КЕМ БЫТЬ? журнал компас в мире
профессий
  • Главная
  • О журнале
    • Редакционный совет
    • К читателям
  • Рубрики
    • Представляем учебное заведение
    • Представляем факультет
    • Знакомим с профессией
    • Абитуриентам
    • Актуально
    • Профориентир
    • Проверено на себе
    • Страничка психолога
    • В копилку педагога
    • Вопрос-ответ
    • Личность
    • Из опыта работы
    • Музыкальная гостинная
    • Город мастеров
    • После уроков
    • Это интересно
  • Печатное издание
    • Подписка
    • Анонс
    • Архив
  • Контакты
    • Журнал «Кем быть?»
    • »
    • Записи
    • »
    • В копилку педагога
    • »
    • Воспитание толерантности у детей

    Воспитание толерантности у детей

    Толерантность

    Работа по воспитанию толерантности у детей велась и ведется всегда. Наше время не исключение. «Патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл, потому что уважение воспитанников к однокласснику другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем – вот одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.

    Не всем, может быть, знакомо слово толерантность, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Понятие «толерантность» имеет свою историю.

    На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран ­Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах неизменно оставался министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека и связано понятие «толерантность».

    Толерантность – это важнейшая составляющая воспитания, предусматривающего приобщение к национальным духовным ценностям, к общечеловеческим знаниям, к единению культур, формирующим мировоззрение подрастающего поколения.

    Толерантность является ключевым духовно-нравственным принципом гражданского общества. От уровня терпимости человека зависит успешность или неуспешность его вхождения в общество, т.е. результат его социализации. В настоящее время нельзя говорить о толерантности как об окончательно сформировавшемся и единообразно понимаемом термине. Понятие «толерантность» формировалось на протяжении длительного времени, постепенно приобретало и накапливало все более разносторонние значения, чтобы во всей полноте соответствовать современности.

    Толерантность – это качество личности человека. Оно проявляется тогда, когда взаимодействуют два или несколько человек, которые отличаются друг от друга – цветом кожи, взглядами и вкусами, поведением. Считают толерантным того человека, который принимает другого таким, какой он есть.

    Мы все живем в обществе. Вокруг нас миллионы, миллиарды людей. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы различаются по характеру.

    У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, должны жить и понимать друг друга.

    Все чаще становится очевидно, что в нашем обществе возникла новая проблема в воспитании детей – проблема воспитания толерантности. Толерантности к людям другой расы, другой национальности, другого вероисповедания, социального происхождения, материальных возможностей.

    В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду.

    Как бы много изменилось в нашем мире, если бы все люди были толерантными, терпимыми друг к другу. Увы, пока это только мечты. Но в наших силах воспитывать детей в духе уважения к другим.

    Психологи выделяют черты толерантной личности:

    • терпение;
    • умение владеть собой;
    • доверие;
    • чуткость;
    • способность к сопереживанию;
    • снисходительность;
    • расположение к другим;
    • чувство юмора;
    • терпимость к различиям;
    • доброжелательность;
    • гуманизм;
    • любознательность;
    • умение слушать;
    • несклонность осуждать других;
    • альтруизм.

    А потому, чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей. Поэтому для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно.

    Во-первых, не обижать его.

    Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним.

    В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но в то же время и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости.

    В-четвертых, уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов. Под словосочетанием «разрушительный конфликт» подразумевается противостояние, которое наносит «противнику» ущерб, моральный или физический. Разумеется, что в повседневной жизни невозможно избежать противоречий интересов, желаний и мнений. Задача – обратить конфликт в конструктивный диалог, вызвав ребенка к разговору о возникших противоречиях и к совместному принятию компромиссных решений.

    В-пятых, нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т.п.

    В-шестых, не стоит заставлять ребенка делать то, что хочется вам, применив силу.

    Воспитание толерантности в школе у младших школьников представляет собой целенаправленный, планомерно организованный процесс. Воспитание толерантности не может и не должно быть эпизодическим, оно даст хорошие всходы лишь в том случае, когда проблема воспитания толерантности будет решаться ежедневно. Толерантность включает в себя: внимание к другим, снисходительность или прощение, терпение, доверие, умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, умение слушать других.

    Можно выделить следующие направления воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста:

    – знакомство детей младшего школьного возраста с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей;

    – понимание детьми младшего школьного возраста того, что каждый человек – уникальная личность (необходимость воспитания у детей уважения к различиям между людьми);

    – понимание детьми младшего школьного возраста принципа взаимодополняемости как основной черты различий (каждый должен понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом);

    – понимание учащимися младшего школьного возраста принципа взаимозависимости как основы совместных действий (детей важно приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество).

    Критерии воспитанности толерантности как качества личности младшего школьника можно представить следующим образом.

    – Толерантное сознание: знание о наличии другого, необычного; знание о существовании других религий, этносов, наций, их своеобразии.

    – Толерантные чувства, качества и свойства личности: расположенность к другим, снисходительность, терпение, чуткость, отзывчивость, альтруизм, терпимость к различиям, доброжелательность, гуманизм, способность к сопереживанию, миролюбие, чувство собственного достоинства, чувство солидарности и единства, вежливость, выдержанность, деликатность, доброта, заботливость, любезность, умеренность, чувство товарищества.

