КЕМ БЫТЬ? журнал компас в мире
профессий
  • Главная
  • О журнале
    • Редакционный совет
    • К читателям
  • Рубрики
    • Представляем учебное заведение
    • Представляем факультет
    • Знакомим с профессией
    • Абитуриентам
    • Актуально
    • Профориентир
    • Проверено на себе
    • Страничка психолога
    • В копилку педагога
    • Вопрос-ответ
    • Личность
    • Из опыта работы
    • Музыкальная гостинная
    • Город мастеров
    • После уроков
    • Это интересно
  • Печатное издание
    • Подписка
    • Анонс
    • Архив
  • Контакты
    • Журнал «Кем быть?»
    • »
    • Записи
    • »
    • Страничка психолога
    • »
    • Какие бывают родители?

    Какие бывают родители?

    В мире много разнообразных учебных заведений. В них можно получить тысячи разнообразных профессий, но, к сожалению, нет таких школ и институтов, которые присваивали бы квалификацию профессионального родителя. Каждый постигает основы этого нелегкого труда самостоятельно, используя опыт своей родительской семьи, специальную литературу или интуицию…

    Воспитывая детей, некоторые родители даже не задумываются, все ли правильно они делают. Пользуясь разными методами воспитания, они желают получить один и тот же результат: чтобы их ребенок вырос успешным, достойным и счастливым. Иногда родители даже не задумываются о том, на чем строятся их отношения с детьми, есть ли в них любовь, взаимопонимание, уважение и ответственность… Очень часто бывает, что родители на первое место в воспитании своего ребенка ставят воплощение своей несбывшейся мечты, воплощение своих желаний и амбиций, не понимая, как тем самым ломают индивидуальность своего ребенка.

     

    «Фанатичные родители»

    • хотят, чтобы их ребенок был всесторонне развит с самого маленького возраста;
    • считают, что детство ребенку совсем не нужно, а игры – это пустая трата времени;
    • отдают ребенка с раннего возраста на всевозможные занятия и кружки;
    • фанатично водят ребенка на занятия к репетиторам;
    • следят за регулярным посещением спортивных секций;
    • не всегда учитывают истинные интересы и склонности ребенка при выборе дополнительных занятий;
    • постоянно изучают специальную литературу о правильном воспитании детей, но не всегда могут грамотно применять полученные знания;
    • нацелены на очень высокие достижения своих детей;
    • стремятся развить у ребенка качества и способности, соответствующие старшему возрасту;
    • с гордостью демонстрируют высокие результаты ребенка;
    • часто «конкурируют» с родителями ровесников ребенка и болезненно воспринимают, когда чужие дети в чем-то преуспевают.

    Результат воспитания:

    • чаще всего такое воспитание оборачивается тем, что ребенок, став подростком, вообще забрасывает учебу и не желает учиться;
    • у ребенка пропадает желание к самосовершенствованию;
    • у ребенка появляется лень и безразличие к любым видам деятельности;
    • чрезмерная загруженность может сказаться на общей успеваемости ребенка, в частности – привести к ее снижению.

    Рекомендации родителям:

    Дополнительное обучение хорошо лишь в том случае, если ребенок сам желает заниматься музыкой, спортом или изучением иностранных языков. Все, что делается принудительно, вызывает у детей отвращение, делая из них патологических лентяев. Пересмотрите список дополнительных занятий и обсудите с ребенком, какие именно ему на самом деле интересны, а какие он посещает только потому, что вы его заставляете.

     

    «Родители-друзья»

    • интересуются молодежными веяниями и сами зачастую имеют современные увлечения;
    • выстраивают доверительные отношения с ребенком;
    • пытаются вникать во все, чем занимается их ребенок;
    • не имеют сильного влияния над ребенком и не мешают ему развиваться;
    • не являются авторитетами для него;
    • надеются на то, что ребенок обязательно будет делиться с ними своими проблемами;
    • стараются поддерживать теплые, дружеские отношения с друзьями своего ребенка.

    Результат воспитания:

    • у ребенка формируется позитивное восприятие окружающего мира;
    • для таких детей мнение родителей – не авторитетное;
    • у ребенка развита самостоятельность;
    • у ребенка отсутствует глубокое уважение к родителям.

    Рекомендации родителям:

    Теплые и дружественные отношения с ребенком – это, конечно, намного лучше, чем конфликтующие, но несмотря на это дети должны знать границы дозволенного и понимать, какую черту можно переступать во взаимоотношениях с родителями, а какую – нет. Постарайтесь не забывать, что вы – родитель, авторитет для ребенка, а не просто друг или подруга.

     

    «Критикующие родители»

    • внешне уверены в себе, твердо знают, как и что нужно делать;
    • строят воспитание на постоянных замечаниях и претензиях по отношению к ребенку;
    • эмоциональную близость заменяют замечаниями, подзатыльниками и шлепками;
    • не верят в возможности ребенка еще до того, как он начал что-то делать;
    • видят в ребенке только одни недостатки, которые немедленно необходимо устранять;
    • стремятся к совершенству любой ценой, даже за счет благополучия детей;
    • любят доказывать свою правоту;
    • часто подсознательно боятся, что дети могут превзойти их самих, поэтому их взаимодействие с ребенком напоминает настоящее соперничество;
    • в спорных ситуациях, когда ребенок оказывается прав, всегда найдут доводы, чтобы опровергнуть его правоту.

