КЕМ БЫТЬ? журнал компас в мире
профессий
  • Главная
  • О журнале
    • Редакционный совет
    • К читателям
  • Рубрики
    • Представляем учебное заведение
    • Представляем факультет
    • Знакомим с профессией
    • Абитуриентам
    • Актуально
    • Профориентир
    • Проверено на себе
    • Страничка психолога
    • В копилку педагога
    • Вопрос-ответ
    • Личность
    • Из опыта работы
    • Музыкальная гостинная
    • Город мастеров
    • После уроков
    • Это интересно
  • Печатное издание
    • Подписка
    • Анонс
    • Архив
  • Контакты
    • Журнал «Кем быть?»
    • »
    • Записи
    • »
    • В копилку педагога
    • »
    • Основные функции социального педагога в профориентационной работе

    Основные функции социального педагога в профориентационной работе

    Социальный педагог

    Главное предназначение школы – обеспечить молодым людям возможность уверенно перейти от юношества к взрослой жизни, от учебы к профессиональной деятельности. Формирование готовности к выбору профессии достигается в ходе целенаправленного воздействия на личность. Для правильного выбора профессии важно не только определить способности, мотивы, индивидуальные черты характера, а в первую очередь – профессиональную направленность личности. Этой цели служит система профориентации, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования. Подготовка молодого человека к труду немыслима без подготовки к сознательному выбору будущей профессии.

    Важную роль в решении этой проблемы играет деятельность представителей социально-педагогической и психологической службы учреждения образования: педагога социального и педагога-психолога, ибо без интегративного взаимодействия невозможно рассчитывать на успех в деле обучения и воспитания.

    Основными функциями социального педагога в решении проблем профориентации могут быть:

    • диагностическая;
    • организационная;
    • информационно-просветительская;
    • мотивационная;
    • профилактическая;
    • воспитательная;
    • коммуникативная.

    Диагностическая функция

    Социальный педагог изучает и реально оценивает особенности личности с целью профориентации, степень и направленность влияния условий жизни, социума, круга общения, семьи на подростка, вникает в мир его интересов и потребностей. Важно ориентироваться во всех (положительных и отрицательных) факторах, оказывающих влияние на личность.

    В рамках диагностической функции профориентационная работа предполагает:

    • изучение профессиональных намерений учащегося (узнать, что собирается делать учащийся по окончании 9-ти классов: учиться в 10-м классе, поступать в птуз, ссуз и т. д.);
    • выявление роли родителей в становлении профессионального выбора подростка (кто из родителей занимается воспитанием, имеются или отсутствуют единые требования, взгляды на профессиональное будущее ребенка, оказывают ли родители влияние на профессиональный выбор подростка, учитывает ли ребенок их мнение и т. п.);
    • изучение познавательных интересов подростка и возможностей в обучении (присутствует ли интерес к учебе, существуют ли «любимые» и «нелюбимые» предметы, по каким предметам успевает, есть ли интересы, связанные с выбором профессии: чтение специальной литературы, посещение объединений по интересам и т. д.);
    • изучение склонностей (какие склонности проявляются в учебной деятельности, в свободное время, есть ли склонности, связанные с выбором профессии);
    • изучение способностей (какие способности проявляются в учебной деятельности: творческие, организационные, технические, музыкальные, изобразительные, физико-математические, спортивные; есть ли специальные способности, необходимые для успешного освоения профессии; как развивает свои способности, связанные с выбором профессии (тренирует память, внимание, улучшает физическую подготовку));
    • выявление положительных качеств личности подростка, которые будут способствовать осуществлению его профессиональных намерений, а также негативных качеств, затрудняющих их осуществление; установление конкретного соотношения между ними с целью опоры на положительные. Какие качества, по мнению подростка, необходимо развивать для успешной профессиональной деятельности?
    • определение оценки подростком своих успехов и достижений в учебной деятельности. По каким предметам, по мнению учащегося, он успешно учится? Считает ли он, что сможет осуществить свои профессиональные намерения?

    Организационная функция

    Одним из ведущих направлений для социального педагога является организация социально-значимой, культурно-досуговой деятельности учащихся с учетом специфики различных факторов социализации. В сфере досуга у подростков появляется возможность самореализации, самовыражения в творческой деятельности, развиваются интересы, склонности, способности, воспитываются морально-этические качества личности.

