КЕМ БЫТЬ? журнал компас в мире
профессий
  • Главная
  • О журнале
    • Редакционный совет
    • К читателям
  • Рубрики
    • Представляем учебное заведение
    • Представляем факультет
    • Знакомим с профессией
    • Абитуриентам
    • Актуально
    • Профориентир
    • Проверено на себе
    • Страничка психолога
    • В копилку педагога
    • Вопрос-ответ
    • Личность
    • Из опыта работы
    • Музыкальная гостинная
    • Город мастеров
    • После уроков
    • Это интересно
  • Печатное издание
    • Подписка
    • Анонс
    • Архив
  • Контакты
    • Журнал «Кем быть?»
    • »
    • Записи
    • »
    • В копилку педагога
    • »
    • Досуговое самоопределение ребенка. Что должны знать родители

    Досуговое самоопределение ребенка. Что должны знать родители

    Досуговое самоопределение

    Конспект родительского собрания.

    Уважаемые родители! Проблема профессионального самоопределения волнует не только тех, кто выбирает будущую профессию, но и родителей, педагогов и всех других взрослых, неравнодушных к судьбе молодых людей. Очень важно, чтобы наши дети выбрали профессии по душе, которые для них интересны и привлекательны. Когда-то Н.К.Крупская писала: «Только когда профессия человеку по душе, когда у него есть интерес к тому делу, которое он делает, когда он влюблен в свою работу, – тогда только может он черпать радость в своем труде, только тогда он может максимально повысить напряженность своего труда без переутомления, только тогда может дать он ценное в своей области труда».

    Создание условий для профессионального самоопределения – одна из фундаментальных задач, которую образовательное учреждение решает совместно с родителями. Поэтому сегодня мы с вами обсудим, как можно запустить процесс самоопределения ребенка через его досуг.

    Досуг детей традиционно понимается как свободное от обязательных учебных занятий время, используемое для игр, прогулок и спорта, чтения, занятий искусством, техникой и другими видами полезной деятельности по собственному интересу детей. Особый акцент необходимо сделать на «свободе и собственном интересе». Это прямо указывает на наличие потенциала, которым обладает досуг школьников для решения задач их самоопределения.

    Вопрос родителям. Какие формы организации активности детей и подростков могут быть включены в круг понятия «досуговое самоопределение»?

    Это те формы, которые должны обладать следующими характеристиками:

    1) свобода включения в данную форму активности и выхода из нее,

    2) неформальность деятельности,

    3) открытость результата.

    Досуговое самоопределение – это самоопределение в условиях свободы. Свободное время должно быть для ребенка пространством развития, а не «проблемой». Очевидный вывод состоит в том, что школьникам надо помогать в организации своего досуга. Эта задача ложится на плечи не только педагогического коллектива, но и родителей. Не маловажным фактором является и возможность для ребенка ряда последовательных проб нескольких (или многих) вариантов досуговой деятельности.

    В том случае, если родители сами приводят ребенка в «престижную», но не интересную для него студию или секцию, или, например, в музыкальную школу, относясь к этому так же, как к школе обычной – ни о каком самоопределении не может быть и речи. Вместо самоопределения происходит «определение внешними обстоятельствами».

    Ближе к формату «досугового самоопределения» оказываются те формы детско-взрослой активности, которые реализуются в рамках хобби-контекста в семье. В этом случае у детей формируется «опыт распоряжения собственным временем, собственной энергией, усилиями, опыт самоорганизации».

    Как видим, понятие «досуговое самоопределение» в определенных отношениях шире, чем «профессиональное самоопределение». Даже если трактовать последнее не только как профессиональный выбор, но и как подготовку к такому выбору, связанную с формированием у субъекта выбора набора «профориентационно значимых компетенций» (это характеристика личности, проявляющаяся в способности и готовности к профессиональному самоопределению, к проектированию ближайшего образовательно-профессионального будущего, которая базируется на совокупности знаний о своих интересах и склонностях, способностях, индивидуальных особенностях, личностных свойствах и качествах, о многообразии мира профессий). В этом заключается серьезное преимущество досугового самоопределения, поскольку оно обеспечивает единство и целостность всех сторон процесса самоопределения (образовательной, профессиональной, социально-гражданской, личностной), что выступает условием эффективности профориентационной работы.

