КЕМ БЫТЬ? журнал компас в мире
профессий
  • Главная
  • О журнале
    • Редакционный совет
    • К читателям
  • Рубрики
    • Представляем учебное заведение
    • Представляем факультет
    • Знакомим с профессией
    • Абитуриентам
    • Актуально
    • Профориентир
    • Проверено на себе
    • Страничка психолога
    • В копилку педагога
    • Вопрос-ответ
    • Личность
    • Из опыта работы
    • Музыкальная гостинная
    • Город мастеров
    • После уроков
    • Это интересно
  • Печатное издание
    • Подписка
    • Анонс
    • Архив
  • Контакты
    • Журнал «Кем быть?»
    • »
    • Записи
    • »
    • В копилку педагога
    • »
    • Психологические игры на развитие решительности и уверенности в себе

    Психологические игры на развитие решительности и уверенности в себе

    уверенность в себе

    Игра «Просто скажи «нет»

    Данное упражнение демонстрирует, что мы можем отказаться от выполнения чьей-то просьбы без оправданий и объяснения причин, помогает развить способность решительно и уверенно отказывать в просьбах, которые не хочется или нет возможности выполнить. Просьба – эта форма влияния, которая, в отличие от приказа или требования, подразумевает возможность отказа.

    Участники делятся на две равные подгруппы (при нечетном количестве участников в упражнении участвует ведущий). Члены одной подгруппы становятся в круг спиной, члены второй подгруппы образуют круг большего диаметра и становятся лицом к центру, таким образом, чтобы каждый из них оказался напротив участника из внутреннего круга. Потом каждый из участников обращается к тому, кто находится напротив него, с какой-либо просьбой, а тот ему отказывает. При этом он не должен оправдываться, объяснять причины своего отказа или извиняться. Следует отказать, просто и твердо сказав: «Нет», «К сожалению, не смогу», «Нет, я не буду это делать» и т.д.

    После этого внешний круг сдвигается на одного человека относительно внутреннего (меняется состав пар), и теперь те, кто стоит внутри, обращаются с очередной просьбой к внешним, а те отказывают. Круг сдвигается еще на одного человека, внешние обращаются с просьбой ко внутренним, и так упражнение повторяется 6-8 раз.

    Обсуждение

    • Какие эмоции у вас возникали, когда приходилось просить? Когда приходилось отказывать?
    • Что было сложнее – обращаться с просьбами и получать отказ или самому отказывать? С чем это связано?
    • С чем связано то, что люди зачастую стесняются обратиться с просьбой или стесняются отказать?
    • Допустим, просьба для нас неприемлема, и мы все же решили отказаться. Когда лучше это сделать без объяснения причин (как в этом упражнении), а когда отказ все же стоит сопроводить извинениями, объяснениями причин, обещаниями выполнить просьбу позже и т.п.?

     

    Игра «Жонглеры»

    Данное упражнение развивает умение уверенно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию, скорость реакции, ловкость. Может использоваться как физическая разминка, помогает активизировать участников.

    Участники упражнения стоят в кругу, им дается одновременно 3-5 мячиков (можно воспользоваться теннисными шариками). Задача – одновременно перебрасывать все эти мячики таким образом, чтобы ни один из них не упал на пол. Фиксируется время, которое участникам удастся продержаться таким образом. Можно организовать состязание между несколькими командами, какая из них продержится дольше.

    Обсуждение

    • Какими качествами, кроме ловкости, с точки зрения участников предопределялся успех в этой игре?
    • Нужно ли координировать совместные действия с другими участниками или каждый играет сам за себя?

     

    Игра «Встаньте с мест»

    Данное упражнение тренирует решительность, умение интуитивно понимать намерения других людей и уверенно координировать свои действия, развивает гибкую реакцию на меняющиеся обстоятельства, внимательность.

    Участники упражнения садятся в круг. Ведущий показывает карточку с любой цифрой до десяти. В соответствии с указанной цифрой должны одновременно встать с мест столько же участников. Заранее договариваться о способах выполнения упражнения нельзя.

    Обсуждение

    • Кто чем руководствовался, принимая решение, в какой момент ему встать, а в какой остаться на месте?
    • Кто проявлял инициативу, а кто боялся (возможно, так ни разу и не поднявшись)?

     

    Игра «Сова»

    Данное упражнение тренирует быстроту реакции, наблюдательность, умение уверенно и решительно действовать в соответствии с быстро меняющейся ситуацией.

