяли мало внимания. Чтобы как-то обратить внимание окружающих, в том числе папы и мамы, ребенок ведет себя агрессивно и грубо. Обычно так себя ведут дети, чьи родители постоянно заняты и работают, оставляя ребенка на попечение бабушкам и дедушкам. Агрессивность чаще всего прогрессирует в подростковом возрасте.

    Для того, чтобы предотвратить враждебность и агрессивность ребенка, нужно постоянно пытаться понять его. Уделяйте ему достаточное количество внимания и времени, радуйтесь его достижениям, интересуйтесь всеми его делами.

    НЕУРАВНОВЕШЕННОСТЬ. Эта особенность характера делает человека угнетенным, беспокойным. Такие люди живут в придуманном мире, любят «строить воздушные замки», и начиная какое-либо дело быстро теряют к нему интерес.

    Почему формируется неуравновешенность у ребенка? Родители не обеспечивали малышу его моральную безопасность. В доме, где рос ребенок, царили постоянные ссоры и беспорядок. Возможно, семья сталкивалась с частыми переездами. Все эти факторы привели к тому, что у ребенка не сформировалось чувство безопасности – место, в котором он жил, не подходило под определение «дом», где должно быть комфортно и спокойно.

    Берегите своих детей от всех проявлений семейных неурядиц, все проблемы и конфликты решайте тогда, когда ребенка нет рядом.

    КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ. Этот комплекс делает человека очень робким и стеснительным. Он постоянно расстроен и озлоблен. Именно так проявляется желание скрыть ощущение неполноценности.

    Из-за чего появляется комплекс неполноценности? Как правило, это происходит из-за того, что родители используют фразы типа «ты не знаешь, как это сделать», «ты еще слишком мал для этого», «у тебя ни за что не получится», «ты не сможешь» и прочее. Со временем ребенок перестает верить в свои силы и теряет уверенность в себе. Это серьезная проблема, так как восстановить самооценку очень трудно.

    Верьте в силы ребенка, оценивайте любые его достижения по достоинству. Не забывайте поощрять и хвалить его.

    Что нужно делать родителям, чтобы развить положительные черты характера у ребенка?

    Конечно, в отношениях с детьми важен не только характер, но и понимание их трудностей, умение слушать и стремление помочь. Мудрое поведение родителей в «мелких» жизненных ситуациях – залог развития важных личностных свойств ребенка. Существует мнение «люди не меняются», но особенности характера все-таки можно изменить. Это нужно делать постепенно и терпеливо. Не давите на ребенка, не пытайтесь «сломить» его, не злоупотребляйте запретами и, тем более, наказаниями. Уделяйте детям как можно больше внимания и заботы.

    Относитесь к воспитанию неформально. Обращайте внимание на качество проведенного с ребенком времени, а не на его количество. Современная жизнь всех научила невольно экономить на всем, в том числе на эмоциях, разговорах, общении с детьми. Поэтому вместо того, чтобы сосредоточить все внимание на словах ребенка, родители слушают рассеянно, думая о своем. Дети таких родителей чувствуют себя потерянными, поэтому помните, что даже отрицательное внимание (неодобрение, замечание) лучше, чем холодность и безразличие.

    Меньше говорите, больше делайте. Если ребенок, несмотря на просьбы, бросает в стирку носки, вывернув их наизнанку, пусть родители однажды выстирают их так, как есть, не делая замечаний и упреков. Пусть ребенок сам заметит, в чем он был не прав. Когда слова не помогают, дела действуют убедительней, потому что они действенней слов.

    Дайте детям почувствовать, что они сильны. Для этого с детьми надо советоваться, давать им право выбирать, покупать, готовить несложные блюда. Двухлетнему ребенку по силам помочь вымыть посуду и убрать столовые приборы в ящик. Конечно, у взрослого это выйдет быстрее и лучше, но разве в этом дело? Если обходиться без помощи детей, можно лишить их возможности чувствовать себя нужными.

    Не забывайте думать о том, к чему могут привести ваши слова и поступки. Если вмешиваться, когда в этом нет необходимости, можно лишить детей возможности видеть последствия и учиться на собственных ошибках. Тем самым живая жизнь подменяется ворчливыми нравоучениями и запугиванием. Если ребенок забывает взять с собой завтрак – не нужно класть его изо дня в день в портфель. Если он забудет его, то проголодается и запомнит, что нужно класть завтрак в портфель самому.

    Избегайте конфликтов. Если ребенок испытывает родителей истерикой, обидой, злостью или говорит неуважительным тоном, родителям лучше уйти и сказать, что его будут ждать в соседней комнате, чтобы спокойно поговорить. Важно не поддаваться на провокации и хранить невозмутимость. Обида и злость будет означать проигрыш.

    Не мешайте в одну кучу вину и виноватого. Ребенок может сделать что-то нехорошее, но не может быть плохим. Он должен всегда быть уверен, что его любят независимо от того, что он сделал. Если сомневаетесь в правильности своих требований, спросите себя честно, будет ли ребенок от этого увереннее в своих силах?

    Нужно всегда помнить о будущем, о том, что наше слово отзовется не только сейчас, но и через года, когда дети будут воспитывать своих детей. Если ударить ребенка, пытаясь решить сиюминутную проблему, можно заодно научить его агрессивным действиям в ситуациях, которые можно уладить бесконфликтным путем.

    Будьте последовательны. Если перед походом в магазин было решено не покупать конфеты, то родители должны держать свое слово, несмотря на капризы, уговоры и слезы. Не сразу, но со временем ребенок будет чувствовать уважение по отношению к родителям, если поймет, что их обещания сдерживаются.

    Помните:
    • если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
    • если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности;
    • если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
    • если ребенок живет в упреках, он учится жить с чувством вины;
    • если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других;
    • если ребенка подбадривают, он учится верить в себя;
    • если ребенка хвалят, он учится быть благодарным;
    • если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
    • если ребенок в безопасности, он учится верить в людей;
    • если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
    • если ребенка понимают и дружелюбно к нему относятся, он учится находить любовь в этом мире.

  • Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

    Copyright © 2016 Журнал "Кем Быть?". All Rights Reserved.

  • Разработка и продвижение сайта - GREYMedia