Конспект родительского собрания.
Уважаемые родители! Проблема профессионального самоопределения волнует не только тех, кто выбирает будущую профессию, но и родителей, педагогов и всех других взрослых, неравнодушных к судьбе молодых людей. Очень важно, чтобы наши дети выбрали профессии по душе, которые для них интересны и привлекательны. Когда-то Н.К.Крупская писала: «Только когда профессия человеку по душе, когда у него есть интерес к тому делу, которое он делает, когда он влюблен в свою работу, – тогда только может он черпать радость в своем труде, только тогда он может максимально повысить напряженность своего труда без переутомления, только тогда может дать он ценное в своей области труда».
Создание условий для профессионального самоопределения – одна из фундаментальных задач, которую образовательное учреждение решает совместно с родителями. Поэтому сегодня мы с вами обсудим, как можно запустить процесс самоопределения ребенка через его досуг.
Досуг детей традиционно понимается как свободное от обязательных учебных занятий время, используемое для игр, прогулок и спорта, чтения, занятий искусством, техникой и другими видами полезной деятельности по собственному интересу детей. Особый акцент необходимо сделать на «свободе и собственном интересе». Это прямо указывает на наличие потенциала, которым обладает досуг школьников для решения задач их самоопределения.
Вопрос родителям. Какие формы организации активности детей и подростков могут быть включены в круг понятия «досуговое самоопределение»?
Это те формы, которые должны обладать следующими характеристиками:
1) свобода включения в данную форму активности и выхода из нее,
2) неформальность деятельности,
3) открытость результата.
Досуговое самоопределение – это самоопределение в условиях свободы. Свободное время должно быть для ребенка пространством развития, а не «проблемой». Очевидный вывод состоит в том, что школьникам надо помогать в организации своего досуга. Эта задача ложится на плечи не только педагогического коллектива, но и родителей. Не маловажным фактором является и возможность для ребенка ряда последовательных проб нескольких (или многих) вариантов досуговой деятельности.
В том случае, если родители сами приводят ребенка в «престижную», но не интересную для него студию или секцию, или, например, в музыкальную школу, относясь к этому так же, как к школе обычной – ни о каком самоопределении не может быть и речи. Вместо самоопределения происходит «определение внешними обстоятельствами».
Ближе к формату «досугового самоопределения» оказываются те формы детско-взрослой активности, которые реализуются в рамках хобби-контекста в семье. В этом случае у детей формируется «опыт распоряжения собственным временем, собственной энергией, усилиями, опыт самоорганизации».
Как видим, понятие «досуговое самоопределение» в определенных отношениях шире, чем «профессиональное самоопределение». Даже если трактовать последнее не только как профессиональный выбор, но и как подготовку к такому выбору, связанную с формированием у субъекта выбора набора «профориентационно значимых компетенций» (это характеристика личности, проявляющаяся в способности и готовности к профессиональному самоопределению, к проектированию ближайшего образовательно-профессионального будущего, которая базируется на совокупности знаний о своих интересах и склонностях, способностях, индивидуальных особенностях, личностных свойствах и качествах, о многообразии мира профессий). В этом заключается серьезное преимущество досугового самоопределения, поскольку оно обеспечивает единство и целостность всех сторон процесса самоопределения (образовательной, профессиональной, социально-гражданской, личностной), что выступает условием эффективности профориентационной работы.
Преимущества досугового самоопределения для детей:
Варианты досугового самоопределения
Рассматривая различные варианты досугового самоопределения детей, можно выделить:
1) спонтанное самоопределение, осуществляемое по инициативе самих детей (например, детские «сюжетно-ролевые игры в профессии», «игры с правилами», когда уже группа детей совместно имитирует профессиональные взаимоотношения);
2) самоопределение, реализуемое в форме «педагогически регулируемого досуга»;
3) досуговое профессиональное самоопределение – различные виды хобби, связанные напрямую с будущей профессией;
4) досуговое непрофессиональное самоопределение. Это могут быть различные виды хобби, не связанные напрямую с будущей профессией и имеющие своей целью расширение кругозора, пробу жизненных сил, а также компенсирование неинтересных школьных занятий. Однако и «непрофессиональное» досуговое самоопределение может играть большую роль в профориентационной работе как своеобразный «тренинг выбора».
Вопрос родителям. С какими препятствиями для практического развития идеи досугового самоопределения, можно столкнуться?
1. Неготовность ребенка к самоорганизации свободного времени в культурных формах. Досуговая деятельность требует способности к самостоятельному целеполаганию и планированию, самоорганизации и самодисциплине, определенного уровня общего развития и разнообразия интересов. Поэтому помощь родителей здесь очень необходима.
2. Предельная загруженность учащихся в школах, в результате которой современные дети практически лишены досуга, и нужны немалые усилия родителей (которые тоже обычно загружены и перегружены на работе), чтобы организовать систематический развивающий досуг своих детей. Еще одна проблема состоит в том, что если все время школьника заполнено навязанными извне заданиями и четко регламентировано, то у него не формируется внутренняя готовность к самоорганизации. Поэтому необходимо дать возможность ребенку самому решить, чем он желает заниматься в свободное от учебы время.
3. Недостаточная доступность дополнительного образования различных направлений для детей и подростков разного возраста. Препятствиями для этого выступает ряд объективных причин:
Как организовать досуг ребенка
Организация досуга должна соответствовать возрасту ребенка.
В младшем школьном возрасте можно начать с посещений дополнительных занятий в школе и выбрать из всех наиболее интересные для вашего ребенка. Главное в этом возрасте – не «застревать» на одном-единственном увлечении.
В подростковом возрасте – предоставить ребенку выбор факультативных и элективных курсов; самостоятельно выполняемых, в рамках второй половины школьного дня, проектные и проектно-исследовательские работы. Приобщать к какому-либо виду взрослой деятельности (ремонт бытовой техники, автомобиля; сельскохозяйственные работы и т.д.).
В старшем школьном возрасте – активно включать ребенка в систему неформальной профориентационной работы, организуемой профессиональными учебными заведениями.
В студенческом возрасте досуговое самоопределение продолжается. Более того, для многих студенческий период – это первое серьезное испытание свободой и «свободным временем», которое выдерживают далеко не все. Пространство досугового самоопределения здесь может быть заполнено участием в проектно-исследовательской, творческой и волонтерской деятельности, в конкурсах профессионального мастерства, в расширении круга друзей и единомышленников, в рассмотрении сложных вопросов, связанных с будущей специальностью, трудоустройством и трудовой деятельностью. Если же учебное заведение выбрано на основе не содержательного интереса к определенной сфере деятельности, а внешних мотивов престижа и достатка, то именно в досуговой деятельности у студента остается возможность для полноценной самореализации.
Зная основные моменты досугового самоопределения, родители могут помогать ребенку в его организации и направлять его в нужном направлении.
Школьники, у которых организован досуг в форме хобби, занятий по интересам и т.п., имеют профессионально-образовательную, а потом и профессионально-трудовую мотивацию намного выше, чем у тех, чье самоопределение состоялось в формальной среде общего образования и «обязательной» профориентации. Поэтому досуговое самоопределение оказывает закономерное положительное влияние на профессиональный выбор школьников.
Надежда ЕРМАЛОВИЧ,
директор ГУО «Горковская средняя школа»