Цель: ознакомление учащихся с основами планирования карьеры.
Задачи: познакомить учащихся с основами планирования и построения карьеры; побудить к самостоятельному определению личных карьерных целей.
Форма проведения: лекция с выполнением практических заданий.
Аудитория: учащиеся 10-11-х классов.
План классного часа:
1. Вступительное слово педагога.
2. Профориентационная игра «5 шагов построения карьеры».
3. Информационный блок 1.
4. Упражнение «Мои личные цели в карьере».
5. Информационный блок 2.
6. Рефлексия.
7. Подведение итогов.
Ход классного часа
1. Вступительное слово
Педагог: «Карьера – актуальное и популярное сегодня понятие. Если некоторое время назад слово «карьерист» носило негативный оттенок, то сейчас оно ассоциируется с успешным, активным человеком, который знает, чего хочет от жизни. При этом разные люди вкладывают в это понятие разное содержание. Для кого-то «сделать карьеру» – значит получить определенную должность, статус в обществе. Для другого важнее материальная сторона, высокий заработок. Третий считает, что самое важное – быть хорошим специалистом, профессионалом в своем деле, и именно это является целью построения карьеры. Каждый по-своему прав в отношении своей карьеры.
Успешная карьера – понятие индивидуальное. Невозможно дать универсальный рецепт профессиональной успешности. Совершенно точно, что построение карьеры тесно связано с такими понятиями, как рост, развитие, достижения, успех. А вот в каком направлении расти и чего достигать – каждый решает для себя сам».
2. Профориентационная игра
«5 шагов построения карьеры»
Педагог: «Сейчас мы с вами подготовимся к самостоятельному определению приоритетов при планировании своей карьеры, а также к соотношению своих профессиональных целей и возможностей. Для этого предлагаю вам определить какую-либо интересную профессиональную цель, например, поступить в какое-то учебное заведение, устроиться на интересную работу, а может даже совершить в перспективе что-то выдающееся».
Группа выбирает цель из предложенных педагогом или любую другую. Эта цель, так как ее сформулировала группа, записывается на доске. Затем педагог предлагает группе представить человека, который сможет достичь поставленную цель. Участники должны назвать его основные (воображаемые) характеристики по следующим позициям: пол, возраст (желательно, чтобы этот человек был сверстником играющих), успеваемость в школе, материальное положение и социальный статус. Это все также кратко записывается на доске.
Каждый участник на отдельном листочке должен выделить основные пять этапов (пять шагов), которые обеспечили бы достижение намеченной цели. На это отводится примерно 5 минут. Далее все делятся на микрогруппы по 3-4 человека. В каждой микрогруппе организуется обсуждение, чей вариант этапов достижения выделенной цели наиболее оптимальный и интересный (с учетом особенностей обозначенного выше человека). В итоге обсуждения каждая группа на новом листочке должна выписать самые оптимальные пять этапов. На все это отводится 5-7 минут.
Затем представитель от каждой группы кратко сообщает о наиболее важных пяти этапах, которые выделены в групповом обсуждении. Остальные участники могут задавать уточняющие вопросы. Возможна небольшая дискуссия (при наличии времени).
При общем подведении итогов игры можно посмотреть, насколько совпадают варианты, предложенные разными микрогруппами (нередко совпадение оказывается значительным). Также в итоговой дискуссии можно оценить совместными усилиями, насколько учитывались особенности человека, для которого и выделялись, пять этапов достижения профессиональной цели. Важно также определить, насколько выделенные этапы (шаги) построения карьеры реалистичны и соответствуют конкретной социально-экономической ситуации в стране, то есть насколько общая ситуация в обществе позволяет (или не позволяет) осуществлять те или иные карьерные и жизненные мечты.
3. Информационный блок
Педагог: «Как вы думаете, какими способами можно развивать карьеру? Можно стремиться занимать высокие должности, то есть расти вверх, постоянно повышая собственную планку. С изменением должности меняется, естественно, и содержание профессиональной деятельности. Так, например, учитель химии, становясь заместителем директора (а возможно, и директором), вынужден уделять меньше внимания своему предмету, занимаясь в большей степени административной, организационной работой. В данном случае речь идет о карьере по вертикали.
Другой вариант развития – двигаться вглубь, все лучше и лучше осваивая свою профессию. Здесь главная цель, которую ставит перед собой человек, – стать высококлассным профессионалом. В этом случае учитель химии не будет стремиться к должности заместителя директора, а будет постоянно повышать квалификацию в рамках своего предмета, посещая различные курсы, семинары и становясь учителем первой, второй, высшей категории. Здесь мы говорим о карьере по горизонтали.