    – Толерантное поведение как поведение на ненасильственной основе: позитивная лексика, равноправное общение, умение доверять, умение владеть собой, умение не осуждать других, умение слушать. Это концепция воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста, которая включает в себя цель – развитие толерантной личности, и систему взаимосвязанных задач; подходы к воспитанию данного качества у ученика начальной школы (личностно-ориентированный, гуманистический, коммуникативно-диалогический, культурологический, деятельностный, средовой, системный); комплекс принципов; направления деятельности; систему педагогических средств; критерии и показатели сформированности толерантности, а также диагностику сформированности терпимости.

    Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения. Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.

    Направления воспитания толерантности сопряжено с отбором рациональных средств взаимодействия в целостном педагогическом процессе и включает в себя:

    – знакомство детей младшего школьного возраста с принципом уважения человеческого достоинства;

    – понимание детьми младшего школьного возраста того, что каждый человек – уникальная личность;

    – понимание учащимися младшего школьного возраста принципа взаимодополняемости как основной черты различий;

    – понимание детьми младшего школьного возраста принципа взаимозависимости как основы совместных действий.

    Советы психологов родителям по воспитанию толерантного ребенка

    • Будьте открыты и честны, с уважением относитесь к другим, выказывайте сочувствие и сострадание. Демонстрируйте это действиями. Никогда не комментируйте негативно даже себя, не говоря уже о других. Мама, вслух ругающая себя за то, что она поправилась, дает ребенку повод точно так же комментировать полноту других.
    • Поощряйте в ребенке уверенность в себе. Ребенок с развитым чувством собственного достоинства, с высокой самооценкой не нуждается в самоутверждении за счет других.
    • Рассказывайте своему ребенку о традициях других народов, праздниках, характерных для других стран, и важных международных датах. Чтите традиции своего народа, но не упускайте возможности познакомить ребенка и с другими обычаями.
    • Обеспечьте вашему ребенку опыт общения с разными группами людей. Летний отдых, путешествия в другие страны будут полезны любому ребенку.
    • Путешествуйте с детьми и помогайте им открывать для себя наш многогранный мир. Конечно, не каждая семья может позволить себе зарубежные страны, но посещение исторических мест нашей страны по бюджету многим.
    • Говорите о различиях между людьми с уважением. Отметьте позитивные моменты того, что все люди разные. Детям младшего возраста можно объяснить, что даже если у человека другой цвет кожи или волос, то на самом деле он точно такой же человек, как и сам ребенок.
    • Всегда давайте ответы на вопросы детей, даже если это будет не самый «хороший» ответ. Разговоры на неудобные темы важны для воспитания ребенка. Ответы вроде «ты еще маленький» совершенно не уместны – задача родителей дать ответ в форме, доступной возрасту ребенка. Если вы не готовы ответить прямо сейчас – попросите время на раздумья и вернитесь к разговору как можно быстрее.

     

    Правила толерантного общения

    • Уважай собеседника.
    • Старайся понять то, о чем говорят другие.
    • Отстаивай свое мнение тактично.
    • Ищи лучшие аргументы.
    • Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
    • Стремись учитывать интересы других.
    • Прощай.
    • Уважай права другого.
    • Уважай человеческое достоинство.
    • Принимай другого таким, каков он есть.
    • Сострадай.
    • Проявляй терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

     

    Как же правильно добиться положительных результатов? Для этого каждый из нас должен помнить…Мы одинаковые – ведь все мы люди, у нас похожие ценности: дружба, семья, любовь, дети, благополучие родной страны. Мы разные, потому что нас разделяют языки, национальности, границы, политические и религиозные взгляды… Но мы вместе сосуществуем в едином мире и живем на одной земле. Мы сидим за одной партой и получаем одинаковые знания, мы работаем в одной компании, мы живем на одной планете и небо над нашими головами одно для всех. Мы пьем одну и ту же воду, дышим одним и тем же воздухом, одинаково смеемся и плачем. Мы все разные, но мы такие одинаковые! Одинаково разные!

    Вместе живут люди разных национальностей, разных вероисповеданий, и общаться с ними нужно без предвзятости, начинать это общение с доброты и желания узнать, как можно больше о своем собеседнике, о традициях и обычаях его народа.

    Видеть в другом человеке – человека, в другом народе – народ, в другом государстве – государство со всеми позитивными и негативными сторонами, любить и уважать других, тем самым, умножая любовью уважение к себе – вот основы гуманистической культуры межнационального общения. Необходимо проявлять уважение к чуждым для себя вещам, культурам, обычаям, традициям, необходимо научиться слышать мнение окружающих и признавать свои ошибки. Прекрасно понимая, что все мы разные, дети и молодежь не всегда ведут себя корректно и адекватно. Мы должны научить будущее поколение жить в мире разных людей и идей, при этом не нарушая прав и свобод других людей.

    Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения – одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» – те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

    Учителям следует помнить, что класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в этой семье всегда царили уважение, взаимопонимание и не было ссор. А что же для этого нужно, я думаю, вы поняли из статьи.

     

    Валентина ЛУКША

  • Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

    Copyright © 2016 Журнал "Кем Быть?". All Rights Reserved.

  • Разработка и продвижение сайта - GREYMedia