Некоторые аспекты ведения профориентационной работы в школе

Рынок образовательных услуг республики постоянно обновляется, в учебных заведениях появляются новые специальности. Учреждения всех ступеней профессионального образования на высоком качественном уровне готовят кадры для различных отраслей экономики. Но, к сожалению, многие молодые специалисты не выдерживают конкуренции на рынке труда или в процессе адаптации на первом рабочем месте и, как следствие, они разочаровываются в полученной профессии.
В чем причина неудач молодых людей? Возможно, одной из причин является поверхностный выбор профессии в юности. Как известно, юность – возраст самоопределения. Кем быть? Каким быть? В какой сфере себя реализовать? Эти и многие другие вопросы встают перед старшеклассниками. Ответить на них самостоятельно сложно, поэтому многие ждут ответов от педагога-психолога. «Скажите», «Посоветуйте», «Кем мне пойти работать?», «Что для меня лучше?» и т. д. Для разрешения проблемной ситуации, связанной с выбором профессии, педагог-психолог планирует и использует различные формы профориентационной работы.
Рекомендации по планированию профориентационной работы
1. Обдумать и сформулировать цель данной работы: определить цель-максимум (направление работы всего учебного заведения на год. Это может быть тема проекта по профориентации, например, «Изучение и составление профессиограмм») и цель-минимум для работы с классом, группой, конкретным учеником.
2. Выделить перечень основных проблем и приоритетных направлений работы (с учетом тематики цели-максимум).
3. Расписать занятия по датам, с указанием темы (проблемы) и соблюдая принцип «от общего – к частному, конкретному». Составить схематические конспекты для всего курса.
4. Составить перечень используемых практических методик, иллюстрирующих и закрепляющих теоретические вопросы (желательно, чтобы они занимали больше времени, чем теория – это важно для поддержания интереса к занятиям). Практическая работа может проводиться в форме тестирования, заполнения опросников, анкетирования, игр, тренингов, игровых упражнений, бесед, дискуссий по ситуациям и т. п.
Если методика применяется впервые:
а) сначала проверьте работу методики на себе или на хорошо знакомом вам человеке (разберитесь со всеми процедурными тонкостями);
б) только после этого используйте методику для работы с подростками (сначала с теми, у кого простые проблемы, потом с теми, чьи проблемы более сложные или у которых существуют недостаточно доверительные отношения);
в) начиная применять методику, составьте краткую «шпаргалку» с описанием основных этапов и конкретных действий.
5. Подобрать несколько теоретических вопросов и практических методик «про запас» (на случай, когда вдруг какие-то темы и методики в данном классе «не пойдут» или пройдут слишком быстро; если останется свободное время, которое «нечем заполнить»).
6. Продумать процедуру передачи результатов занятия (распечатать или предложить записать), чтобы учащиеся могли обсудить их со своими родителями.
Необходимо использовать активизирующие формы работы, но при этом не превращать занятия в «сплошную игру», так как учащиеся могут начать воспринимать вашу работу как «развлечение». Игровые методы могут занимать в работе со старшеклассниками около 25-30 % общего времени занятий. Не следует увлекаться на одном занятии сложным и обширным материалом – лучше пусть вопросов будет меньше, но они будут понятными и значимыми для подростков.
7. Сложные ценностно-смысловые вопросы следует обсуждать ненавязчиво, обязательно включая их в более обширный и этически нейтральный материал.
Не менее важным методологическим вопросом является вопрос определения критериев эффективности профориентационной работы. Эффективность работы школы нередко определяется по количеству совпадений рекомендаций и конкретного выбора учащихся (в процентах). Этот критерий, несомненно, важный, но недостаточный, ведь запланированного процента выборов учащихся можно добиться разными средствами, и в том числе не всегда оправданными с педагогической, социальной, психологической и даже экономической точек зрения. Если же данный показатель становится самоцелью профориентации, притом без серьезной диагностической и воспитательной работы с учащимися, то вся работа приобретает своеобразный уклон, мешающий в первую очередь самой профориентации, подрывающий доверие к ней со стороны учащихся и их родителей. Достижение поставленной цели возможно и оправдано только при систематической работе с учениками, при выявлении их реальных интересов и способностей, формировании убежденности в важности правильного выбора профессии, отвечающего как личным склонностям, так и потребностям города, района, села, в котором они живут.
Вот почему эффективность обоснованного выбора профессии означает меру соответствия индивидуального выбора профессии рекомендациям педагога. При этом предполагается, что педагогические рекомендации опираются на достоверно выявленные личностные качества, особенности ученика. И только в случае, когда большее число учащихся выбирают рекомендованные им профессии, действенность профориентационной работы педагога-психолога имеет высокий результат.
Правильный выбор профессии положительно влияет как на производительность, так и на качество труда. Следовательно, профессиональные достижения выпускников учебных заведений служат важным показателем успешности выбора профессии в школе.
