КЕМ БЫТЬ? журнал компас в мире
профессий
  • Главная
  • О журнале
    • Редакционный совет
    • К читателям
  • Рубрики
    • Представляем учебное заведение
    • Представляем факультет
    • Знакомим с профессией
    • Абитуриентам
    • Актуально
    • Профориентир
    • Проверено на себе
    • Страничка психолога
    • В копилку педагога
    • Вопрос-ответ
    • Личность
    • Из опыта работы
    • Музыкальная гостинная
    • Город мастеров
    • После уроков
    • Это интересно
  • Печатное издание
    • Подписка
    • Анонс
    • Архив
  • Контакты
    • Журнал «Кем быть?»
    • »
    • Записи
    • »
    • В копилку педагога
    • »
    • Профориентационные игры: Карьера, Кадровый вопрос, Аукцион ценностей

    Профориентационные игры: Карьера, Кадровый вопрос, Аукцион ценностей

    профориентация

    Профориентационные игры являются эффективной формой профориентационной работы в школе. Могут быть использованы педагогом при разработке профориентационных тренингов, а также при проведении внеклассных мероприятий, посвященных выбору будущей профессии.

    Профориентационная игра-рефлексия «Карьера»

    Цель: образная рефлексия актуальной потребности построения карьеры.

    Количество участников:
    до 20 человек.

    Время проведения: 20-25 минут.

    Процедура проведения игры:

    1. Ведущий предлагает участникам подумать над понятием «карьера». Что это такое? Как карьера может повлиять на жизнь человека? Как построить карьеру, для чего необходима реализация в профессии?

    2. Далее ведущий предлагает каждому участнику игры визуализировать образ той карьеры, о которой он мечтает.

    • В какой области вы будете строить карьеру?
    • Что для этого необходимо?
    • Какие трудности надо преодолеть? Какой будет результат?
    • В какой момент вы поймете, что достигли пика своей карьеры?
    • Что вы чувствуете?

    3. Далее следует обмен впечатлениями и обсуждение результатов визуализации в группе:

    • Получилось ли подробно представить образ желаемой карьеры? Довольны ли результатом?
    • Получится ли преодолеть трудности?
    • Что необходимо сделать в реальной жизни, чтобы осуществить свою мечту?

    4. Затем ведущий предлагает взять лист бумаги формата А4 и составить алгоритм достижения своей цели (построение карьеры своей мечты). Для этого необходимо ответить на следующие вопросы:

    • В какой сфере профессиональной деятельности вы собираетесь строить карьеру?
    • За какой период времени вы собираетесь добиться поставленных целей?
    • Какое образование вам для этого необходимо?
    • Обязательно ли наличие высшего образования?
    • Какие дополнительные источники информации могут быть вам полезны, и как вы будете их использовать (курсы, семинары, вебинары, стажировки, мастер-классы и т.п.)?
    • Какие трудности у вас могут возникнуть?
    • Как вы будете их преодолевать?
    • Кто может вам помочь, в случае возникновения трудностей?
    • Если ваша карьера на пике достижения потерпит крах, что вы будете делать? Есть ли у вас план на случай форс-мажора?
    • Что вы будете делать, когда добьетесь поставленной цели?

    5. Каждый участник должен составить список этих вопросов и спокойно, обдуманно, не торопясь, ответить на них. Если время занятия не позволяет, то можно оставить этот этап в качестве домашнего задания, которое не требует проверки. Участники должны самостоятельно составить свой план построения карьеры мечты, провести его анализ и оценить, насколько он соответствует их способностям, есть ли шансы его осуществить. В случае возникновения трудностей или вопросов, ведущий предупреждает участников о том, что они могут обратиться к нему за помощью или консультацией.

     

    Профориентационная игра «Кадровый вопрос»

    Цель: знакомство участников игры с новыми профессиями на рынке труда, конкурентоспособными профессиями.

    Особенности проведения: количество участников – 6 и более человек; проведение данного игрового упражнения требует от ведущего предварительной подготовки (анализа ситуации на рынке труда).

    Время проведения: 25 минут.

    Процедура проведения игры:

    1. Ведущий предлагает провести деловую игру «Кадровый вопрос», в которой пойдет речь о создании своего бизнеса.

    2. Участникам необходимо разделиться на группы по 3-4 человека.

    3. Каждая группа получает бланки с инструкцией, с кратким описанием востребованных на рынке труда профессий и профессий, не пользующихся спросом.

    Пример инструкции для группы:

    Ваш бизнес: фармацевтическое производство и продажа лекарств. Из списка предложенных профессий нужно выбрать те, которые относятся к фармацевтическому бизнесу и необходимы для успешного решения задач бизнеса.

