КЕМ БЫТЬ? журнал компас в мире
профессий
  • Главная
  • О журнале
    • Редакционный совет
    • К читателям
  • Рубрики
    • Представляем учебное заведение
    • Представляем факультет
    • Знакомим с профессией
    • Абитуриентам
    • Актуально
    • Профориентир
    • Проверено на себе
    • Страничка психолога
    • В копилку педагога
    • Вопрос-ответ
    • Личность
    • Из опыта работы
    • Музыкальная гостинная
    • Город мастеров
    • После уроков
    • Это интересно
  • Печатное издание
    • Подписка
    • Анонс
    • Архив
  • Контакты
    • Журнал «Кем быть?»
    • »
    • Записи
    • »
    • Страничка психолога
    • »
    • Советы родителям по подготовке детей к централизованному тестированию и школьным экзаменам

    Советы родителям по подготовке детей к централизованному тестированию и школьным экзаменам

    Независимо от того, сколько лет ребенку, родители пытаются понять, от чего будет зависеть жизненный успех их сына или дочери, как помочь ребенку найти себя в этом мире, что ждет его в будущем… И когда экзамены уже близко, эти вопросы больше нельзя оставлять без ответа. Раньше можно было отправить их в далекое будущее, но теперь это будущее наступило. Самое время обсудить с ребенком, куда он планирует поступать и какую профессию хочет освоить. Однако сначала ему предстоит сдать экзамены и централизованное тестирование, и от этого зависит, осуществлятся ли его планы.
    В ваших силах помочь ребенку эффективно подготовиться к школьным экзаменам и централизованному тестированию. Вот несколько советов, которые помогут вам правильно подготовить вашего ребенка к предстоящим испытаниям.

    Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на ЦТ или экзамене. Постарайтесь адекватно воспринимать экзаменационную оценку. Это показатель определенного уровня предметных знаний, а не оценка личности или оценка способностей вашего ребенка.

    Часто от родителей абитуриентов можно услышать следующие комментарии: «Дочь получила «десять», значит, у меня хороший ребенок, а я хорошая мама» или «У сына «три» – значит, он глуп, ленив, а я плохой отец, который не сумел воспитать его как хорошего человека». Похожую логику можно наблюдать и у школьных педагогов: «Некоторым выпускникам не нужно дополнительное образование и репетиторы, ведь они еле-еле со школьной программой справляются, поэтому немногие из них поступят…»

    Когда такая цепочка выстраивается не только в сознании педагогов, родителей, знакомых и других окружающих людей, но и в сознании выпускника, экзамен кажется ужасным препятствием, что вызывает чрезвычайно сильный стресс. Ученик уже не может ни готовиться, ни сосредоточиться на каких-то правилах, формулах и заданиях в целом. Он думает лишь о возможных последствиях своего провала.

    Необходимо разорвать цепь ложных выводов и сформировать у ребенка четкую позитивную аффримацию: «На экзамене и ЦТ оценивают только то, что я знаю сегодня в области предмета. Все!»

    Уделите внимание здоровью ребенка. Во время сдачи экзаменов и централизованного тестирования постоянными спутниками вашего ребенка будут волнение и серьезные умственные нагрузки. Для вас главное – вовремя заметить и предотвратить ухудшение его состояния, связанное с переутомлением.

    Проконтролируйте режим и меню питания ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Организм человека легко подвержен влиянию стрессов и может выйти из строя без отдыха. Выделите время в течение суток для полноценного отдыха ребенка.

     

    Ознакомьте ребенка с методиками подготовки к экзаменам. Без такой методики ребенку будет страшно приступать к подготовке, ведь сложно понять, с чего начать, как и что учить… Донесите до ребенка, что не имеет смысла зазубривать весь фактический материал. Достаточно просмотреть ключевые моменты, уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Основные правила, формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, кроватью, в столовой и т.д. Запоминанию помогут ассоциации, схемы, цепочки последовательностей… Найти эти и подобные методики можно в интернете.

     

    Раскажите ребенку об особенностях запоминания человеком информации.

    • Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.
    • При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.
    • Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.
    • Эффективнее большую часть времени тратить на повторение по памяти, а не на простое многократное чтение.
    • Паника мешает запоминанию, так как внимание фокусируется на тревоге, а не на той информации, которую нужно выучить.
    • Полезно придавать запоминаемому материалу структуру, группировать его каким-либо образом.