    Бессодержательный досуг является ведущим фактором риска развития отрицательного образа жизни, поэтому занятия по интересам – это возможность профилактики девиантного поведения подростков. Именно педагогически запущенные дети и подростки нуждаются в благополучных психолого-педагогических условиях для творческого и социально приемлемого самовыражения. Таких ребят нужно привлекать в спортивные секции, кружки и клубы, так как именно в сфере свободного времени формируются личные качества, складываются потребности, происходит приобщение к тем или иным жизненным ценностям, первоначальное знакомство с миром профессий.

    Воспитательный процесс, реализуемый через кружки и клубы различного направления, позволит:

    • организовать многообразную и разностороннюю деятельность учащихся, создать условия для развития собственного жизнетворчества;
    • создать необходимые и многосторонние отношения к окружающему миру профессий, сориентироваться в огромном числе разнообразных видов деятельности, попробовать свои силы в какой-либо профессии, «примерить» ее на себя;
    • использовать важнейшие социальные функции: общение со сверстниками и взрослыми с целью передачи опыта, мастерства;
    • оказать помощь учащемуся в развитии творческого потенциала, помочь самореализоваться в социуме.

    В рамках организационной функции деятельность педагога социального предполагает также организацию и участие в проведении общешкольных мероприятий по профориентации: недели профориентации, дни профессий (совместно с учебными заведениями), конкурсы мастерства, информационные встречи и т. п.

    К сожалению, количество и уровень профессионально ориентированных мероприятий в школах до сих пор остаются невысокими по сравнению с общим количеством проводимых общевоспитательных мероприятий. Действенность профориентационных мероприятий зависит от того, насколько они интересны для учащихся, от достаточной информативности, своевременности проведения, направленности на активизацию познавательной деятельности и самопознания подростков, доступности подачи материала, наглядности и т. п.

    Информационно-просветительская функция

    Информационно-просветительская функция предполагает проведение справочно-информационных профконсультаций и использование других форм работы с целью предоставления информации о мире профессий и образовательных возможностях. В рамках данной функции профориентационная работа предполагает:

    • информирование учащихся о возможностях получения образования (перечень специальностей в птузах, ссузах, вузах; конкурсы, проходные баллы, правила приема и условия зачисления в учебные заведения, новые специальности);
    • информирование о ситуации на рынке труда (о востребованных и трудоизбыточных профессиях);
    • информирование о сферах профессиональной деятельности, многообразии видов профессий в современном обществе, предоставление информации о требованиях, которые предъявляются к личности в той или иной профессии.

    Мотивационная функция

    Социальный педагог осуществляет работу по формированию мотивации к трудовой деятельности. Набор мотивов трудовой деятельности у подростков может быть разнообразным: заработок, стабильность, общение, карьера, престиж, признание, самореализация через трудовую деятельность. И в этом случае задача социального педагога состоит в том, чтобы сформировать у подростка такую жизненную позицию при выборе профессии, которая соответствовала бы призванию личности и желанию достичь успеха в профессиональной деятельности. В сознании учащихся необходимо поддерживать, укреплять и развивать те социально значимые ценностные ориентиры и установки, которые позволят им самореализоваться в профессиональной сфере.

    Профилактическая функция

    Профилактическая функция в профориентации заключается в предупреждении неправильного выбора учащимися профессии. Социальный педагог предупреждает воздействие негативных явлений, занимается профилактикой ошибок выбора профессии, организует помощь в профессиональном самоопределении. Существует несколько классических ошибок, которые, к сожалению, продолжают допускать молодые люди: выбор профессии за компанию, на основе ее внешней стороны и престижности, игнорирование медицинских противопоказаний, недооценка своих психологических особенностей и пр.

    Многие ошибки в выборе профессии вызваны отсутствием, недостатком или искажением информации, а также недостаточным уровнем критичности у подростков. Все это не позволяет им объективно оценить собственное положение.

