Оценка внутрисемейных отношений имеет огромное значение в работе педагога-психолога и социального педагога. Но, к сожалению, не все дети честно могут ответить на вопросы тестов и диагностик, которые им предлагаются. Необъективные ответы на вопросы, как правило, приводят к искаженному результату диагностики. К тому же дети не всегда могут правильно рассказать о том, что происходит у них на душе. Понять ребенка бывает непросто.
Для того чтобы вы могли глубже заглянуть в душу ребенка и понять, что его тревожит, о чем он мечтает, предлагаем использовать рисуночную методику «Семья на ладошке», помогающую выявить внутрисемейные межличностные отношения. Данная методика может использоваться не только специалистами в школе, но родителями. Она помогает проанализировать отношения ребенка с членами семьи, разобраться в возникших проблемах и вовремя их устранить.
Цель: диагностика внутрисемейных отношений.
Материал: стандартный лист бумаги (формат А-4), набор цветных карандашей, стиральная резинка.
Время выполнения: около 30 мин (при групповом занятии – 15-30 мин).
Инструкция. Предложите ребенку, чтобы он обвел свою ладошку и нарисовал на ней семью, при этом использовал и пальчики, и ладошку.
На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо конкретных указаний. Если дети отказываются рисовать, говорят, что не умеют это делать, необходимо успокоить их, объяснив, что в данном случае красота рисунка не имеет значения (можно просто написать цифры и под ними указать, кто это из членов семьи).
После этого займитесь чем-нибудь, сделав вид, что вам не до рисунка. Пусть ребенок пребывает наедине с самим собой. Тем не менее, незаметно для ребенка понаблюдайте за тем, как он рисует, что рисует, где рисует. Записывайте все спонтанные высказывания ребенка, следите за его мимикой, жестами, а также фиксируйте последовательность рисования, паузы более 15 сек и стирание деталей.
После того как ребенок закончил рисовать, с ним проводится беседа. В процессе беседы с помощью наводящих вопросов вы должны попытаться выяснить у ребенка смысл нарисованного, уточнить некоторые детали. Следует избегать прямых вопросов, не настаивать на ответе, так как это может инициировать тревогу и защитные реакции.
Обычно задаются следующие вопросы:
Для анализа рисунка семьи необходимо также знать возраст ребенка, его братьев и сестер, состав семьи, сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе.
Когда рисунок будет готов, проанализируйте данные рисуночной пробы по нижеприведенной схеме. Если вы научитесь правильно трактовать эти данные, то сможете выявить всю гамму чувств, переживаемых ребенком в своей семье.
Анализируя рисунок, необходимо обратить внимание на ряд деталей:
Указательный палец – власть члена семьи, занимает лидирующую позицию, руководит всеми.
Средний палец – член семьи, который несет ответственность за всех остальных членов семьи.
Большой палец – член семьи, который отвечает за материальное состояние всех членов семьи.
Мизинец – член семьи, которого все жалеют.
Безымяный палец – член семьи, которому меньше всех уделяют внимание.
На ладошке нарисовал – член семьи, который любит быть в центре внимания.
Если ребенок почему-то забывает нарисовать себя, ищите вескую причину в семейных отношениях. Они обычно не совсем примерные и, очевидно, тягостны ребенку. Изображение ребенком семьи без себя – сигнал конфликта между ним и кем-то в вашем доме или семьей в целом.
Если ребенок почему-то забывает нарисовать кого-то из родителей или других реальных членов семьи, то, вероятнее всего, не кто иной, а именно «забытый» родственник ребенка и есть источник его дискомфорта.
Если ребенок почему-то вдруг «дополняет» свою семью несуществующими родственниками или посторонними, то этим он пытается заполнить вакуум в чувствах, недополученных в семье, или использовать их вместо буфера, смягчающего ощущение своей неполноценности в кругу родных.
Если ребенок почему-то вместо семьи рисует только одного себя, «забыв» нарисовать всех остальных, то чаще всего это говорит о том, что он не ощущает себя полноценным членом своей семьи и чувствует, что для него в ней просто не хватает места.
Белый. В рисунках он встречается довольно редко, но если ребенок явно проявляет любовь к белой краске, можно сказать, что он эмоционально и духовно развит, чувствителен, склонен к философским размышлениям и замкнут.