    Один из участников (водящий) изображает «сову», которая в дневное время охраняет свою добычу. Но, будучи птицей ночной, при ярком солнечном свете она ничего не видит (глаза водящего закрыты или завязаны) и поэтому не может летать (запрещено сходить со своего места). «Добыча», которую изображают 10-15 смятых листов бумаги, лежит у ног водящего. Остальные участники располагаются вокруг, изображая стаю «дневных птиц», и по сигналу ведущего пытаются украсть у «совы» ее «добычу». Тот, кого поймала «сова», выбывает из игры. За одну попытку разрешается утащить только один кусок «добычи». Побеждает тот участник, который добудет больше всего таких кусков.

    Обсуждение

    • Какими качествами «совы» и «дневных птиц» (уверенность, ловкость, быстрота реакции, решительность) определялся их успех в этой игре?
    • Где в реальной жизни востребованы эти качества?

     

    Игра «Бег с карандашом»

    Данное упражнение учит координировать свои действия, а также брать инициативу на себя, уверенно руководить этими действиями. Развивает гибкую реакцию на меняющуюся обстановку, решительность. Также является физической разминкой, активизирует группу, снимает напряженность.

    Участники разбиваются на пары. Каждой паре понадобится карандаш (можно использовать любой закрывающийся колпачком фломастер или авторучку). Пары встают около одной из стен помещения и поднимают каждая свой карандаш, зажав его между указательными пальцами рук партнеров. По команде ведущего они начинают синхронно двигаться до противоположной стены помещения, а потом назад, продолжая зажимать карандаш между пальцами. Кто роняет его, выбывает из игры. Побеждает пара, преодолевшая дистанцию быстрее всего.

    Обсуждение

    • Какие качества важнее всего для успешного выполнения этого упражнения?
    • Что способствовало его выполнению, а что препятствовало?

     

    Игра «Поезд»

    Данное упражнение помогает сплотить группу, повысить взаимное доверие участников, учит полагаться на партнеров, доверять им. Развивает умение координировать совместные действия. Может использоваться как физическая разминка.

    6-8 участников изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все участники, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев. Задача «поезда» – проследовать от одной стены помещения до другой, по пути объехав по кругу 3-4 препятствия (ведущий указывает, какие именно), и не столкнуться с остальными игроками.

    Участники, которые изображают препятствия, при приближении к ним на опасно близкое расстояние «вагонов поезда», могут издавать предостерегающие звуки.

    Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому исполнить роль препятствия и побывать в составе «поезда». Если участников много и размеры помещения позволяют, можно сделать игру более динамичной, запуская одновременно два «поезда».

    Обсуждение

    • Кем вам больше понравилось быть: локомотивом, вагонами, препятствиями? С чем это связано?
    • Какие эмоции у вас возникали при движении в составе поезда с закрытыми глазами?

     

    Игра «Раздвоение»

    Данное упражнение обучает навыкам взаимопонимания с партнером, развивает уверенность в коммуникации.

    Участникам дается краткое описание какой-либо конфликтной ситуации: например, девочка-подросток хочет поздним вечером пойти на дискотеку, а мама ее не отпускает. На роль одного из участников конфликта (девочки-подростка) приглашается какой-либо участник, а на роль другого (мамы) – сразу два. Тот, кто играет роль один, говорит реплики обычным образом. Те, кто исполняют роль в паре, произносят слова предложения по очереди: кто-то из них произносит одно слово, другой – следующее и так далее. При этом у них должны получиться связные, логически целостные фразы. Игра повторяется 3-4 раза с разными партнерами.

    Обсуждение

    • В чем основная сложность игры «двоих за одного»?
    • Какие качества от вас требовались, чтобы получился действительно связный разговор? Что потребовалось, чтобы вы вместе смогли выступить, как единый собеседник?
    • Какие способы поведения в конфликтах (пассивное оправдание, агрессивная атака собеседника, игнорирование его высказываний, уход от темы и т.п.) были продемонстрированы в ходе диалога?
    • В каких реальных жизненных ситуациях, связанных с конфликтами, результативны эти способы поведения?

     

    Игра «Мне удается»

    Данное упражнение создает условия для самопрезентации, повышает мотивацию к обучению новым видам деятельности, помогает сломать психологические барьеры между участниками, развивает уверенность в процессе самопрезентации.

    Участники поочередно встают и рассказывают о каком-либо деле, которое им особенно хорошо удается. Потом они отвечают на два вопроса:

    • Как им удалось этому научиться?
    • Где может пригодиться это умение?

    Обсуждение

    • Чему из того, что рассказали другие участники, захотелось научиться каждому из вас?
    • Кто из участников вас удивил?
    • Кто заставил взглянуть на него по-новому?

     

    Екатерина ДАВИДОВСКАЯ,

    психолог

  • Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

    Copyright © 2016 Журнал "Кем Быть?". All Rights Reserved.

  • Разработка и продвижение сайта - GREYMedia