Главное предназначение школы – обеспечить молодым людям возможность уверенно перейти от юношества к взрослой жизни, от учебы к профессиональной деятельности. Формирование готовности к выбору профессии достигается в ходе целенаправленного воздействия на личность. Для правильного выбора профессии важно не только определить способности, мотивы, индивидуальные черты характера, а в первую очередь – профессиональную направленность личности. Этой цели служит система профориентации, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования. Подготовка молодого человека к труду немыслима без подготовки к сознательному выбору будущей профессии.
Важную роль в решении этой проблемы играет деятельность представителей социально-педагогической и психологической службы учреждения образования: педагога социального и педагога-психолога, ибо без интегративного взаимодействия невозможно рассчитывать на успех в деле обучения и воспитания.
Основными функциями социального педагога в решении проблем профориентации могут быть:
Диагностическая функция
Социальный педагог изучает и реально оценивает особенности личности с целью профориентации, степень и направленность влияния условий жизни, социума, круга общения, семьи на подростка, вникает в мир его интересов и потребностей. Важно ориентироваться во всех (положительных и отрицательных) факторах, оказывающих влияние на личность.
В рамках диагностической функции профориентационная работа предполагает:
Организационная функция
Одним из ведущих направлений для социального педагога является организация социально-значимой, культурно-досуговой деятельности учащихся с учетом специфики различных факторов социализации. В сфере досуга у подростков появляется возможность самореализации, самовыражения в творческой деятельности, развиваются интересы, склонности, способности, воспитываются морально-этические качества личности.
Бессодержательный досуг является ведущим фактором риска развития отрицательного образа жизни, поэтому занятия по интересам – это возможность профилактики девиантного поведения подростков. Именно педагогически запущенные дети и подростки нуждаются в благополучных психолого-педагогических условиях для творческого и социально приемлемого самовыражения. Таких ребят нужно привлекать в спортивные секции, кружки и клубы, так как именно в сфере свободного времени формируются личные качества, складываются потребности, происходит приобщение к тем или иным жизненным ценностям, первоначальное знакомство с миром профессий.
Воспитательный процесс, реализуемый через кружки и клубы различного направления, позволит:
В рамках организационной функции деятельность педагога социального предполагает также организацию и участие в проведении общешкольных мероприятий по профориентации: недели профориентации, дни профессий (совместно с учебными заведениями), конкурсы мастерства, информационные встречи и т. п.
К сожалению, количество и уровень профессионально ориентированных мероприятий в школах до сих пор остаются невысокими по сравнению с общим количеством проводимых общевоспитательных мероприятий. Действенность профориентационных мероприятий зависит от того, насколько они интересны для учащихся, от достаточной информативности, своевременности проведения, направленности на активизацию познавательной деятельности и самопознания подростков, доступности подачи материала, наглядности и т. п.
Информационно-просветительская функция
Информационно-просветительская функция предполагает проведение справочно-информационных профконсультаций и использование других форм работы с целью предоставления информации о мире профессий и образовательных возможностях. В рамках данной функции профориентационная работа предполагает:
Мотивационная функция
Социальный педагог осуществляет работу по формированию мотивации к трудовой деятельности. Набор мотивов трудовой деятельности у подростков может быть разнообразным: заработок, стабильность, общение, карьера, престиж, признание, самореализация через трудовую деятельность. И в этом случае задача социального педагога состоит в том, чтобы сформировать у подростка такую жизненную позицию при выборе профессии, которая соответствовала бы призванию личности и желанию достичь успеха в профессиональной деятельности. В сознании учащихся необходимо поддерживать, укреплять и развивать те социально значимые ценностные ориентиры и установки, которые позволят им самореализоваться в профессиональной сфере.
Профилактическая функция
Профилактическая функция в профориентации заключается в предупреждении неправильного выбора учащимися профессии. Социальный педагог предупреждает воздействие негативных явлений, занимается профилактикой ошибок выбора профессии, организует помощь в профессиональном самоопределении. Существует несколько классических ошибок, которые, к сожалению, продолжают допускать молодые люди: выбор профессии за компанию, на основе ее внешней стороны и престижности, игнорирование медицинских противопоказаний, недооценка своих психологических особенностей и пр.
Многие ошибки в выборе профессии вызваны отсутствием, недостатком или искажением информации, а также недостаточным уровнем критичности у подростков. Все это не позволяет им объективно оценить собственное положение.
Воспитательная функция
Социальный педагог совместно с педагогическим коллективом организует процесс социального воспитания, содействует его протеканию в семье. В рамках воспитательной функции профориентационная работа педагога социального предполагает:
воспитание уважения к труду и представителям любой профессии. В сознании учащихся необходимо поддерживать и укреплять социально значимые ценностные ориентиры и установки, развивать профессионально важные качества, трудолюбие, целеустремленность, самостоятельность, творческий подход к труду, гордость за выбираемую профессию, которые позволят им самореализоваться в профессиональной сфере;
воспитание интереса к рабочей профессии. Данный аспект предполагает комплексное воздействие и целенаправленную работу по повышению степени известности профессии, ее популярности, социальной значимости в обществе. Часто непривлекательность профессии по тем или иным параметрам (однообразие, монотонность) может быть компенсирована материальным и моральным стимулированием, благоприятным психологическим фоном и т. д. Введение таких факторов и ознакомление с ними будет способствовать воспитанию у школьников интереса к рабочим специальностям.
