КЕМ БЫТЬ? журнал компас в мире
профессий
  • Главная
  • О журнале
    • Редакционный совет
    • К читателям
  • Рубрики
    • Представляем учебное заведение
    • Представляем факультет
    • Знакомим с профессией
    • Абитуриентам
    • Актуально
    • Профориентир
    • Проверено на себе
    • Страничка психолога
    • В копилку педагога
    • Вопрос-ответ
    • Личность
    • Из опыта работы
    • Музыкальная гостинная
    • Город мастеров
    • После уроков
    • Это интересно
  • Печатное издание
    • Подписка
    • Анонс
    • Архив
  • Контакты
    • Журнал «Кем быть?»
    • »
    • Записи
    • »
    • В копилку педагога
    • »
    • Опросник профессиональной готовности

    Опросник профессиональной готовности

    Опросник профессиональной готовности

    Опросник профессиональной готовности был разработан Л. Н. Кабардовой и представляет собой дальнейшее развитие идеи Е. А. Климова о выявлении профессиональной направленности человека на выделяемые им сферы профессиональной деятельности («Человек – Человек», «Человек – Техника», «Человек – Природа», «Человек – Знак», «Человек – Художественный образ»).
    Профессиональную готовность определяют как субъективное состояние личности, отражающее способность и желание заниматься определенным конкретным типом профессиональной деятельности. Она не обязательно сопровождается объективной профессиональной подготовленностью.
    В основу данного опросника положен принцип самооценки своих возможностей в реализации определенных задаваемых опросником умений (учебных, творческих, трудовых, социальных и т. д.), своего реального, пережитого и сформированного в личном опыте эмоционального отношения, возникающего всякий раз при выполнении описанных в опроснике видов деятельности и своего предпочтения или нежелания иметь оцениваемые виды деятельности в своей будущей профессии.
    Опросник дает возможность педагогу получать в достаточной степени достоверную информацию о наличии, взаимном сочетании, успешности реализации и эмоциональном подкреплении у подростков профессионально ориентированных умений и навыков. На основе этих данных педагог сможет оценить степень готовности опрашиваемого к успешному функционированию в определенной профессиональной сфере.

    Инструкция для опрашиваемого

    Внимательно прочитайте каждое высказывание. На него вы должны дать 3 ответа и оценить их в баллах
    (от 0 до 2):

    1. Насколько хорошо вы умеете делать то, что написано в вопросе:
    • делаю, как правило, хорошо – 2 балла;
    • делаю средне – 1 балл;
    • делаю плохо, совсем не умею – 0 баллов.
    1. Какие ощущения возникали у вас, когда вы это делали:
    • положительные (приятно, интересно, легко) – 2 балла;
    • нейтральные (все равно) – 1 балл;
    • отрицательные (неприятно, неинтересно, трудно) – 0 баллов.
    1. Хотели бы вы, чтобы описанное в вопросе действие было включено в вашу будущую работу:
    • да – 2 балла;
    • все равно – 1 балл;
    • нет – 0 баллов.

     

    Свои оценки в баллах занесите в бланк ответов (номер клетки в таблице соответствует номеру вопроса). В каждую клетку таблицы ответов поставьте баллы, соответствующие вашим ответам на все 3 вопроса. В каждом вопросе оцените сначала ваше «умение», затем «отношение» и затем «желание». В этой же последовательности проставьте оценочные баллы в клетку таблицы. Если вы никогда не делали того, что написано в вопросе, то вместо баллов поставьте в клетку прочерк в первых двух вопросах и попробуйте ответить только на третий вопрос.

    Читая вопрос, обязательно обращайте внимание на слова «часто», «легко», «систематически» и т. д. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов. Если из перечисленных в вопросе нескольких действий вы умеете делать что-то одно, то именно его вы и оцениваете тремя оценками.

    Работайте внимательно и не спешите!