     

    Создайте для ребенка условия, поддерживающие работоспособность организма.

    1. Объясните, что при подготовке к экзаменам и централизованному тестированию важно соблюдать ритм – то есть оптимальный режим работы.
    2. Проследите, чтобы умственный труд не занимал все время ребенка. В его графике должно быть место отдыху, а также и другие (физические) формы труда.
    3. Предложите ребенку несколько гимнастических упражнений. Объясните, что они усиливают приток крови к клеткам мозга, поэтому после их выполнения ему станет проще запоминать информацию.
    4. Напомните ребенку, чтобы он бережно относился к зрению. Посоветуйте ему во время перерыва каждые 20-30 минут отводить взгляд вдаль, отрывать глаза от книги.
    5. Договоритесь о количестве времени, которое ребенок будет проводить в социальных сетях или перед телевизором. Сократите его к минимуму.
    6. Поговорите о важности сна. Убедите ребенка, что ночь, проведенная за учебниками – потерянное время. Устав за день, мозгу необходим отдых, который он может получить только во сне, и если продолжить заниматься, концентрация и внимание снизятся, а без этого качественное усвоение материала невозможно.

     

    Работайте с заданиями дома. Приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Форма централизованного тестирования отличается от привычных ребенку письменных и устных экзаменов, поэтому большое значение имеет тренировка именно по этому виду вступительных испытаний. Вместе изучите варианты экзаменационных работ и примеры заданий централизованного тестирования, разберитесь, какие из них непонятны ребенку. Объясните, по какому принципу сформировано то или иное задание. Отдельно уделите внимание, что именно требуется сделать в задании: какие ответы следует указать, что записать и т.д.

    Зная, как устроена процедура школьных экзаменов либо централизованного тестирования, ребенок будет уметь концентрироваться. Это придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревогу.

    Накануне экзамена спросите себя, насколько вы готовы к любому результату, насколько неожиданными станут для вас итоговые оценки. Реальность может не оправдать ожиданий, и вы почувствуете себя растерянными, обманутыми, разочарованными. Не вымещайте свои чувства на ребенке, который и без ваших упреков очень переживает из-за этой ситуации. Ни в коем случае не корите ребенка, не разговаривайте с ним фразами типа «Мы создали тебе все условия, мы столько в тебя вложили, а ты…»

    Создайте для себя «программу будущего» вашего ребенка. Каждый родитель хочет, чтобы у его ребенка в будущем была интересная, престижная, хорошо оплачиваемая работа, которая поможет ему состояться как личности, стать профессиональным специалистом, быть уважаемым человеком, добиться материального благополучия, достичь экономической независимости, осуществить свои мечты… Но не стройте иллюзорных замков в своем воображении и не проецируйте на ребенка собственное представление успешной жизни, не спросив о представлениях будущего сына или дочку. Вы должны уважительно относиться к желаниям своего ребенка, кроме этого, постарайтесь их понять. Задумайтесь, что привлекает вашего ребенка в той или иной профессии: ищите не только минусы, но и плюсы…

    Если же у него возникают проблемы с представлением будущего, помогите ему разобраться в себе. Ваша поддержка должна быть такой, чтобы ребенок смог ее принять.

    Сформируйте у ребенка успешную учебную мотивацию и положительную «Я-концепцию». Ребенок должен четко понимать, для чего ему нужен высокий балл аттестата и централизованного тестирования.

    Объясните, что хороший результат вступительных испытаний откроет перед ним бесконечные возможности. Благодаря таким установкам ребенок поймет, что упорство и трудолюбие позитивно повлияют на его будущее.

    Мотивация – это главное условие не только успешной подготовки к экзаменам и централизованному тестированию. Именно от мотивации зависит многое в жизни человека. Помните, что если у ребенка есть чувство ответственности, способность интенсивно работать и вера в себя, он преодолеет любые испытания!

     

    Виктория ПЕТРЕНКО,

    начальник отдела Центра дополнительного
    образования «ИОЦ Наставник» Минского
    городского института развития образования

  • Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

    Copyright © 2016 Журнал "Кем Быть?". All Rights Reserved.

  • Разработка и продвижение сайта - GREYMedia