У некоторых школьников выбор будущей профессии – случайность, которая не всегда соотносится с реальными способностями и возможностями. К сожалению, школьная программа дает детям недостаточные знания о человеке, личности, характере, склонностях и т. д. Поэтому она не может научить выбору профессии.
Когда не сформирована потребность в саморазвитии, нет устойчивой мотивации на приложение усилий для получения качественного профессионального образования. Поэтому нужно уделять особое внимание ситуации выбора школьниками профессионального и жизненного пути. А значительную помощь в этом оказывают тренинговые занятия.
Тренинги – это одна из самых эффективных форм обучения. В отличие от «традиционной» модели обучения, где предлагаются общие для всех теоретические концепции, тренинг предоставляет возможность каждому участнику выбрать те методы и технологии, которые подходят именно ему с учетом его жизненного опыта и имеющихся ценностей. В тренинге участники активно включены в процесс приобретения знаний.
Часто ведущий тренинга, как спортивный тренер, предлагает разные эффективные модели поведения, мышления, способы взаимодействия с людьми. Он помогает участникам постигать эти способы. В результате участники тренинга приобретают не просто информацию, а знания, закрепленные на уровне поведения, то есть навыки и умения. Такой подход значительно увеличивает продуктивность обучения.
По эффективности тренинг превосходит любые другие виды подготовки, потому что обеспечивает не только получение знаний, но и использование их на практике.
Что может дать профориентационный тренинг самоопределяющемуся подростку?
Деловая игра – имитация различных аспектов профессиональной деятельности, социального взаимодействия.
Ролевая игра – это исполнение участниками известных ролей с целью решения или проработки определенной ситуации.
Кейс – проблемная ситуация, требующая ответа и нахождения решения. Решение кейса может происходить как индивидуально, так и в составе группы. Основная задача кейса – научиться анализировать информацию, выявлять основные проблемы и пути решения, формировать программу действий.
Групповая дискуссия – совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи. Групповая дискуссия может быть структурированной (то есть управляемой тренером с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения) или неструктурированной (ее течение зависит от участников группового обсуждения).
Мозговой штурм – один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил: сначала участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов и идей, в том числе самых фантастических, затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Видеоанализ – инструмент, представляющий собой демонстрацию видеороликов или видеозаписей, на которых участники тренинга демонстрируют разные типы поведения. Видеоанализ позволяет наглядно рассмотреть достоинства и недостатки разных типов поведения и увидеть себя со стороны.
Для управления групповой динамикой в тренинге используются игры-разминки, которые позволяют снять напряжение, расслабить группу после тяжелого задания.
Этот профориентационный тренинг поможет старшеклассникам сформировать готовность к самостоятельному и осознанному планированию профессиональных перспектив, определить жизненные и профессиональные планы, а также подойти к выбору профессии осознанно.
Ведущий: «Здравствуйте! В жизни каждого наступает момент, когда приходится решать, где продолжить учиться после школы или куда пойти работать, то есть выбрать свою профессию, определить свой жизненный путь.
Некоторые из вас, наверное, уже выбрали верное направление, а для некоторых вопрос выбора будущей профессии еще остается открытым. К сожалению, это тот вопрос, ответ на который нельзя отложить на будущее. И несмотря на то, что вы не имеете еще достаточного жизненного опыта, хотите вы того или нет, решать придется именно сейчас и именно вам.
Готовых решений вы нигде не найдете. Поэтому целью нашего занятия будет не ответ на вопрос «Кем быть?», а развитие навыков грамотного и самостоятельного планирования своего профессионального будущего».
Цель: знакомство участников тренинга друг с другом, установление контакта в группе.
Количество участников: 6-12 человек.
Время проведения: 5 минут.
Процедура проведения: предложите участникам представиться, назвав свое имя и качество на первую букву имени. Представьтесь первым. Предложите каждому последующему участнику повторить имена предыдущих и их качества, а затем назвать себя и свое качество.
Цель: помощь в осознании своих предпочтений, способствующих профессиональному самоопределению.
Количество участников: 6-12 человек.
Время проведения: 10 минут.
Материалы: карточки и ручки.
Процедура проведения: раздайте участникам карточки и попросите из записать по 3- 5 примеров дел, которые они выполняют в повседневной жизни. После выполнения задания задайте следующие вопросы:
Дела из какого квадрата вы выполняете чаще всего?
Как вам кажется, на каком из этих квадратов вам следует сосредоточиться?
Цель: углубление участников тренинга в атмосферу профессионального самоопределения.
Количество участников: 6-12 человек.
Время проведения: 15-20 минут.
Материалы: бумага формата А4 и ручки.
Процедура проведения: разделите группу на несколько мини-групп. Каждой мини-группе выдайте бумагу. Попросите мини-группы провести «мозговой штурм» и описать на бумаге «идеальную профессию».
Затем проведите совместное обсуждение. Попросите участников каждой мини-группы выбрать одного человека, который озвучит описание «идеальной профессии».
Цель: оказание помощи участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии.
Количество участников: 6-12 человек.
Время проведения: 15 минут.
Материалы: бумага, ручки или карандаши.