№ п/п |
Тема |
Цель |
Содержание занятия |
1. |
Новые профессии |
Ознакомить учащихся с профессиями, популярными среди молодежи |
Презентация профессий IT-технологий |
2. |
Пути получения профессии |
Ознакомить учащихся с возможностями получения профессионального образования, учебными заведениями, в которых можно получить образование на базовом уровне |
Презентация учебных заведений, специальностей, проходных баллов и конкурсов по этим специальностям |
3. |
Школа профессий |
Сформировать представление о профессиях, выявленных в результате анкетирования учащихся, помочь осознать особенности выбранных профессий |
Презентация профессий филолога, журналиста, милиционера, строителя, предпринимателя |
4. |
Грани моего «Я» |
Самопознание, повышение уровня осознания особенностей трудовой деятельности |
Тест на специальные способности |
5. |
Здоровье и выбор профессии |
Сформировать у учащихся представления о соответствии требований планируемой профессии состоянию здоровья |
Классный час с составлением профессиограмм |
6. |
Формула успеха |
Акцентировать внимание учащихся на основных позициях успешного выбора профессии |
Классный час с тестом на выявление направленности личности |
Клуб «Выпускник»
Предлагаем примерный план работы клуба, рассчитанный на учащихся 9/10-10/11 классов.
Программа клуба позволяет подросткам в доброжелательной и непринужденной обстановке рассмотреть проблемы профессионального самоопределения. Во время занятий учащиеся смогут:
• получить подробную информацию об учебных заведениях города;
• познакомиться с описанием различных профессий через изучение и составление профессиограмм;
• познакомиться с правилами и ошибками выбора профессии;
• изучить свои личностные особенности, интересы, склонности и наиболее предпочтительные сферы профессиональной деятельности;
• окончательно определиться в выборе будущей профессиональной деятельности, построив Личный профессиональный план.
Цель программы: формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий.
Структура программы. Программа может состоять из произвольного количества занятий (в зависимости от возможностей школы) и включать в себя профориентационные игры и упражнения, теоретические блоки, сюжетно-ролевые игры, беседы, диагностические методики.
Следующим шагом в работе клуба может быть цикл тренинговых занятий «Выбери свой путь к успеху», направленных на практическое применение и закрепление знаний и формирование адекватного самовосприятия. Нет практически ни одной профессии, в которую школьник мог бы «шагнуть» без предварительной психологической работы над собой. Не существует таких подростков, которые еще до начала профессиональной деятельности соответствовали бы ей и общими, и специальными способностями. Индивидуализированная структура способностей, удовлетворяющая требованиям определенной деятельности, формируется только в процессе этой деятельности и благодаря усилиям самого человека: его личной мотивации, настойчивости, активности и самостоятельности.
Примерная программа личного профессионального самоопределения (рекомендации для учащихся)
Попробуйте составить свою программу самоопределения для подготовки к будущей профессии.
• Составьте перечень тех качеств, которые вы должны развивать у себя для оптимального соответствия будущей профессии.
• Составьте перечень тех качеств, которые важно преодолеть, подавить для успеха в будущей профессиональной деятельности.
• Наметьте серию действий для тренировки или, наоборот, ликвидации каждого качества.
• Определите примерный срок, в течение которого вам необходимо достичь успеха.
Еще один метод, рекомендованный к использованию – ведение портфолио. Эта работа позволяет проанализировать выбор школьника, его учебную и индивидуальную активность. Портфолио заполняется самим учеником, родителями, учителями, друзьями.
Цель: определение и реализация школьником своих способностей, умений, потенциала, а также развитие стремления к самореализации.
Портфолио состоит из следующих разделов:
1. «Листок успешности моей учебы» (оценки по четвертям, самостоятельные оценки знаний и отзывы преподавателей).
2. «Мое свободное время» (информация о хобби и увлечениях, а также личная оценка результатов, достижений и успехов).
3. «Мое культурное развитие» (культурно-досуговые мероприятия, литература).
4. «Мой образ жизни» (анкета, направленная на самооценку).
5. «Мои личные качества» (результаты тестирования по разработанному пакету методик).
6. «Приложение» (отзывы друзей, учителей, благодарственные письма, грамоты и т. п.).
Возможно, такая последовательная и систематическая работа позволит школьнику всесторонне изучить себя и совершить осознанный, уверенный выбор своего профессионального будущего.
Притча о вкусе жизни
Несколько успешных выпускников, которые сделали замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Конечно же, разговор зашел о работе: выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы. Предложив гостям кофе и получив согласие, профессор пошел на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками – простыми и изысканными, дорогими и дешевыми, пластиковыми и фарфоровыми.
Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал:
– Заметили ли вы, что все дорогие чашки разобраны? Никто не выбрал чашку простую и дешевую. Желание иметь только лучшее и есть источник ваших проблем. Поймите, что чашка не делает кофе вкуснее, а иногда даже скрывает то, что мы пьем. То, чего вы действительно хотели, – кофе, а не чашка. Но вы выбрали только дорогие изысканные чашки, а затем разглядывали, кому какая досталась. Теперь подумайте: жизнь – это кофе. Работа, деньги, положение в обществе – чашки. Это всего лишь инструменты для хранения жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом кофе.
Ирина ЛИТВИНА