    Воспитательная функция

    Социальный педагог совместно с педагогическим коллективом организует процесс социального воспитания, содействует его протеканию в семье. В рамках воспитательной функции профориентационная работа педагога социального предполагает:

    воспитание уважения к труду и представителям любой профессии. В сознании учащихся необходимо поддерживать и укреплять социально значимые ценностные ориентиры и установки, развивать профессионально важные качества, трудолюбие, целеустремленность, самостоятельность, творческий подход к труду, гордость за выбираемую профессию, которые позволят им самореализоваться в профессиональной сфере;

    воспитание интереса к рабочей профессии. Данный аспект предполагает комплексное воздействие и целенаправленную работу по повышению степени известности профессии, ее популярности, социальной значимости в обществе. Часто непривлекательность профессии по тем или иным параметрам (однообразие, монотонность) может быть компенсирована материальным и моральным стимулированием, благоприятным психологическим фоном и т. д. Введение таких факторов и ознакомление с ними будет способствовать воспитанию у школьников интереса к рабочим специальностям.

    Основными формами и методами ориентации школьников на рабочие специальности являются:

    • организация общественно-полезного труда в школе и выполнение практических заданий на уроках трудового обучения;
    • встречи с представителями профессий;
    • организация экскурсий на предприятия (наиболее результативная форма ориентации, т. к. предполагает разностороннее знакомство с профессией, условиями и спецификой труда);
    • участие в таких мероприятиях, как день открытых дверей (в учебных заведениях), день профориентации, день профессии.

    Коммуникативная функция

    Коммуникативная функция в профессиональной деятельности социального педагога заключается во взаимодействии со смежными специалистами (педагогом-психологом, педагогом-организатором, классными руководителями, администрацией школы), представителями учебных заведений, руководителями кружков и объединений, медицинскими работниками, а также с семьей подростка. Социальный педагог направляет, прежде всего, свои действия на объединение усилий всех тех, кто профессионально может помочь подросткам и их семьям решить существующие проблемы.

    Взаимодействие с педагогом-психологом

    К сожалению, направления профессиональной деятельности между педагогом-психологом и социальным педагогом относительно профориентационной работы распределены не четко. В содержании должностных квалификационных характеристик социального педагога и педагога-психолога зачастую можно обнаружить дублирование и размытость функций, что, естественно ведет к перекладыванию обязанностей друг на друга, непониманию своей конкретной воспитательной миссии и снижению эффективности воспитательной работы.

    Педагог-психолог традиционно придерживается психологического направления, диагностирует, проводит коррекционную работу, оказывает необходимую психологическую помощь.

    Тем не менее, профориентационная работа будет продуктивной только в том случае, если социальный педагог и педагог-психолог будут действовать сообща, а также объединять и координировать усилия всех педагогов, заинтересованных специалистов и семьи на формирование всесторонне развитой личности, готовой к осознанному и правильному выбору профессии.

    Взаимодействие с классным руководителем:

    • взаимодействие в рамках изучения интересов, склонностей и потребностей учащихся, выявлении имеющихся у детей проблем и трудностей;
    • взаимодействие в ходе работы с семьей ребенка;
    • получение какой-либо специальной информации или консультации;
    • оказание помощи в организации и проведении профориентационных мероприятий, уроков, классных часов;
    • помощь в подготовке и оформлении уголков профориентации.

    Взаимодействие с представителями государственных и общественных организаций, учебных заведений:

    • взаимодействие с организациями, способствующими формированию здорового образа жизни (учреждения здравоохранения, спортивные секции и клубы, социально-психологические центры и т. д.);
    • взаимодействие с внешкольными учреждениями по вопросам организации досуговой деятельности школьников;
    • взаимодействие с представителями предприятий, организаций (проведение тематических бесед и экскурсий с целью ознакомления учащихся с различными профессиями);
    • взаимодействие с представителями учебных заведений (проведение профориентационных мероприятий с приглашением преподавателей учебных заведений, представителей приемных комиссий с целью обсуждения возможностей получения образования).

    Взаимодействие с семьей подростка

    Главный фактор в развитии личности учащегося  – семья. Пребывая в ней с раннего детства, ребенок подвержен многостороннему влиянию со стороны родителей, а также других членов семьи. Определенный опыт взаимодействия с семьей подростка накоплен в работе учителей предметников и классных руководителей, когда организуется взаимодействие с родителями по вопросам школьной успеваемости и поведения их детей.

