
Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда ребенок отказывается идти в школу либо прогуливает уроки. Понимание первопричин возникшего у ребенка желания не посещать учреждение образования – это уже половина решения проблемы.
Давайте разберемся, в чем причина такого поведения и узнаем, какие меры стоит предпринимать.
«Как только ты научишься зеркально смотреть на конфликтную ситуацию – не погружаясь в нее по уши, а, созерцая ее со стороны, – то поверь, она непременно разрешится с минимальными потерями для тебя! Надо всего лишь поставить себя на место другого человека и представить: а что бы ты сам сделал или захотел сделать в данном случае?»
В.Чеповой
Далеко не всегда в детском коллективе складывается благоприятная психологическая атмосфера. Порой, причиной нежелания ходить в школу являются конфликты, которые могут быть как с одноклассниками, так и с учителями. Ребенок может легко стать объектом травли, если имеет некоторые особенности, выделяющие его среди сверстников (материальное положение семьи, внешность, характер, речь и т.д.). Либо стать жертвой предвзятого отношения со стороны учителя. Все это в совокупности или по отдельности может способствовать нежеланию идти в школу.
Как поступить родителям?
Помогите ребенку разрешить конфликтную ситуацию. Выслушайте его, постарайтесь понять, в чем истинная причина конфликта. Если есть возможность получить информацию из разных источников по данной ситуации – воспользуйтесь этой возможностью, чтобы не быть предвзятым. Не спешите искать виновных. Ребенок тоже может быть неправ, но из-за страха быть наказанным исказит ситуацию. Всегда думайте о последствиях своего вмешательства. Порой оно может усугубить ситуацию. Поэтому сначала спросите у ребенка, какую помощь от вас он хочет получить для разрешения данного конфликта?
Не лишним будет, если вы обучите его конструктивным способам поведения в конфликтных ситуациях, подскажете, каким образом можно избежать конфликтов. Информации в открытом доступе по данной теме достаточно, изучайте вместе – вам это также будет полезно.
«Задавая домашнее задание, учителя метят
в учеников, а попадают в родителей».
Ж.Сименон
У каждого ребенка свой индивидуальный интеллектуальный потенциал, поэтому в силу своих особенностей он иногда не может осилить учебную программу на достаточном уровне. От этого, безусловно, интерес к учебе угасает.
Как поступить родителям?
Помогите ребенку освоить школьную программу. В случае отставания от программы по одному, двум предметам, позанимайтесь с ребенком сами или прибегните к помощи репетитора. Когда все начинает получаться, дети чувствуют свою силу и значимость, их самооценка повышается, посещение школы становится интересным занятием и жизнь налаживается.
«Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь».
А.Пушкин
Иногда нежелание ребенка посещать занятия в школе возникает из-за банального переутомления, когда к стандартной школьной нагрузке добавляется непосильный груз дополнительных занятий. Когда ребенок сильно перегружен занятиями с репетиторами, секциями, кружками, он может просто устать от такого режима. Особенно много сил они отнимают, если подобраны без учета желаний ребенка, его внутренних ресурсов, которыми необходимо распоряжаться рационально.
Как поступить родителям?
В такой ситуации вам стоит откорректировать распорядок дня ребенка так, чтобы у него было достаточно времени для отдыха и игр. А дополнительные занятия выбирать по интересам ребенка.
«Если подростка не считают за взрослого,
он начинает вести себя как ребенок».
А.Ньюмен
Подростки чаще всех отказываются идти в школу или просто прогуливают занятия. Это все обусловлено особенностями данного периода: с кризисом подросткового возраста учебная деятельность перестает быть ведущей и отходит на задний план. А на смену ей приходит интимно-личностное общение со сверстниками. С ними подросток развивается через постоянную коммуникацию – они постоянно ссорятся, мирятся, общаются, влюбляются, пробуют на себе разные роли, экспериментируют с отношениями. Учеба совершено не вписывается в их поле интересов и тогда может возникнуть нежелание посещать школу.
Как поступить родителям?