    Результат воспитания:

    • у ребенка развивается неуверенность в себе;
    • он боится что-то делать;
    • обладает низкой самооценкой;
    • часто озлоблен;
    • критичен к окружающим.

    Рекомендации родителям:

    Все люди могут ошибаться, и это нормально. Взросление ребенка – это целая череда ошибок и верных решений. Не стоит делать акцент только на том, что у ребенка что-то не получается. Дайте ему возможность ошибиться и найти свой способ решения проблем. Кроме того, любой недостаток через какое-то время может стать его достоинством.

     

    «Авторитарные родители»

    • лишают ребенка права выбора, сами принимают за него решения;
    • направляют ребенка на достижение целей, иногда недостижимых вообще, требуя для этого неоправданных затрат времени и сил;
    • хотят добра ребенку, но «плоды» их воспитания прямо противоположны ожиданиям;
    • заставляют ребенка жить строго по расписанию и выполнять все обязанности;
    • воспитывают ребенка в жестких условиях;
    • постоянно используют слово «нельзя», во всех случаях и даже без объяснений;
    • наказывают за несоблюдение правил;
    • на любые вопросы ребенка обычно отвечают: «Потому, что я так сказал(а)»;
    • предъявляют к детям высокие требования;
    • главное для таких родителей – их статус в семье и повиновение без выяснения причин;
    • ценят подчинение авторитетам и послушание ради послушания;
    • прогибают волю ребенка, подчиняя его правилам и ограничениям;
    • основные методы воспитания – директивность, строгость, беспрекословность выполнения приказов;
    • требуют от ребенка незамедлительного выполнения полученных приказов, порой даже не объясняя, почему он должен это выполнять;
    • могут использовать насилие по отношению к детям, показывая им негативный пример.

    Результат воспитания:

    • до какого-то времени такие способы будут работать, но когда ребенок повзрослеет, и эти методы уже не позволят добиться желаемого поведения;
    • ребенок вырастает либо пассивным, либо бунтарем;
    • став взрослым, ребенок будет неосознанно тянуться к тем, кто его обижает;
    • такое воспитание подавляет творчество;
    • ребенок становится безинициативным;
    • у ребенка развивается низкая самооценка;
    • ребенок может проявлять агрессию;
    • защитной реакцией на постоянный «прессинг» могут стать частые болезни ребенка;
    • ребенок может стать инфантильным человеком;
    • ребенок может демонстрировать полное отсутствие способности защищать свои интересы.

    Рекомендации родителям:

    Чтобы определить, относитесь ли вы к такому типу родителей, обратите внимание на то, как часто вы повторяете своему ребенку: «Сделай это сейчас же», «Убери свою комнату немедленно», «Потому что я так сказала», «Прекрати быстро» и другие подобные выражения.

    Если вы заметили в себе тенденцию «авторитарности», задумайтесь, не слишком ли вы много требуете от своего ребенка? Может, пора дать ему возможность проявить свою самостоятельность? Безусловно, порядок и дисциплина важны в воспитании, но не перегибайте палку. Это не должно превращаться в репрессии по отношению к ребенку. Не требуйте незамедлительного выполнения задания, а лучше объясните, почему ребенок должен его выполнить. Ваши требования должны соответствовать его возрастным и личностным возможностям и иметь хотя бы небольшое пояснение. И самое главное: вы должны понимать, что воспитываете личность, а не занимаетесь дрессировкой.

     

    «Сверхопекающие родители»

    • контролируют каждый шаг ребенка;
    • пытаются убрать все трудности и опасности;
    • плохое и опасное видят буквально во всем;
    • чрезмерно тревожатся о состоянии ребенка;
    • подавляют любую активность и инициативу;
    • всем своим поведением внушают ребенку, что он ничего не сможет сделать сам, без помощи родителей;
    • лишают детей шанса стать зрелыми, ответственными взрослыми подобно тому, как это делают «авторитарные»;
    • убеждают детей, что они не знают, как о себе позаботиться;
    • боятся выпустить ребенка из-под контроля;
    • часто используют следующие фразы: «Ты бы лучше позволил(а) мне помочь тебе», «О, это не твои трудности», «Это наше с отцом дело: беспокоиться о тебе», «И ты думаешь, что уже готов приступить к этому?», «Ты бы лучше ничего не предпринимал, не спросив предварительно меня», «Я боюсь, что ты наживешь себе неприятностей» и проч.;
    • как правило, «сверхопекающие родители» – крайне неуверенные в себе люди, боящиеся жизни;
    • им необходимо контролировать жизнь своих детей, чтобы чувствовать себя в безопасности и постоянно ощущать, что все идет как положено.

