КЕМ БЫТЬ? журнал компас в мире
профессий
  • Главная
  • О журнале
    • Редакционный совет
    • К читателям
  • Рубрики
    • Представляем учебное заведение
    • Представляем факультет
    • Знакомим с профессией
    • Абитуриентам
    • Актуально
    • Профориентир
    • Проверено на себе
    • Страничка психолога
    • В копилку педагога
    • Вопрос-ответ
    • Личность
    • Из опыта работы
    • Музыкальная гостинная
    • Город мастеров
    • После уроков
    • Это интересно
  • Печатное издание
    • Подписка
    • Анонс
    • Архив
  • Контакты
    • Журнал «Кем быть?»
    • »
    • Записи
    • »
    • В копилку педагога
    • »
    • Мои профессиональные планы

    Мои профессиональные планы

    программа развивающего занятия

    (программа развивающего занятия для обучающихся 9-11 классов)

    Цель занятия: определение жизненных и профессиональных планов обучающихся.

    Задачи:

    определить перспективные профессиональные цели участников занятия;

    сформировать представление об основах планирования карьеры;

    развить навыки планирования;

    построить личный профессиональный план.

    Количество участников: 6-12 человек.

    Необходимые материалы: листы бумаги А3, А4, маркеры, цветные карандаши, ножницы, клей-карандаш, журналы.

    Продолжительность занятия: 80-90 минут.

    Примечание: программу развивающего занятия можно использовать для большего количества участников (до 20 человек) при условии увеличения продолжительности занятия.

    Процедура проведения

    Вступление ведущего: «Для того чтобы добиться успеха в любой профессии необходимо уметь планировать свою деятельность. Планировать – значит все успеть. План дает краткое восприятие будущего и включает обоснованные предположения о том, что может произойти. Любая организация – от маленькой компании до крупной – начинает свою деятельность с планирования (тщательно продумывает, чем именно будет заниматься, определяет сроки, в которые запланированная работа должна быть выполнена и т.д.). Аналогично и в нашей жизни. Для того, чтобы добиться поставленных целей необходимо уметь планировать свою жизнь, понимать, чего именно вы хотите добиться, что вы будете для этого делать и самое главное – определить временные рамки, в которые все вами запланированное должно быть достигнуто.

    При планировании необходимо учитывать и возможные препятствия, которые предстоит преодолевать. Также важен запасной вариант, на случай, если вам придется корректировать свой план».

    Упражнение «Мои достоинства, мои недостатки»

    Цель упражнения: анализ и осмысление своих возможностей и ограничений.

    Время проведения: 15 минут.

    Ведущий дает участникам следующую инструкцию: «Сегодня нам предстоит погружение в тему планирования своей профессиональной жизни. И прежде, чем мы займемся непосредственно построением индивидуального плана, необходимо подготовить для него фундамент. Из чего он будет состоять?

    Фундамент вашего плана будет состоять из четкого понимания своих достоинств, недостатков и вытекающих из них возможностей и ограничений. Благодаря этому пониманию вы сможете составить реальный план своей профессиональной жизни и уже сегодня продумать, как и когда вы начнете работать над его реализацией.

    Итак, приступим. Возьмите лист бумаги и заполните таблицу (пример таблицы необходимо указать на доске), учитывая свои достоинства и недостатки. Запишите возможности, которые у вас имеются благодаря вашим достоинствам и те ограничения, которые вытекают из ваших недостатков.

    На это задание вам отводится10 минут».

    Пример таблицы:

    Мои достоинства: Мои недостатки:
    1 1
    2 2
    3 3
    Мои возможности: Ограничения:
    1 1
    2 2
    3 3

     

    После заполнения таблицы участникам необходимо подумать, каким образом они могут преодолеть свои недостатки и тем самым расширить для себя мир возможностей.

    Какая помощь им необходима со стороны педагогов? (Ответы на этот вопрос помогут педагогу определить направление, в котором продолжать развивающую работу с обучающимися).

    Упражнение «Мои жизненные и профессиональные планы»

    Цель упражнения: анализ и осмысление жизненных и профессиональных перспектив.

    Время проведения: 15 минут.

    Ведущий: «Сейчас я предлагаю вам представить, чего вы ожидаете от своей жизни, какие ставите перед собой цели, как планируете их достигать? Какие ценности для вас значимы?»

    Процедура проведения. Участники упражнения берут чистые листы бумаги и кратко перечисляют свои жизненные и профессиональные цели и планы (подписывать листы не нужно). Затем складывают их и отдают педагогу. Педагог перемешивает все листы, и каждый участник по очереди достает один из них и зачитывает планы и цели, которые там перечислены.

    Таким образом участники делятся друг с другом своими представлениями о будущем, при этом, сохраняя анонимность.

    В конце упражнения можно обсудить с группой необычные, интересные жизненные и профессиональные планы, которые были озвучены.