Процедура проведения: озвучьте два мотива и попросите группу обсудить их. Участники должны выбрать один вариант. Затем озвучьте следующие два мотива и снова попросите участников сделать выбор после обсуждения и т. д. После того, как сформируется список из восьми мотивов, начните описанную процедуру снова. В итоге с помощью групповой дискуссии произойдет выбор наиболее правильного мотива.
Ведущий: «Наша задача – выбрать наиболее правильные мотивы выбора профессии, то есть ту главную причину, по которой все люди должны выбирать себе профессию».
Список мотивов:
Цель: развитие способностей планирования жизненных и профессиональных перспектив.
Количество участников: 6-12 человек.
Время проведения: 30 минут.
Материалы: бумага формата А4 и ручки.
Ведущий: «Представьте, что вы находитесь в незнакомом городе без друзей, родителей, родственников. У вас нет жилья, образования и работы, а денег совсем немного. Вам необходимо выработать алгоритм действий, который поможет вам двигаться вперед. Какие действия вы бы предприняли первым делом? Как распланировали свое ближайшее будущее?»
Процедура проведения: попросите участников за 15 минут письменно ответить на вопросы:
После того, как время истечет, обсудите ответы. Поговорите с участниками на тему временной работы и необходимости образования. Объясните, что чтобы утвердиться в профессиональном выборе, сначала нужно понять свои возможности, способности, выявить профессиональные интересы.
Учащиеся, моделируя ситуации, приобретают навыки рефлексии. Упражнение заставляет участников понять, насколько важно получение профессионального образования.
Цель: изучение участниками на практике особенностей планирования профессиональной деятельности.
Количество участников: 6-12 человек.
Время проведения: 30 минут.
Материалы: бумага, ручки или карандаши, цветные фломастеры.
Процедура проведения: разделите участников на «фирмы» по 2-3 человека. Попросите «фирмы» придумать название, разработать бизнес-план производства определенного товара либо предоставления услуг, назначить главного специалиста. Уточните, что после выполнения этого задания главные специалисты будут рассказывать о проекте своей фирмы. После обсуждения нужно будет оценить проекты по 10-бальной шкале и выбрать лучший, который и получит финансовую помощь.
Предоставьте «фирмам» вопросы, которые помогут подготовить проект к защите:
Цель: определение профессиональных качеств для самореализации и успешного профессионального будущего.
Количество участников: 6-12 человек.
Время проведения: 15-20 минут.
Материалы: бумага формата А4 и ручки.
Процедура проведения: попросите ребят разделить лист пополам, чтобы получилось две колонки. Первая должна называться «Я дома», а вторая – «Я на работе». Попросите участников составить списки собственных качеств и манер поведения дома и на работе.
Также можно изменить формулировки списков на «Дома я никогда» и «На работе я никогда».
Уточните, что оставлять списки ребята должны самостоятельно. После того, как это будет выполнено, проведите обсуждение в группе. Проанализируйте похожие черты, противоположные черты, одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях отсутствие общих черт.
Цель: моделирование некоторых типичных черт и особенностей поведения тех или иных профессионалов, позволяющих лучше понять обобщенные образы представителей разных профессий и соотнести их с представлениями о собственном Я-образе.
Количество участников: 6-12 человек.
Время проведения: 10 минут.
Материалы: бумага, ручки или карандаши.
Ведущий: «Знали ли вы, что по походке иногда можно определить, кем человек работает? Давайте попробуем изобразить походку представителей различных профессий. Пусть каждый выберет и запишет на бумаге профессию, которую он хочет представить с помощью своей походки».
Процедура проведения
Участники тренинга по очереди изображают походку специалиста выбранной профессии, а остальные угадывают.
После того, как все участники показали выбранные профессии, проведите обсуждение. Спросите у ребят, всегда ли можно угадать по походке человека, кем он работает.
Цель: проверка сформированности личного профессионального плана.
Количество участников: 6–12 человек.
Время проведения: 5 минут.
Материалы: бумага, ручки или карандаши.
Процедура проведения: раздайте участникам бумагу и карандаши. Попросите ребят написать вверху листка профессию, которую они для себя выбрали (или наиболее нравящуюся профессию). Задайте им следующие вопросы:
Если 40-60 % ответов на вопросы анкеты положительные, то профессиональные взгляды ребенка уже примерно очерчены. Таким ребятам следует лишь устранить пробелы в знаниях и утвердиться в выборе. Тем, у кого больше отрицательных ответов, посоветуйте обратиться за индивидуальной профориентационной консультацией.
Цель: обобщение полученной информации, завершение тренинга в живой, активной, запоминающейся форме.
Количество участников: 6–12 человек.
Время проведения: 10 минут.
Материалы: бумага формата А4, карандаши.
Процедура проведения: разделите участников на мини-группы по 2-3 человека, выдайте каждой бумагу. Попросите каждую мини-группу за 5 минут придумать максимум прилагательных-определений, которые подходят к пройденному тренингу (например, активный, информативный и т. д.). Когда задание будет выполнено, зачитайте списки.
Екатерина ДАВИДОВСКАЯ,
психолог