Существует поговорка «Где родился, там и пригодился». Наверняка многим, особенно представителям молодого поколения, она кажется достаточно спорной. Современные реалии таковы, что молодежь, наоборот, часто стремится оставить свою малую родину – «вырваться» из села в город.
Как же мотивировать школьников, в данном случае сельских, выбрать для себя те профессии, которые будут востребованными, перспективными на селе? Один из путей решения этого вопроса – систематическая и целенаправленная профориентационная работа.
Одна из задач профориентации нашего учреждения образования – формирование у учащихся положительного отношения и готовности к труду в сельском хозяйстве, любви и уважения к труженикам села. Мы хорошо понимаем, что от того, как мы представим труд и жизнь на селе, будет зависеть будущая обеспеченность сельскохозяйственных предприятий квалифицированными кадрами нашего региона.
Позитивное отношение к работе в сельском хозяйстве начинаем с самого раннего этапа – детского сада. Стараемся, чтобы дети уже дошкольного возраста знали и понимали важность труда своих родителей – работников агропромышленного комплекса.
После, в школе стремимся показать учащимся перспективы труда в сельской местности, через инновационные подходы в образовании и воспитании, реализуя экспериментальные проекты.
Победа в основном конкурсе местных инициатив послужила открытию Центра экологического сельского земледелия. На территории учреждения образования была организована обучающая площадка для возделывания сельскохозяйственных культур, приобретены три поликарбонатные теплицы с поливочной системой на солнечной батарее.
Хорошая материально-техническая база позволяет нам открывать на базе учреждения образования классы аграрной направленности, а в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» школьники успешно осваивают профессию «овощевод». Учащиеся получают знания в области сельского хозяйства, что позволяет лучше понимать профессии в этой отрасли, увереннее планировать свое профессиональное будущее, а значит, точнее оценивать перспективы трудоустройства и работы в аграрной сфере.
В летний период организовывается работа садово-огороднической бригады. Трудовая деятельность на обучающей площадке увлекает многих учащихся, которые под руководством педагогов выращивают овощные культуры и, благородя своим знаниям, получают высокие урожаи.
Экологически чистая продукция с успехом реализовывается на ярмарках. Учащиеся принимают активное участие в республиканских тренингах и семинарах, где получают знания в области развития сельскохозяйственного предпринимательства.
Таким образом, разными способами, педагоги стремятся показать детям, что каждый из них нужен своей родной земле. И в определенной степени сделать это получается. Процент поступления на сельскохозяйственные специальности в 2020 году составил 100%, в 2021 году – 65%.
Особое внимание также придаем тому, чтобы молодые люди, получившие образование, возвращались жить и работать на малую родину.
Елена БОГДАНОВА,
учитель химии и биологии ГУО «Осиновский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа»