КЕМ БЫТЬ? журнал компас в мире
профессий
  • Главная
  • О журнале
    • Редакционный совет
    • К читателям
  • Рубрики
    • Представляем учебное заведение
    • Представляем факультет
    • Знакомим с профессией
    • Абитуриентам
    • Актуально
    • Профориентир
    • Проверено на себе
    • Страничка психолога
    • В копилку педагога
    • Вопрос-ответ
    • Личность
    • Из опыта работы
    • Музыкальная гостинная
    • Город мастеров
    • После уроков
    • Это интересно
  • Печатное издание
    • Подписка
    • Анонс
    • Архив
  • Контакты
    • Журнал «Кем быть?»
    • »
    • Записи
    • »
    • В копилку педагога
    • »
    • Кейс-метод в профориентационной работе

    Кейс-метод в профориентационной работе

    pr

    Одним из наиболее эффективных методов профориентационной работы со школьниками является кейс-метод. Метод casy-study или метод конкретных ситуаций – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций. Отличительной особенностью этого метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
    Кейс-метод относится к неигровым имитационным активным методам обучения. При его использовании учащиеся из пассивных слушателей превращаются в активных участников образовательного процесса, что позволяет формировать способности более высокого порядка: надпрофессиональные навыки «soft skills».

    Основными преимуществами кейсов можно назвать следующие:

    • развивают коллективные навыки работы, коммуникационные способности, умения работать в команде;
    • интегрируют в себе технологию развивающего и проектного обучения;
    • направлены на исследовательскую, управленческую или инженерно-проектную деятельность;
    • выступают в обучении как синергетическая технология («погружение» в ситуацию, «умножение» знаний, «озарение», «открытие»);
    • позволяют создать ситуацию успеха и мобилизовать внутренние интеллектуальные ресурсы;
    • позволяют развить навыки эффективной работы с информацией, отрабатывать умения аргументации своей позиции, вырабатывать устойчивость к стрессовой ситуации;
    • обучают навыкам тайм-менеджмента.

    Использование метода кейсов дает школьникам возможность отточить множество полезных навыков: умение распределять роли в команде, искать, структурировать и анализировать информацию, вырабатывать согласованное мнение, презентовать и аргументировать свои идеи.

    Мини-кейс содержит ключевую информацию, имеющую непосредственное отношение к описанию проблемной ситуации.

    Мини-кейс по профориентации – это:

    • Специально подготовленный материал с описанием конкретной проблемы, которую необходимо разрешить в составе группы.
    • Конкретная практическая ситуация, рассказывающая о событии, в котором обнаруживается проблема, требующая решения.
    • Непосредственная цель – совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение.

    Блок «Профессии в сфере журналистики и PR»

    Вводная инструкция. Сейчас вам будет предложен кейс – ситуационная задача. Проблемная ситуация будет касаться профессиональной деятельности журналиста. Попробуйте ее решить и аргументировать свое решение. Решая кейс, поставьте себя на место журналиста и попробуйте ответить себе на вопрос: «Смогу ли я это сделать?» Поразмышляйте, насколько привлекательно это занятие лично для вас. Подумайте, хотели бы вы, чтобы решение подобных ситуаций стало частью вышей профессиональной деятельности?

    При подготовке материалов (сюжетов, интервью, статей и пр.) журналист взаимодействует с героями сюжетов (респондентами), коллегами, представителями власти и пр. Любой сотрудник СМИ – от начинающего журналиста до опытнейшего управленца – сталкивается с множеством реальных проблем. На конкретных примерах мы попытаемся рассмотреть, с какого рода проблемами может сталкиваться журналист в своей профессиональной деятельности, и какие варианты выхода из создавшихся ситуаций могут оказаться наиболее оптимальными.

    Решая мини-кейсы, имейте в виду, что журналист обязан:

    • уважать героя своего сюжета, быть по отношению к нему корректным и честным;
    • уважать право частных лиц отказывать в информации, уважать право человека на неприкосновенность частной жизни;
    • не искажать при подготовке материала реальные высказывания и поступки героев;
    • использовать только законные методы получения информации;
    • указывать источник информации.

    Кейс №1. Вы – молодой журналист, делаете первые шаги в журналистике. Вы получили редакционное задание подготовить интервью с тремя разными представителями профессий: балерина, тракторист, юрист. От вас ждут интересных вопросов и раскрытия специфики профессиональной деятельности специалистов. Подготовьте список из десяти открытых вопросов для каждого интервью.

    Кейс №2. Вы – журналист телекомпании. Снимаете сюжет о коррупции. У вас есть разоблачающие документы, съемки скрытой камерой, свидетели и прочие составляющие журналистского успеха. Когда ваш материал уже почти готов вас вызывают к главному редактору и объясняют – сюжет в эфир не выйдет. Предложите алгоритм дальнейших действий журналиста. Аргументируйте свое решение.

    Возможные варианты действий:

    — забываете эту тему и спокойно отправляетесь на съемки другого сюжета;

    — обещаете главному редактору забыть тему, а на следующий день выдаете ее в прямой эфир;

    — увольняетесь с работы и пытаетесь разместить свой материал в другом СМИ;

    — остаетесь работать и пытаетесь доказать главному редактору, что он не прав;

    — свой вариант.

    Кейс №3. Вы – журналист провинциальной телекомпании. Вам звонят ваши зрители и жалуются, что у них в доме невозможно жить, потому что крыша прохудилась, водопровод и канализация не работают. И никто не хочет им помогать. Вся надежда на СМИ. Сегодня в программе у вас уже есть два сюжета на подобные бытовые темы. Каковы ваши действия?

    Возможные варианты действий:

    — говорите позвонившему, что не приедете, потому что это не ваша тема, а жителям дома лучше обратиться в коммунальные службы города;

    — убеждаете редактора, что надо поехать на съемки, потому что людям нельзя отказать, хотя и понимаете, что это сюжет «не украсит» выпуск и будет мало интересен аудитории;

    — объясняете позвонившему, что сегодня  выехать к ним у вас не получится, но эта проблема теперь известна редакции и вы будете держать ситуацию под контролем. А жителям дома пока советуете все-таки попробовать еще раз обратиться в коммунальные службы;

    — свой вариант.

    Кейс №4. Вы – журналист телекомпании. Автомобильная авария. Вы с камерой на месте события. Никто, к счастью, не погиб. Но есть серьезно пострадавшие. Женщина-водитель нарушила правила. Она немного травмирована, плачет и просит вас ее не снимать. Каковы ваши действия?

    Возможные варианты действий:

    — все равно снимаете эту женщину, потому что она виновата в серьезном ДТП и должна прокомментировать событие. Чтобы город о нем узнал и, чтобы все поняли, что за рулем надо быть внимательнее;

    — снимаете аварию дальними планами. Не показывая лиц пострадавших. Комментирует ситуацию сотрудник ГИБДД.

    — свой вариант.

    Кейс №5. Вы – журналист телекомпании. В вашем городе проходят гастроли известного рок-певца. С его продюсерами была договоренность о подробном интервью после концерта. Но артист после концерта закапризничал и от интервью отказался. Каковы ваши действия?

    Возможные варианты действий:

    — понимаете, что человек устал, имеет право недолюбливать журналистов, и поэтому вам остается только забыть об этой истории и искать нового героя для интервью;

    — снимаете сюжет о гастролях артиста, выдаете в эфир и историю с отказом от интервью – пусть зрители знают, что их любимец в жизни капризен и ненадежен;

    — отправляетесь в гостиницу, где остановился певец в надежде встретиться с ним, найти общий язык и все-таки договориться об интервью;

    — свой вариант.

    Кейс №6. Вы – журналист телекомпании. Снимаете сюжет о проблемах крупных торговых сетей. Один из владельцев такой сети предлагает вам «договориться» только за то, чтобы в его магазины вы с камерой не заезжали. Каковы ваши действия? Аргументируйте свое решение.

    Возможные варианты действий:

    — принимаете предложение бизнесмена и снимаете другие магазины, которых в вашем городе предостаточно. Сюжет все равно получается острым и качественным;

    — отказываетесь от предложения, объясняя, что вы не продажный журналист, и принципиально расследуете ситуацию в магазинах этого бизнесмена;

    — отказываетесь от предложения, но не снимаете его магазины, чтобы он не подумал, что просто мало предложил;

    — свой вариант.

    Кейс №7. Вы – журналист. Руководство крупного комбината предлагает вам возглавить их пиар-службу. Они предлагают очень большую зарплату, и не возражают  против того, чтобы вы совмещали работу у них с журналистской деятельностью. Каковы ваши действия?

    Выберите возможный вариант действий, аргументируйте его:

    — соглашаетесь и пытаетесь совмещать две работы, потому что с журналистикой вам расставаться не хочется;

    — увольняетесь с работы и уходите в пиар, понимая, что нельзя совмещать журналистику и пиар;

    — отказываетесь от заманчивого предложения, так как еще не исчерпали своего интереса к журналистике;

    — свой вариант.

    Кейс №8. Вы – журналист. Известная в городе фирма предложила вам стать лицом ее рекламной кампании. Речь идет о рекламе стирального порошка. Каковы ваши действия?

    Возможные варианты действий:

    — решительно отказываетесь (Журналист не должен участвовать в рекламе – это подорвет доверие аудитории к его работе. Да и в уставе вашего СМИ прописан запрет на участие в рекламных акциях);

    — вы не прочь подработать, но понимаете, что предварительно надо получить добро от  своего руководства;

    — не соглашаетесь рекламировать порошок, но готовы рекламировать что-то «более благородное»;

    — свой вариант.