Нечасто, но встречаются случаи, когда удается эти направления совмещать. Но в начале карьеры, при выборе цели, важно лично для себя определить приоритеты, ответить на вопрос: «Чего я хочу достичь, что значит успех лично для меня?».
4. Упражнение «Мои личные цели в карьере»
Педагог: «А сейчас возьмите чистый лист бумаги и подумайте, чего именно вы хотите достичь в карьере? Что должно произойти в вашей будущей профессиональной жизни, чтобы вы уверенно смогли сказать, что вы достигли успеха в карьере?»
На это задание отводится 5-10 минут, затем все желающие зачитывают свои варианты, педагог записывает их на доске. Данное упражнение поможет участникам сравнить свои представления об успехе в карьере с другими вариантами. А тем, кому еще сложно определиться педагог и участники подскажут, какие могут быть карьерные цели и, возможно, среди них удастся найти подходящую для себя.
5. Информационный блок 2
Педагог: «Помимо наших желаний и стремлений существует еще и реальность, с которой нельзя не считаться. В карьерном плане такой реальностью является рынок труда, предъявляющий свои требования к специалистам. На сегодняшнем рынке труда больше шансов добиться успеха у людей гибких, мобильных, активных, обладающих большим количеством разнообразных умений и навыков. Высок спрос на универсальных специалистов, которые при необходимости могут справиться с самыми разными обязанностями. При этом очень важно постоянно доказывать свою ценность для организации, не ждать, пока перед вами поставят какие-либо задачи, а самому ставить их перед собой, предлагать новые идеи. Работодатель становится все более заинтересованным в действительно квалифицированных, профессиональных работниках.
Где бы вы ни работали, достижение карьерных вершин невозможно без серьезного овладения профессией, без стремления выполнять свою работу качественно, «на совесть». Поэтому, если вы настроены на серьезное построение карьеры (независимо от сферы, от направления роста), настраивайтесь сразу и на необходимость постоянного обучения, повышения квалификации в течение всей профессиональной жизни. Сейчас уже недостаточно однажды полученного высшего образования (или даже двух), знание одного иностранного языка становится обычным делом, а неумение работать на компьютере вообще осложняет работу по любой специальности. Полученного запаса знаний может хватить, если вам достаточно занимаемой должности, вы успешно справляетесь со своими обязанностями, и вас в этом плане все устраивает. Если же вам не хочется останавливаться на достигнутом, а хочется двигаться дальше, то следует приложить немало усилий, чтобы «не выпасть из обоймы» востребованных специалистов. Это, конечно, не означает, что нужно впадать в крайности и, сломя голову, бросаться получать второе, третье образование, изучать сразу четыре языка одновременно. Вполне возможно, будет достаточно пройти какие-то курсы по вашей специальности, дополнив базовые знания какой-то новой информацией. Выбор курсов или любого другого обучения – задача серьезная. Не стоит тратить время, силы и деньги и обучаться просто ради лишней «корочки» – диплома, сертификата, свидетельства. Подумайте, как и для чего вы сможете применить полученные знания, насколько они необходимы для вашего дальнейшего продвижения и развития.
Успешность трудоустройства молодых специалистов во многом зависит от их собственной активности. Еще на этапе обучения необходимо получить информацию о рынке труда, перспективности тех или иных компаний. Многие организации, заинтересованные в наборе молодых и перспективных кадров, предоставляют в учебные заведения информацию о презентациях, которые они проводят, о программах по набору персонала. Студентам и выпускникам остается только внимательно следить за информацией на досках объявлений, в интернете, и вовремя прийти и заявить о себе. С этой же целью стоит посещать ярмарки вакансий для молодежи, дни карьеры, тематические выставки».
6. Рефлексия
Учащиеся делятся впечатлениями, обсуждают, какая информация их заинтересовала, что вызвало сложности при выполнении упражнений.
7. Подведение итогов
Педагог: «Итак, сегодня мы рассмотрели общее понятие карьеры, а также основы определения личных карьерных целей. Теперь у вас есть «пища для размышления» и вы можете, используя полученную информацию, более подробно продумать и разработать свой индивидуальный карьерный план с учетом личных профессиональных целей».
Алла ЕРМАК,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГУО «Горковская средняя школа»