Основными формами и методами ориентации школьников на рабочие специальности являются:
Коммуникативная функция
Коммуникативная функция в профессиональной деятельности социального педагога заключается во взаимодействии со смежными специалистами (педагогом-психологом, педагогом-организатором, классными руководителями, администрацией школы), представителями учебных заведений, руководителями кружков и объединений, медицинскими работниками, а также с семьей подростка. Социальный педагог направляет, прежде всего, свои действия на объединение усилий всех тех, кто профессионально может помочь подросткам и их семьям решить существующие проблемы.
Взаимодействие с педагогом-психологом
К сожалению, направления профессиональной деятельности между педагогом-психологом и социальным педагогом относительно профориентационной работы распределены не четко. В содержании должностных квалификационных характеристик социального педагога и педагога-психолога зачастую можно обнаружить дублирование и размытость функций, что, естественно ведет к перекладыванию обязанностей друг на друга, непониманию своей конкретной воспитательной миссии и снижению эффективности воспитательной работы.
Педагог-психолог традиционно придерживается психологического направления, диагностирует, проводит коррекционную работу, оказывает необходимую психологическую помощь.
Тем не менее, профориентационная работа будет продуктивной только в том случае, если социальный педагог и педагог-психолог будут действовать сообща, а также объединять и координировать усилия всех педагогов, заинтересованных специалистов и семьи на формирование всесторонне развитой личности, готовой к осознанному и правильному выбору профессии.
Взаимодействие с классным руководителем:
Взаимодействие с представителями государственных и общественных организаций, учебных заведений:
Взаимодействие с семьей подростка
Главный фактор в развитии личности учащегося – семья. Пребывая в ней с раннего детства, ребенок подвержен многостороннему влиянию со стороны родителей, а также других членов семьи. Определенный опыт взаимодействия с семьей подростка накоплен в работе учителей предметников и классных руководителей, когда организуется взаимодействие с родителями по вопросам школьной успеваемости и поведения их детей.
Оснований для укрепления взаимодействия социального педагога с семьей старшеклассников по вопросам профессионального самоопределения вполне достаточно. В неблагополучных семьях, чаще всего, родители не помогают детям выбрать будущую профессию. Причинами являются напряженность во взаимоотношениях между родителями и подростком, эмоциональная отчужденность членов семьи, межличностные конфликты. Дети предоставлены сами себе, имеют неполное и искаженное представление о профессиях, о своем профессиональном будущем не задумываются. Такие подростки нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении, выбор профессии требует руководства и педагогического контроля.
Сразу важно обозначить, что вообще понимается под взаимодействием. Это не просто общие разговоры, а реальное решение конкретных задач. Взаимодействие предполагает:
Можно выделить следующие направления работы с семьями подростков (эти направления могут стать основой плана совместной работы с родителями):
Обсуждение возможных перспектив профессионального самоопределения школьников на родительских собраниях. На таких собраниях можно обсуждать общие вопросы, связанные с выбором учебных заведений, дополнительных занятий для подготовки к поступлению, информировать родителей о той профориентационной работе, которая ведется в школе, классе. Важным условием организации взаимодействия с родителями является совместное составление планов и мероприятий по профориентации (для этого лучше заранее подготовить план профориентационной работы и обсудить его, дополнив новыми предложениями).
Организация родительских лекториев по вопросам профориентации. Проводить занятия с родителями могут не только социальные педагоги и педагоги-психологи школы, но и приглашенные специалисты.
Организация диспутов и дискуссий по вопросам профессионального и личностного самоопределения с приглашением учащихся, родителей, преподавателей птузов, ссузов, вузов. Для этого желательно обозначить конкретную проблему, связанную с профессиональным самоопределением, подготовить основных докладчиков, организовать саму дискуссию.
Индивидуальные беседы, справочно-информационные консультации. Это могут быть консультации самих родителей, а также совместные консультации с присутствием родителей и их детей. В последнем случае социальный педагог должен быть уверен, что между родителями и подростком существует взаимоуважение и некоторое взаимопонимание.
Необходимо отметить, что подход к каждой семье должен быть дифференцированным. Это, во-первых, помогает успешнее воздействовать на разные семьи в зависимости от их особенностей, во-вторых, позволяет ставить задачи для каждой категории родителей и определить конкретную методику работы с ними.
Разумеется, если речь идет о взаимодействии с семьей подростка, то это не должно ограничиваться общением только с его родителями. Важными членами семьи, значимыми для старшеклассников, могут быть, например, старшие братья, сестры, дедушки, бабушки.
Семья занимает ведущее место в жизни каждого ребенка, и если мы хотим решить проблемы ребенка, то начинать нужно с решения проблем семьи.
Таким образом, педагог социальный должен стать центральной фигурой в управлении системой общественного воспитания. Сегодня, как никогда, задача педагога социального состоит в том, чтобы помочь подростку найти свое место в жизни, стать самостоятельной, творческой, всесторонне развитой личностью.
Педагог социальный – это проводник ребят по дороге к будущему. Он помогает подростку самосовершенствоваться и самореализовываться. Эта профессия несет в себе гуманность, помощь и поддержку, опеку и защиту.
Материал из методического архива учреждения «Республиканский центр профессиональной ориентации молодежи»,
автор Екатерина ПАСТУШКОВА