    Подсказка: задача выбора упрощается, если вы для начала ознакомитесь с информацией о профессиях, а затем выстроите схему «движения товара» На листе запишите выбранные профессии.

    Придумайте бренд» (торговую марку и кредо) своей компании.

    Вакансии выбранных вами профессий должны быть заполнены конкретными людьми. Пусть это будут ваши одноклассники, личностные качества которых отвечают требованиям выбранных профессий.

    Подсказка: для того чтобы сделать выбор, необходимо оценить требования, которые профессия предъявляет к личности человека, и сопоставить с его возможностями.

    Не забудьте об «информационном поле» – вашему делу нужна «раскрутка». Разработайте программу рекламной акции.

    4. Защита проектов.

    5. Обсуждение: При обсуждении участники говорят о том, что нового они узнали из сегодняшнего занятия, делятся своими впечатлениями от работы. Ведущий поддерживает дискуссию участников.

    Комментарий и рекомендации:

    Занятие проходит в атмосфере творческого и эмоционального подъема и вызывает искренний интерес у участников. В процессе игры учащиеся знакомятся как с малоизвестными профессиями, так и с традиционными, профессиями. Учащиеся соотносят требования, предъявляемые профессией с возможностями человека.

     

    Профориентационная игра «Аукцион ценностей»

    Цель: влияние на процесс становления ценностных ориентаций молодежи.

    Количество участников: 4-8 человек (слишком большое количество участников снижает динамичность игры).

    Время проведения: 40-45 минут.

    Процедура проведения игры:

    1. Ведущий объявляет аукцион, на котором распродаются жизненные ценности. Задача каждого участника – приобрести как можно больше ценностей, имеющих для него наибольшее значение.

    2. В начале игры ведущий раздает бланки со списками жизненных ценностей. Участники должны оценить каждый пункт списка по следующей шкале:

    «+» – положительное отношение,

    «0» – безразличное отношение,

    «-» – отрицательное отношение к данной ценности.

    Затем ведущий собирает бланки и подсчитывает количество и стартовую стоимость каждой ценности, которая будет выставлена на аукционе.

    Правила подсчета составляются таким образом, что ценность, которая привлекательна для большего числа игроков, имеет большую игровую стоимость и, соответственно, представлена в меньшем количестве игровых лотов. Далее объясняется, что «валютой», за которую можно будет приобретать ценности, является количество очков, набранное за ответы на вопросы (необходимо заранее подготовить список вопросов на тему выбора профессии).

    На всю игру участникам дается ограниченное количество попыток для выполнения упражнения.

    3. Перед началом аукциона участник выбирает пять наиболее важных ценностей, за которые он собирается бороться. Этот выбор фиксируется в «плане аукциона». При этом после первоначального составления плана, участники могут внести в него необходимые изменения, после того, как ведущий объявит стартовую цену каждого «лота». Ведущий ориентирует участников на необходимость максимального выполнения составленного плана.

    4. Затем начинается процесс аукциона. Ведущий объявляет игровой лот: наименование и стоимость ценности. Право на «покупку» получает участник, назвавший наибольшую цену лота. Участник, получивший право на покупку, выполняет упражнение. Он может при этом использовать любое количество имеющихся в его распоряжении попыток. При этом все набранные очки можно не использовать на приобретение данного лота. В том случае, если игрок отказался от приобретения заявленной ценности или набранных им очков недостаточно, лот снова выставляется на продажу. Аукцион прекращает работу, когда все ценности будут проданы или все игроки израсходовали отведенные им попытки.

    5. Затем составляется список «достижений», в который входят все приобретенные участником ценности.

    6. На следующем этапе игры участники представляют свои списки «достижений», сопоставляя их с типичными профессиональными достижениями представителя той или иной профессии.

    7. Формальным итогом игры может стать вручение «дипломов приверженца профессии».

    Комментарий и рекомендации:

    В обсуждении важно обратить внимание участников на то, как менялось отношение к тем или иным ценностям по мере изменения их «цены», достижений игроков в процессе выполнения упражнения на ловкость. Ведущий также может проинформировать участников о результатах опроса, проведенного в начале игры. В ходе обсуждения ведущий может предложить каждому участнику назвать ту ценность, которую он считает основной, определяющей жизнь человека. Также может быть затронут вопрос о том, как конкретная профессия влияет на характер ценностных ориентаций.

    Сложности проведения данной игры связаны с поддержанием динамики игрового действия, а именно переходов от выполнения упражнения к аукциону, фиксацией достижений участников, а также с оформлением игровой «документации», поэтому желательно, чтобы ведущему помогал ассистент.

     

    Алла ЕРМАК,

    заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГУО «Горковская средняя школа»

  • Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

    Copyright © 2016 Журнал "Кем Быть?". All Rights Reserved.

  • Разработка и продвижение сайта - GREYMedia