    Текст опросника профессиональной готовности

    Умею, могу (часто, легко, систематически, нравится, хочу)

    1. Анализировать содержание научных, учебных, художественных текстов, выделять главное, делать обобщения, выводы.
    2. Ремонтировать механические и электротехнические устройства, используемые в быту (замок, кран, утюг, светильник, велосипед, мотоцикл).
    3. В течение нескольких лет самостоятельно выращивать какие-либо растения, своевременно выполняя все работы, обеспечивающие их рост и развитие (полив, пересадку, удобрение и пр.).
    4. Писать стихи, прозу, заметки, сочинения, оцениваемые многими в художественном плане достаточно высоко.
    5. При общении с людьми сдерживать внешнее проявление плохого настроения, раздражения; быть терпеливым и доброжелательным даже с не очень приятными людьми.
    6. Из крупных текстов делать выписки, группировать их по определенному признаку, составлять конспекты.
    7. Налаживать и чинить электронную аппаратуру, приемник, магнитофон, телевизор, аппаратуру для дискотек.
    8. Собирать коллекции растений, изучать их различные виды.
    9. Мастерить нарядные подарочные изделия из бумаги, дерева, материи, металла, растений и пр. (панно, украшения, сувениры, букеты).
    10. Объяснять содержание учебного материала, способ решения сложной задачи и т.п. ясным, легко понятным каждому языком.
    11. На иностранном языке отвечать на вопросы и задавать их, пересказывать тексты, участвовать в диалоге.
    12. По четкому образцу (рецепту, схеме, выкройке, плану) подавать изделие – кулинарное, швейное, модель, деталь и пр.
    13. Разбираться в особенностях развития и во внешних отличительных признаках многочисленных видов растений.
    14. Создавать законченные произведения изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры.
    15. Постоянно оказывать реальную помощь разным людям, нуждающимся в ней.
    16. Работать с текстами на иностранном языке: переводить, анализировать, переписывать, править.
    17. Составлять и собирать схемы различных приборов и устройств: разбираться в принципе их действий.
    18. Отдавать много времени уходу и наблюдению за каким-либо животным: кормить, чистить, лечить, обучать.
    19. Сочинять музыку, песни, имеющие успех у сверстников и взрослых.
    20. Заниматься с детьми младшего возраста: играть с ними, читать и пр.
    21. Выполнять задания по математике, в которых требуется составить логическую цепочку действий, используя при этом различные формулы, законы, теоремы.
    22. Из типовых деталей, предназначенных для изготовления (сборки, пошива и т. п.) определенных моделей или изделий, создавать новые, придуманные самостоятельно
    23. Специально наблюдать за жизнью животных в природе, изучать их повадки, характерные формы поведения.
    24. Перед многими зрителями разыгрывать роли в спектаклях, декламировать стихи, прозу.
    25. Быстро и правильно распознать сущность малознакомого человека, т. е. понимать причины его поступков, видеть «истинное лицо», часто скрытое за внешним поведением.
    26. Выполнять количественные расчеты, подсчеты данных (по формулам и без них), выводить на основе этого определенные следствия, устанавливать закономерности.
    27. Выполнять задания (по геометрии, черчению и др.), в которых требуется мысленно представить расположение предметов или их элементов в пространстве.
    28. Разбираться в породах и видах домашних и диких животных, насекомых, рыб; их характерных внешних признаках и повадках.
    29. Выступать с исполнением музыкальных произведений (пьес, песен), танцевальных номеров.
    30. Оказывать активное влияние на разных людей: убеждать их поступать так, а не иначе, мирить, воспитывать, увлекать своими интересами.
    31. Работать с информацией, представленной в виде условных знаков, символов; составлять и читать карты, схемы, чертежи, графики.
    32. Находить более рациональный (простой, короткий) способ решения задачи: логической, технической, конструкторской и т. п.
    33. Изучать строение «живой ткани» и мир микроорганизмов с помощью микроскопа и других аналогичных устройств.
    34. Придумывать и создавать новые оригинальные модели одежды, причесок, украшений, детали интерьера помещений, кулинарные блюда.
    35. Организовывать коллективные вечера, походы и другие мероприятия.
    36. Запоминать правила, законы, теоремы, условные обозначения, формулы.
    37. Решать задачи по химии, разбираться в химических процессах.
    38. При уходе за животными или растениями переносить ручной физический труд, соприкосновение с землей и отходами жизнедеятельности животных, специфический запах животных и др.
    39. Рецензировать, оценивать, (устно или письменно) работу художников, писателей, режиссеров, драматургов и других специалистов творческих профессий.
    40. Руководить работой других людей: давать им задания, добиваться их выполнения.
    41. Проверять правильность и логичность написанного текста, вычислений, исправлять ошибки.
    42. Разбираться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике.
    43. Пополнять свои знания по различным разделам биологии с помощью специальной научной литературы, лекций, докладов.
    44. Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное.
    45. Для выполнения работы вступать в контакты с незнакомыми или малознакомыми людьми.
    46. Тщательно выполнять «бумажную работу»: писать, чертить, вычислять, проверять и т. п.
    47. Работать на ЭВМ, решать какие-либо задачи с помощью дисплея.
    48. Длительное время проводить практические исследования, направленные на изучение животного или растительного мира.
    49. Настойчиво и терпеливо «отделывать», обтачивать, переделывать и т.п., добиваясь совершенства в создаваемом или исполняемом произведении, продукте.
    50. Делать устные сообщения, доклады для многих слушателей (говорить без «бумажки»).