    Преимущества досугового самоопределения для детей:

    • полноценность переживания свободы и ответственности школьником;
    • возможность выделиться в творческой, конструктивной, социально значимой активности на фоне менее инициативных сверстников;
    • серия досуговых выборов становится своего рода «мягким тренингом» последующих серьезных выборов, ожидающих подростка, при этом досуговые выборы подчиняются той же логике, что и последующие профессионально-образовательные и карьерные выборы;
    • отсутствие какого-либо риска при корректировке ошибочных досуговых выборов и потенциальная возможность большого множества разнообразных поисков, проб и экспериментов в самоопределении;
    • постепенное и поэтапное формирование готовности у школьников к более конструктивной организации своего времени и жизни в целом;
    • профилактика асоциального поведения, «ухода» в виртуальные миры, в беспредметное общение посредством социальных сетей, в социально сомнительные виды деятельности и т.п. Такой «уход» обыкновенно есть не что иное, как поиск вариантов самореализации, невозможного в рамках школьного пространства.

    Варианты досугового самоопределения

    Рассматривая различные варианты досугового самоопределения детей, можно выделить:

    1) спонтанное самоопределение, осуществляемое по инициативе самих детей (например, детские «сюжетно-ролевые игры в профессии», «игры с правилами», когда уже группа детей совместно имитирует профессиональные взаимоотношения);

    2) самоопределение, реализуемое в форме «педагогически регулируемого досуга»;

    3) досуговое профессиональное самоопределение – различные виды хобби, связанные напрямую с будущей профессией;

    4) досуговое непрофессиональное самоопределение. Это могут быть различные виды хобби, не связанные напрямую с будущей профессией и имеющие своей целью расширение кругозора, пробу жизненных сил, а также компенсирование неинтересных школьных занятий. Однако и «непрофессиональное» досуговое самоопределение может играть большую роль в профориентационной работе как своеобразный «тренинг выбора».

    Вопрос родителям. С какими препятствиями для практического развития идеи досугового самоопределения, можно столкнуться?

    1. Неготовность ребенка к самоорганизации свободного времени в культурных формах. Досуговая деятельность требует способности к самостоятельному целеполаганию и планированию, самоорганизации и самодисциплине, определенного уровня общего развития и разнообразия интересов. Поэтому помощь родителей здесь очень необходима.

    2. Предельная загруженность учащихся в школах, в результате которой современные дети практически лишены досуга, и нужны немалые усилия родителей (которые тоже обычно загружены и перегружены на работе), чтобы организовать систематический развивающий досуг своих детей. Еще одна проблема состоит в том, что если все время школьника заполнено навязанными извне заданиями и четко регламентировано, то у него не формируется внутренняя готовность к самоорганизации. Поэтому необходимо дать возможность ребенку самому решить, чем он желает заниматься в свободное от учебы время.

    3. Недостаточная доступность дополнительного образования различных направлений для детей и подростков разного возраста. Препятствиями для этого выступает ряд объективных причин:

    • отсутствие в районе или населенном пункте кружков нужного профиля;
    • платные занятия.

    Как организовать досуг ребенка

    Организация досуга должна соответствовать возрасту ребенка.

    В младшем школьном возрасте можно начать с посещений дополнительных занятий в школе и выбрать из всех наиболее интересные для вашего ребенка. Главное в этом возрасте – не «застревать» на одном-единственном увлечении.

    В подростковом возрасте – предоставить ребенку выбор факультативных и элективных курсов; самостоятельно выполняемых, в рамках второй половины школьного дня, проектные и проектно-исследовательские работы. Приобщать к какому-либо виду взрослой деятельности (ремонт бытовой техники, автомобиля; сельскохозяйственные работы и т.д.).

    В старшем школьном возрасте – активно включать ребенка в систему неформальной профориентационной работы, организуемой профессиональными учебными заведениями.

    В студенческом возрасте досуговое самоопределение продолжается. Более того, для многих студенческий период – это первое серьезное испытание свободой и «свободным временем», которое выдерживают далеко не все. Пространство досугового самоопределения здесь может быть заполнено участием в проектно-исследовательской, творческой и волонтерской деятельности, в конкурсах профессионального мастерства, в расширении круга друзей и единомышленников, в рассмотрении сложных вопросов, связанных с будущей специальностью, трудоустройством и трудовой деятельностью. Если же учебное заведение выбрано на основе не содержательного интереса к определенной сфере деятельности, а внешних мотивов престижа и достатка, то именно в досуговой деятельности у студента остается возможность для полноценной самореализации.

    Зная основные моменты досугового самоопределения, родители могут помогать ребенку в его организации и направлять его в нужном направлении.

    Школьники, у которых организован досуг в форме хобби, занятий по интересам и т.п., имеют профессионально-образовательную, а потом и профессионально-трудовую мотивацию намного выше, чем у тех, чье самоопределение состоялось в формальной среде общего образования и «обязательной» профориентации. Поэтому досуговое самоопределение оказывает закономерное положительное влияние на профессиональный выбор школьников.

     

    Надежда ЕРМАЛОВИЧ,

    директор ГУО «Горковская средняя школа»

  • Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

    Copyright © 2016 Журнал "Кем Быть?". All Rights Reserved.

  • Разработка и продвижение сайта - GREYMedia