Вспомните себя в этом возрасте. Отнеситесь серьезно к проблемам ребенка на личном фронте. Поддержите, приведите примеры из своей школьной жизни. Отвлеките ребенка, если нужно, поплачьте вместе с ним. Объясните, что в жизни все меняется, и скоро он будет смеяться над тем, что сегодня вызывает тоску. Ваша поддержка и понимание – это тот важный ресурс, который поможет ребенку пройти этот сложный возрастной период.
«Все мы рождаемся милыми, чистыми и непосредственными, поэтому мы должны быть воспитаны, чтобы стать полноценными членами общества».
Дж.Мартин
Невнимание и отсутствие контроля со стороны взрослых, одна из наиболее частых причин непосещения школы. В жизни бывают ситуации, когда родители за работой не успевают уделять детям достаточное количество времени. Таким образом, ребенок начинает отставать от школьной программы и прогуливает занятия. А если совпадают три решающих фактора: лень, бесконтрольность и наличие плохих друзей – складывается очень тревожная и бесперспективная картина.
Как поступить родителям?
Вам стоит больше времени уделять своему ребенку. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами, проблемами. Узнайте, какие уроки и почему он любит. В этом заслуга учителя или ребенка интересует сам предмет? Расспрашивайте не только об отметках, но и о том, как и за что их поставили. Спросите, какая помощь ему нужна от родителей в освоении школьной программы, какие дополнительные занятия он желает посещать. Усиление контроля – это не про авторитарный режим, а про непосредственное участие в жизни ребенка.
«Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение».
А.Макаренко
Чрезмерный контроль также негативно влияет на желание ходить в школу, как и полное его отсутствие. Контроль над ребенком должен соответствовать его возрасту. Чем старше он становится, тем больше нуждается в самостоятельности и свободе в принятии решений. Постоянное давление и контроль со стороны родителей лишают ребенка естественного процесса становления личности, его взросления. В результате появляются конфликты, ребенок находится в постоянном стрессе, рассеивается внимание, ухудшается память, снижается успеваемость в учебе и, как следствие – появляется нежелание ходить в школу.
Как поступить родителям?
В такой ситуации родителям необходимо пересмотреть свой стиль воспитания и снизить тотальный контроль над ребенком (с учетом его возраста). Необходимо соблюдать правило «золотой середины» – это будет наилучшим решением в вопросе контроля.
«Полезных друзей три и вредных три. Полезные друзья – это друг прямой, друг искренний и друг, много слышавший. Вредные друзья – это друг лицемерный, друг неискренний и друг болтливый».
Конфуций
Иногда на успеваемость детей большое влияние оказывает компания, в которой они проводят свободное время. Поэтому не ждите от школьника больших свершений, если среди его друзей нет стремящихся к знаниям.
Как поступить родителям?
Никогда не стоит забывать о силе мотивации во время обучения. Помогите ребенку развить интерес к обучению и умению получать удовлетворение от получения знаний. Он должен понимать, для чего ему необходимо учить весь спектр предоставляемой в школе программы. Мотивируйте его тем, что без знаний очень сложно достичь успеха в жизни. Объясните, что совсем не обязательно, чтобы у друзей была одинаковая мотивация (в данном случае – мотивация к учебе), учиться или нет – это их выбор, а он должен сделать свой. Дружба всегда основывается на взаимоуважении, если друзья вашего ребенка подталкивают его к несерьезному отношению к учебе, то нужна ли ему такая дружба? Об этом стоит поговорить серьезно, но без эмоционального накала. В разговоре используйте наводящие вопросы, которые подтолкнут ребенка к самостоятельным размышлениям по данной проблеме.
«Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости…»
Э.Золя
Очень часто нежелание учиться у ребенка возникает вследствие проблемных взаимоотношений в семье. Развод родителей, смерть одного из них – факторы, от которых у детей «опускаются руки». А постоянные ссоры родителей и конфликтные ситуации приводят к замкнутости ребенка, пассивности, нежеланию что-либо делать вообще.
Как поступить родителям?
Не привлекайте детей в семенные ссоры. Решайте свои межличностные проблемы таким образом, чтобы не вовлекать детей. У них должны остаться папа и мама, даже если они больше не живут вместе.
Алла ЕРМАК,
заместитель директора по УВР
ГУО «Горковская средняя школа»