     

    Обработка результатов

    Клетки пяти столбцов в бланке обозначены в соответствии с типами профессий слева направо: 1 – «Человек – Знак»; 2 – «Человек – Техника»; 3 – «Человек – Природа»; 4 – «Человек – Художественный образ»; 5 – «Человек – Человек».

    В каждой клетке таблицы опрашиваемый проставил 3 оценки в баллах:

    Оценка своих умений;

    Оценка своего эмоционального отношения;

    Оценка своего профессионального пожелания, предпочтения.

    Приступая к обработке результатов, педагог сначала находит в таблице ответов те номера вопросов (клетки), на которые оптант при оценке умений дал 0 баллов или поставил прочерк. При подобной оценке умений следующие две оценки на этот же вопрос при подсчете общих сумм баллов по этим шкалам не учитываются (условно их можно в таблице вычеркнуть). Их педагог учитывает только при качественном анализе каждой сферы.

    Далее педагог подсчитывает общую сумму баллов в каждой профессиональной сфере, которую набрали отдельно «умения», отдельно «отношения» и отдельно «профессиональные предпочтения». В результате этого подсчета педагог получит наглядную картину соотношений оценок по трем шкалам: умений опрашиваемого, его эмоционального отношения и профессиональных пожеланий (предпочтений) как в каждой профессиональной сфере, так и по каждому конкретному вопросу (виду деятельности).

    Анализ результатов

    Сравнение и выбор предпочтительной для опрашиваемого профессиональной сферы или нескольких сфер педагог делает на основе сопоставления сумм баллов, набранных разными профессиональными сферами отдельно по шкале «профессинальных пожеланий». Обращается внимание на ту или те профессиональные сферы, в которых эти суммы наибольшие. Затем сравниваются в каждой сфере суммы баллов, набранные по данным трем шкалам между собой. Положительно оценивается такое сочетание, в котором оценки по двум и трем шкалам сочетаются количественно с реальными умениями оптанта, т. е. с одной оценкой.

    Обязательно анализируются во всех сферах вопросы, на которые опрашиваемый дал наибольшую оценку в баллах, а также вопросы, в которых две наивысшие оценки сочетаются со средней. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы сузить всю профессиональную сферу до некоторых специальностей этой сферы. Например, работа в области «Человек – Знак» может осуществляться с буквами, словами, текстами (филолог, историк, редактор), со знаками и текстами на иностранном языке (технический переводчик, гид-переводчик), с математическими знаками (программист, математик, экономист). Во-вторых, для того, чтобы «выйти за пределы одной сферы на профессии, занимающие промежуточное положение между разными сферами. Например, учитель математики («Человек – Человек» и «Человек – Знак»), модельер («Человек – Художественный образ» и «Человек – Техника») и т. д.

    Выводы

    По результатам ответов испытуемого делается вывод о том, к какой сфере профессиональной деятельности он склонен.

    Характер работы с опросником и форма фиксации результатов предоставляют педагогу возможность количественно оценить в сравнительном плане соотношение умений, эмоциональных отношений и профессиональных предпочтений оптантов как внутри каждой профессиональной сферы, так и между сферами. Это дает возможность дифференцировать полученные результаты, даже если количественно (по общей сумме баллов) они совпадают в нескольких профессиональных сферах.

    Екатерина ДАВИДОВСКАЯ,

    психолог

    Бланк ответов:

    1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3
    1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20
    21 22 23 24 25
    26 27 28 29 30
    31 32 33 34 35
    36 37 38 39 40
    41 42 43 44 45
    46 47 48 49 50
    З Т П Х. о. Ч

    Примечание: Ч – «Человек – Человек», Т – «Человек – Техника», П – «Человек – Природа»,
    З – «Человек – Знак», Х. о. – «Человек – Художественный образ».

  • Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

    Copyright © 2016 Журнал "Кем Быть?". All Rights Reserved.

  • Разработка и продвижение сайта - GREYMedia