    Оснований для укрепления взаимодействия социального педагога с семьей старшеклассников по вопросам профессионального самоопределения вполне достаточно. В неблагополучных семьях, чаще всего, родители не помогают детям выбрать будущую профессию. Причинами являются напряженность во взаимоотношениях между родителями и подростком, эмоциональная отчужденность членов семьи, межличностные конфликты. Дети предоставлены сами себе, имеют неполное и искаженное представление о профессиях, о своем профессиональном будущем не задумываются. Такие подростки нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении, выбор профессии требует руководства и педагогического контроля.

    Сразу важно обозначить, что вообще понимается под взаимодействием. Это не просто общие разговоры, а реальное решение конкретных задач. Взаимодействие предполагает:

    • общее понимание цели профориентации применительно к данному подростку;
    • совместное выделение конкретных задач, решение которых обеспечивает достижение намеченной цели (лучше эти задачи выписать перечнем и обсудить с родителями);
    • распределение этих задач между педагогами, классными руководителями, педагогом-психологом и самими  родителями (естественно, важно учесть при этом реальные возможности тех, кто возьмется за выполнение данных задач);
    • постоянный взаимоконтроль за выполнением намеченных задач и своевременная корректировка задач и их исполнителей, если ответственные за их выполнение демонстрируют пассивность и непонимание.

    Можно выделить следующие направления работы с семьями подростков (эти направления могут стать основой плана совместной работы с родителями):

    Обсуждение возможных перспектив профессионального самоопределения школьников на родительских собраниях. На таких собраниях можно обсуждать общие вопросы, связанные с выбором учебных заведений, дополнительных занятий для подготовки к поступлению, информировать родителей о той профориентационной работе, которая ведется в школе, классе. Важным условием организации взаимодействия с родителями является совместное составление планов и мероприятий по профориентации (для этого лучше заранее подготовить план профориентационной работы и обсудить его, дополнив новыми предложениями).

    Организация родительских лекториев по вопросам профориентации. Проводить занятия с родителями могут не только социальные педагоги и педагоги-психологи школы, но и приглашенные специалисты.

    Организация диспутов и дискуссий по вопросам профессионального и личностного самоопределения с приглашением учащихся, родителей, преподавателей птузов, ссузов, вузов. Для этого желательно обозначить конкретную проблему, связанную с профессиональным самоопределением, подготовить основных докладчиков, организовать саму дискуссию.

    Индивидуальные беседы, справочно-информационные консультации. Это могут быть консультации самих родителей, а также совместные консультации с присутствием родителей и их детей. В последнем случае социальный педагог должен быть уверен, что между родителями и подростком существует взаимоуважение и некоторое взаимопонимание.

    Необходимо отметить, что подход к каждой семье должен быть дифференцированным. Это, во-первых, помогает успешнее воздействовать на разные семьи в зависимости от их особенностей, во-вторых, позволяет ставить задачи для каждой категории родителей и определить конкретную методику работы с ними.

    Разумеется, если речь идет о взаимодействии с семьей подростка, то это не должно ограничиваться общением только с его родителями. Важными членами семьи, значимыми для старшеклассников, могут быть, например, старшие братья, сестры, дедушки, бабушки.

    Семья занимает ведущее место в жизни каждого ребенка, и если мы хотим решить проблемы ребенка, то начинать нужно с решения проблем семьи.

    Таким образом, педагог социальный должен стать центральной фигурой в управлении системой общественного воспитания. Сегодня, как никогда, задача педагога социального состоит в том, чтобы помочь подростку найти свое место в жизни, стать самостоятельной, творческой, всесторонне развитой личностью.

    Педагог социальный – это проводник ребят по дороге к будущему. Он помогает подростку самосовершенствоваться и самореализовываться. Эта профессия несет в себе гуманность, помощь и поддержку, опеку и защиту.

     

    Материал из методического архива учреждения «Республиканский центр профессиональной ориентации молодежи»,

    автор Екатерина ПАСТУШКОВА

  • Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

    Copyright © 2016 Журнал "Кем Быть?". All Rights Reserved.

  • Разработка и продвижение сайта - GREYMedia