Голубой – символ мечты, свободолюбия и беззаботности. Этот цвет обычно предпочитают мальчики.
Желтый. Можно сказать, что ребенок свободолюбив, любознателен, оптимист, фантазер и большой оригинал. У него развито воображение, присутствуют лидерские качества, в то же время он может оказаться безответственным. Ребенок чувствует себя комфортно в своем окружении, хотя вынужден постоянно бороться за право быть другим, отличаться от большинства.
Зеленый – символ настойчивости и даже упрямства, независимости, любознательности, уравновешенности, благородства и честолюбия. Предпочитающим в своих рисунках темно-зеленый цвет детям недостает внимания и любви. Если ситуация не изменится, ребенок вырастет замкнутым, скрытным, боящимся любых перемен, апатичным. Но у такого ребенка высокий интеллект и развитая фантазия.
Коричневый. Чувство дискомфорта и другие отрицательные эмоции. Поклонники этого цвета стараются создать вокруг себя собственный мир, надежный, но не приносящий тепла и нежности. Родителям следует выяснить причину, по которой их ребенок стремится отгородиться от реальности.
Красный. Этот цвет противоречив. С одной стороны, он символизирует раздражение и гнев. С другой стороны, говорит о здоровье и силе. Его предпочитают люди энергичные и эмоциональные, самостоятельные, целеустремленные, общительные, открытые. Часто фанатам красного цвета присущи эгоизм и лидерские задатки. Внезапная любовь к красному у скромного ребенка означает напряжение, агрессию. Возможно, такому ребенку требуется отдых – как физический, так и эмоциональный.
Оранжевый цвет означает желание ярких впечатлений, любознательность и интерес к жизни. Выбор этого цвета свойственен детям открытым, эмоциональным, общительным, веселым, непосредственным, часто меняющим свое мнение и увлечения. Неустойчивость нервной системы такого ребенка делает его вспыльчивым и плаксивым.
Розовый цвет, как и лиловый, ассоциируется с нежностью, а также робостью, женственностью и эмоциональностью. Поклоннице розового требуется повышенное внимание, ей жизненно необходимо чувство безопасности. Следует насторожиться родителям мальчика, который часто выбирает розовый карандаш. Это может говорить о неприятии его в коллективе, настороженности, слабости, замкнутости.
Серый цвет – это пустота, безразличие, грусть, тревога. Цвет простого карандаша – отсутствие всякого цвета, тревожный сигнал. Фанат серого, как правило, тихий, «невидимый» ребенок, зависимый от взрослых, не умеющий и не желающий учиться общаться.
Синий. Этот цвет ассоциируется у психологов с тревогой, концентрацией, потребностью в покое. Синий – в некотором смысле противоположность красному. Ребенок, у которого синее не только небо и море, но и деревья, и солнце, и люди – спокойный, неторопливый, обстоятельный, склонный к размышлениям, любит порядок и последовательность. Бывает, дети выбирают краски и карандаши синих оттенков, когда ищут покой.
Фиолетовый – цвет фантазеров, людей творческих, с отличной интуицией. В то же время, он может говорить о незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы, что свойственно маленьким детям. Этот цвет тайны предпочитают ранимые и скрытные дети, ощущающие эмоциональное напряжение.
Черный. Пожалуй, наибольшую озабоченность вызывает у родителей появление в детских рисунках черного цвета в больших количествах. И не зря, ведь он означает депрессию, враждебность, протест и чувство безнадежности. Дети, рисующие черным, переживают стресс, как правило, им необходима родительская любовь, забота и обязательно – консультация психолога.
Когда ребенок рисует, он не задумывается о том, правильно он это делает или нет. Все, что лежит у него на сердце, он изображает на бумаге. Это может помочь родителям понять, как ребенок к ним относится, кем он чувствует себя в семье, какие имеет скрытые проблемы. То, о чем молчит ребенок, он покажет на листе бумаги. Данная методика может помочь родителям наладить отношения с малышом, а также избежать многих неприятных ситуаций.
Наталия МУЗЫЧЕНКО,
педагог-психолог ГУО «Горьковская средняя школа»