    Ведущий: «Мы с вами только что познакомились с целями и планами друг друга. Некоторые из них, возможно, оказались похожими на ваши личные, а другие могли кардинально отличаться. Каждый человек сам определяет те вершины, которых он хочет достичь, и они не всегда совпадают с нашими личными желаниями. Но в таком разном планировании и построении целей есть общая стратегия, которая помогает реализовать желаемое, независимо от того, какого оно содержания.

    Итак, рассмотрим стратегию «7 шагов»:

    Определитесь с целью. Подумайте о том, чего бы вы хотели больше всего в своей жизни. Затем спросите себя, как конкретно это улучшит вашу жизнь? Сформулируйте свою цель точно и четко. Она должна быть выполнимой и соответствующей реальности, при этом избегайте абстрактных понятий, отрицаний и расплывчатых формулировок. Запишите ее на листе бумаги.

    Составьте план достижения поставленной цели. А также определите время на его выполнение (10 лет, 2 месяца или 17 дней и т.д.). Далее разбейте свой план на несколько периодов-этапов, например, на месяцы, а те в свою очередь на более короткие отрезки (недели). И последний этап – это составление плана на ближайший месяц, на каждую неделю и, наконец, на каждый день.

    Избегайте мыслей о трудностях. Не стоит много думать об огромных трудностях, что ждут вас в будущем. Их может вовсе не случиться или они окажутся совсем не такими ужасными, как это представляется сегодня. Начинайте думать исключительно в позитивном направлении, игнорируйте неудачи, воспринимайте успех как непременную, неотделимую часть вашей новой жизни и вы заметите, как все ваши позитивные мысли начнут способствовать достижению вашей цели.

    Не бойтесь ошибаться. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Поэтому не тратьте свои силы на «избегание ошибок», а лучше, в случае их возникновения, извлекайте из них пользу. У всех успешных людей были неудачи. Неудачи – это бесценный опыт, который необходим, как воздух. Их нужно принимать, как нечто полезное и ценное.

    При необходимости корректируйте путь достижения своей цели. В процессе достижения, ваша цель может поменяться. В этом нет ничего плохого, ведь вы делаете первые шаги в планировании. Смело изменяйте, ставьте новые большие цели, но только тогда, когда видите, что вы способны и достойны большего.

    Ищите креативные решения. Креативный, творческий подход всегда немного упрощает реализацию намеченных целей и делает ее интересной и необычной.

    Рассчитывайте только на себя. Безусловно, хорошо, когда есть поддержка и люди, которые могут помочь вам в реализации ваших планов, но не забывайте о том, что это ваши цели и ответственность за их достижение лежит тоже только на вас».

    Упражнение «Планирование будущего»

    Цель упражнения: создание личного жизненного и профессионального плана.

    Время проведения: 40 минут.

    Материалы и оборудование: листы бумаги А3, маркеры, цветные карандаши, ножницы, клей-карандаш.

    Процедура проведения.

    Ведущий: «А теперь предлагаю написать приблизительный план своего будущего по следующему алгоритму:

    Для начала необходимо выделить основные сферы, присутствующие в жизни каждого человека: семейная, профессиональная, досуговая.

    В каждой сфере необходимо наметить главные достижения, которых вы хотели бы добиться, события, которые могут произойти. Постарайтесь поставить реальные цели и спрогнозировать реальные события.

    Теперь нужно выделить ближние и ближайшие цели, как этапы и пути достижения дальних целей. Можно расположить их в хронологическом порядке и даже написать приблизительные даты. Обратите внимание, нет ли противоречия между целями и событиями из разных областей вашей жизни? Может они помогают друг другу, или не оказывают друг на друга никакого влияния? Постарайтесь согласовать их.

    Теперь у каждого из вас есть личный жизненный и профессиональный план. С каких целей вы начнете практическую реализацию своего плана? Укажите конкретную дату.

    А теперь давайте попробуем построить картину ближайшего будущего. Сейчас еще раз представьте, кем вы себя видите в будущем? Какое вы получите к этому времени образование? Где вы будете работать? Каков будет ваш ежемесячный доход? Как вы будете себя чувствовать? Какими будут ваши перспективы на ближайшее время?».

    Участникам тренинга раздаются журналы и чистые листы (формат А3) и предлагается составить коллаж. На это задание отводится 20-30 минут.

    После того, как задание будет выполнено, каждый участник показывает свой коллаж и рассказывает группе об образе своего будущего.

    Упражнение «Дорога в жизнь»

    Цель упражнения: завершение развивающего занятия.

    Время проведения: 15 минут.

    Процедура проведения. На листах бумаги формата А3 (по числу членов группы) рисуется символическая дорога, уходящая к горизонту. Листы подписываются, и все участники группы рисуют на каждом листе пожелания для автора рисунка и свое представление о его жизни. Желательно, чтобы они касались всего пути.

     

    Надежда ЕРМАЛОВИЧ,

    директор ГУО «Горковская средняя школа»

  • Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

    Copyright © 2016 Журнал "Кем Быть?". All Rights Reserved.

  • Разработка и продвижение сайта - GREYMedia