    Результат воспитания:

    • ребенок не верит в себя и свои силы;
    • боится рисковать, бросить вызов чему бы то ни было;
    • не умеет постоять за себя;
    • испытывает трудности во взаимодействии со сверстниками;
    • не проявляет инициативу в решении различных вопросов;
    • во всем полагается на взрослых;
    • перенимает от родителей излишнюю тревожность;
    • не имеет жизненного опыта, приобретенного на собственных ошибках;
    • не чувствует ответственность за свою жизнь;
    • чаще всего вырастает хорошим исполнителем.

    Рекомендации родителям:

    Если в описании вы заметили некоторые качества, схожие с вашими, задумайтесь: не слишком ли сильно вы опекаете своего ребенка? Может, пришло время передавать ему определенную ответственность за свои поступки и доверять?

    Также вам необходимо справиться со своей излишней тревожностью. Оцените объективно, что действительно опасно для вашего ребенка, а что лишь кажется таковым. Попробуйте поинтересоваться его мнением, чего он сам действительно боится. Может, ваше беспокойство вовсе не имеет никаких предпосылок?

     

    «Отстраненные родители»

    • недоступны для своих детей;
    • либо слишком заняты, либо очень устали, либо постоянно больны, чтобы заниматься ребенком;
    • воспитание ребенка часто перекладывают на бабушек, нянь, воспитателей, репетиторов и других людей;
    • боятся эмоциональной привязанности к детям;
    • иногда проявляют интерес к жизни ребенка, но потом все откладывают и опять погружаются в другие заботы;
    • часто говорят: «Я слишком занята. Может быть, позже», «Я не могу тебе обещать», «Неужели не видишь, что я занят?», «Может быть, завтра», и проч.;
    • мало общаются с детьми и дают им мало тепла;
    • не предъявляют никаких требований к ребенку;
    • удовлетворяют все основные потребности ребенка, но мало участвуют в его жизни;
    • иногда пренебрегают своим ребенком.

    Результат воспитания:

    • низкий самоконтроль и низкая самооценка ребенка;
    • склонность к саморазрушающему поведению – алкоголизм, наркомания и т.п.;
    • эмоциональный дискомфорт от дефицита родительского внимания;
    • гнев по отношению к родителям;
    • серьезные поведенческие проблемы в детском саду или в школе;
    • отсутствие амбиций и стремления достичь успеха.

    Рекомендации родителям:

    Неудовлетворение эмоциональных потребностей ребенка чревато серьезными последствиями для его личности и судьбы. Поэтому не перекладывайте воспитание своего ребенка на других людей и подарите ему необходимую любовь и заботу. Даже если вы очень заняты работой, которая может обеспечить вашему ребенку беззаботное материальное будущее, найдите время, которое будете посвящать только ему, скажите лишний раз о том, как вы его любите, позвоните, напишите сообщение… Никакие материальные блага не заменят родительской любви и заботы.

     

    «Либеральные родители»

    • позволяют своему ребенку абсолютно все;
    • покупают тонны игрушек и сладостей;
    • прощают все капризы детей;
    • редко используют наказания;
    • избегают конфронтаций и предпочитают пускать ситуацию на самотек до ее разрешения;
    • смотрят на поступки детей сквозь пальцы;
    • дают детям возможность принимать решения самостоятельно;
    • не предъявляют никаких требований к детям;
    • не контролируют то, что делают их дети;
    • готовы купить в магазине любую вещь, лишь бы избежать скандала;
    • предоставляют большую свободу действий;
    • дают возможность ошибаться;
    • девиз таких родителей: «Это же дети, им можно все!»

    Результат воспитания:

    • ребенок вырастает с мыслью, что он центр вселенной и ему все позволено;
    • оказываясь во взрослой жизни, он обнаруживает, что она совсем не такая, как казалось под теплым родительским крылом;
    • не могут самостоятельно справляться со своими проблемами;
    • очень болезненно воспринимают критику и неудачи;
    • хорошо развиты такие качества, как лесть, угодничество, подхалимство;
    • плохая успеваемость в школе.

    Рекомендации родителям:

    Безусловно, плюсы в данной стратегии есть: ребенок учится самостоятельно отвечать за свои поступки и делать выбор. Но такой подход является не лучшим в воспитании ребенка. Ведь он будет думать, что ему можно все. Пересмотрите свои взгляды на воспитание. Попробуйте к положительным сторонам такого воспитания добавить немного контроля, дисциплины и личностного участия в жизни ребенка.

     

    Рассмотренные виды родителей являются наиболее распространенными. Конечно, в каждом из них, кроме перечисленных отрицательных моментов, можно найти и некоторые положительные. Несмотря на это, такое воспитание может причинить очень большой вред ребенку. Кроме того, велика вероятность, что он повторит такие же «воспитательные ошибки» при воспитании уже своих детей.

     

    Екатерина ДАВИДОВСКАЯ,

    психолог

  • Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

    Copyright © 2016 Журнал "Кем Быть?". All Rights Reserved.

  • Разработка и продвижение сайта - GREYMedia