Опросник профессиональной готовности был разработан Л. Н. Кабардовой и представляет собой дальнейшее развитие идеи Е. А. Климова о выявлении профессиональной направленности человека на выделяемые им сферы профессиональной деятельности («Человек – Человек», «Человек – Техника», «Человек – Природа», «Человек – Знак», «Человек – Художественный образ»).
Профессиональную готовность определяют как субъективное состояние личности, отражающее способность и желание заниматься определенным конкретным типом профессиональной деятельности. Она не обязательно сопровождается объективной профессиональной подготовленностью.
В основу данного опросника положен принцип самооценки своих возможностей в реализации определенных задаваемых опросником умений (учебных, творческих, трудовых, социальных и т. д.), своего реального, пережитого и сформированного в личном опыте эмоционального отношения, возникающего всякий раз при выполнении описанных в опроснике видов деятельности и своего предпочтения или нежелания иметь оцениваемые виды деятельности в своей будущей профессии.
Опросник дает возможность педагогу получать в достаточной степени достоверную информацию о наличии, взаимном сочетании, успешности реализации и эмоциональном подкреплении у подростков профессионально ориентированных умений и навыков. На основе этих данных педагог сможет оценить степень готовности опрашиваемого к успешному функционированию в определенной профессиональной сфере.
Внимательно прочитайте каждое высказывание. На него вы должны дать 3 ответа и оценить их в баллах
(от 0 до 2):
Свои оценки в баллах занесите в бланк ответов (номер клетки в таблице соответствует номеру вопроса). В каждую клетку таблицы ответов поставьте баллы, соответствующие вашим ответам на все 3 вопроса. В каждом вопросе оцените сначала ваше «умение», затем «отношение» и затем «желание». В этой же последовательности проставьте оценочные баллы в клетку таблицы. Если вы никогда не делали того, что написано в вопросе, то вместо баллов поставьте в клетку прочерк в первых двух вопросах и попробуйте ответить только на третий вопрос.
Читая вопрос, обязательно обращайте внимание на слова «часто», «легко», «систематически» и т. д. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов. Если из перечисленных в вопросе нескольких действий вы умеете делать что-то одно, то именно его вы и оцениваете тремя оценками.
Работайте внимательно и не спешите!
Умею, могу (часто, легко, систематически, нравится, хочу)
Клетки пяти столбцов в бланке обозначены в соответствии с типами профессий слева направо: 1 – «Человек – Знак»; 2 – «Человек – Техника»; 3 – «Человек – Природа»; 4 – «Человек – Художественный образ»; 5 – «Человек – Человек».
В каждой клетке таблицы опрашиваемый проставил 3 оценки в баллах:
Оценка своих умений;
Оценка своего эмоционального отношения;
Оценка своего профессионального пожелания, предпочтения.
Приступая к обработке результатов, педагог сначала находит в таблице ответов те номера вопросов (клетки), на которые оптант при оценке умений дал 0 баллов или поставил прочерк. При подобной оценке умений следующие две оценки на этот же вопрос при подсчете общих сумм баллов по этим шкалам не учитываются (условно их можно в таблице вычеркнуть). Их педагог учитывает только при качественном анализе каждой сферы.
Далее педагог подсчитывает общую сумму баллов в каждой профессиональной сфере, которую набрали отдельно «умения», отдельно «отношения» и отдельно «профессиональные предпочтения». В результате этого подсчета педагог получит наглядную картину соотношений оценок по трем шкалам: умений опрашиваемого, его эмоционального отношения и профессиональных пожеланий (предпочтений) как в каждой профессиональной сфере, так и по каждому конкретному вопросу (виду деятельности).
Сравнение и выбор предпочтительной для опрашиваемого профессиональной сферы или нескольких сфер педагог делает на основе сопоставления сумм баллов, набранных разными профессиональными сферами отдельно по шкале «профессинальных пожеланий». Обращается внимание на ту или те профессиональные сферы, в которых эти суммы наибольшие. Затем сравниваются в каждой сфере суммы баллов, набранные по данным трем шкалам между собой. Положительно оценивается такое сочетание, в котором оценки по двум и трем шкалам сочетаются количественно с реальными умениями оптанта, т. е. с одной оценкой.
Обязательно анализируются во всех сферах вопросы, на которые опрашиваемый дал наибольшую оценку в баллах, а также вопросы, в которых две наивысшие оценки сочетаются со средней. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы сузить всю профессиональную сферу до некоторых специальностей этой сферы. Например, работа в области «Человек – Знак» может осуществляться с буквами, словами, текстами (филолог, историк, редактор), со знаками и текстами на иностранном языке (технический переводчик, гид-переводчик), с математическими знаками (программист, математик, экономист). Во-вторых, для того, чтобы «выйти за пределы одной сферы на профессии, занимающие промежуточное положение между разными сферами. Например, учитель математики («Человек – Человек» и «Человек – Знак»), модельер («Человек – Художественный образ» и «Человек – Техника») и т. д.
По результатам ответов испытуемого делается вывод о том, к какой сфере профессиональной деятельности он склонен.
Характер работы с опросником и форма фиксации результатов предоставляют педагогу возможность количественно оценить в сравнительном плане соотношение умений, эмоциональных отношений и профессиональных предпочтений оптантов как внутри каждой профессиональной сферы, так и между сферами. Это дает возможность дифференцировать полученные результаты, даже если количественно (по общей сумме баллов) они совпадают в нескольких профессиональных сферах.
Екатерина ДАВИДОВСКАЯ,
психолог
Бланк ответов:
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||||||||||||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||||||
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |||||||||||||||
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |||||||||||||||
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | |||||||||||||||
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | |||||||||||||||
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | |||||||||||||||
36 | 37 | 38 | 39 | 40 | |||||||||||||||
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | |||||||||||||||
46 | 47 | 48 | 49 | 50 | |||||||||||||||
З | Т | П | Х. о. | Ч |
Примечание: Ч – «Человек – Человек», Т – «Человек – Техника», П – «Человек – Природа»,
З – «Человек – Знак», Х. о. – «Человек – Художественный образ».