    Кейс №9. Вы – журналист криминальных новостей. Снимаете журналистское расследование о деятельности крупного бизнесмена. Выясняете, что на предприятиях этого бизнесмена серьезно нарушается трудовое законодательство, людям месяцами не платят зарплату. Ваш сюжет готов к эфиру, но тут руководитель рекламного агентства вашей телекомпании сообщает, что этот бизнесмен – крупнейший рекламодатель и требует снять сюжет с эфира. Как вы будете действовать?

    Возможные варианты действий:

    — предоставляете вашему главному редактору и руководителю рекламной службы самим решить судьбу сюжета;

    — готовы отстаивать свой сюжет, даже если вам будет грозить увольнение;

    — хотели бы отстоять сюжет, но в глубине души понимаете, что рекламодатели это и ваша зарплата;

    — свой вариант.

    Кейс №10. Вы – журналист новостной программы. Просматривая вечерний выпуск новостей вашей телекомпании, вы замечаете, что коллега в своем сюжете выдал неточную информацию. Вы в курсе темы и точно знаете, что коллега ошибся. Как вы будете действовать?

    Возможные варианты действий:

    — на утренней планерке вы при всех в корректной форме указываете коллеге на ошибку;

    — встретив коллегу в редакции, вы  говорите только  ему, что он допустил ошибку в сюжете, стараетесь, чтобы ваше замечание не услышали остальные;

    — сообщаете об ошибке коллеги главному редактору;

    — это не ваше дело, и вы забываете об ошибке коллеги;

    — свой вариант.

    Кейс №11. Вы – руководитель редакции. Журналист, ответственный за написание материала, перестает выходить на связь. Только он был «в поле» и видел мероприятие своими глазами, а также брал комментарии очевидцев. Соответственно, все наработки, фотографии находятся только у этого горе-журналиста. Материал планировался быть ключевым в новым выпуске и без этого текста образуется «дыра». Как вы поступите в данной ситуации? Какие меры можно предпринять, чтобы такой ситуации не возникало в дальнейшем?

    Кейс №12. Вы – молодой журналист, ведете колонку в молодежном интернет-издании и иногда пишете как фрилансер статьи в городские издания. Вы написали статью с резкой критикой деятельности городских служб ЖКХ. Редактор городской газеты отказался ее публиковать. Вы убеждены, что нарушили ваше право на свободу слова. Объясните возможные причины отказа редактора газеты публиковать вашу статью. Предложите алгоритм дальнейших действий журналиста.

    Кейс №13. Сделайте подборку тем на общественно-политическую (культурную, спортивную, экономическую и криминальную) тематику. Или на любую другую, какая вам больше нравится.

    Найдите материалы по одной теме: 1) в социальных сетях; 2) в новостной ленте; 3) в газете (по ассоциации или, оттолкнувшись от темы статьи); 4) оттолкнувшись от законодательства; 5) на форуме.

    Кейс №14. Вы – современный журналист, у которого есть смартфон с постоянным выходом в интернет, ноутбук, который также всегда подключен к wi-fi. Определите медийную повестку дня на основе анализа новостной ленты крупнейших республиканских СМИ за последний месяц. Выделите 7-10 основных тем, активно освещавшихся всеми СМИ. Определите отличительные особенности повестки республиканских и областных СМИ.

    Кейс №15. Вспомните и перечитайте какую-нибудь известную детскую сказку (например, «Красная шапочка» Ш.Перро). Представьте себе, что это не сказка, а газетная статья. Определите ее основную тему. Составьте список тем, которые также можно из этой статьи «вытащить». Попробуйте сделать тоже самое со сказками про Винни-Пуха, Дюймовочку, Буратино и др.

    Разбор тем на примере сказки «Красная шапочка». Основная тема – в целом положительная работа правоохранительных органов. (Оперативно прибыли на место преступления, спасли Красную шапочку и ее бабушку, задержали преступника). Какие темы еще мы видим в этой истории?

    — «Проблема одиноких стариков»: есть дети и внуки, а старики живут одни, где-то очень далеко.

    — «Безопасность одиноких пожилых людей». Вот так придет волк, съест и никого рядом не окажется. Что в таких ситуациях могут сделать социальные службы, участковый милиционер, соседи? Жертвами каких преступлений чаще всего становятся одинокие старики?

    — «Дети и подростки, которые остаются без присмотра и оказываются предоставленными сами себе». Пока родители пытаются заработать на то, чтобы прокормить детей и дать им образование, дети одни ходят по лесу, в котором полно волков и других опасных хищников.

    — «Безответственность родителей». Мать – домохозяйка. Однако она сама не идет через лес к бабушке. И не идет вместе с Красной шапочкой. Она отправляет ребенка одного и подвергает его смертельной опасности. Какие дети чаще всего становятся жертвами волков? Какая вообще ситуация с преступлениями против несовершеннолетних?

    Доменика БАРАНОВА

  • Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

    Copyright © 2016 Журнал "Кем Быть?". All Rights Reserved.

  • Разработка и продвижение сайта - GREYMedia