Познавательно-игровая программа для учащихся 6-8 классов.
Цель: формирование положительных установок учащихся на профессии, связанные со строительством.
Оформление:
Учитель:
– Здравствуйте, друзья! Чтобы настроиться на работу, стать сплоченнее, проведем разминку «Поменяемся местами». Итак, поменяемся местами следующим образом:
те, кто утром пил чай, – с теми, кто любит осень;
те, у кого черная обувь, – с теми, у кого есть белое в одежде;
те, кто любит мороженое, – с теми, кто живет в многоэтажном доме;
те, кто живет в частном секторе, – с теми, кто знает достопримечательности своего города.
Спасибо. Молодцы. А теперь мы разделимся на три группы. Для этого назовите три строительных инструмента (например, топор, пила, молоток). Разобьемся на тройки, называя по порядку предложенные вами инструменты. Я попрошу всех, кто назвал первый инструмент, занять места за первым столом. И в соответствии с названными инструментами займите места за вторым и третьим столами. Я желаю всем группам успехов в работе!
Учитель:
– Предлагаю поучаствовать в видеовикторине «Наш город – наша гордость». На экране вы увидите фотографии самых известных строений нашего города. Постарайтесь узнать и назвать каждую достопримечательность.
(На экране демонстрируются следующие здания: Дворец культуры, Минский областной драматический театр, спортивно-развлекательный центр, музыкальное училище им. М.К.Огинского, кинотеатр «Родина», торгово-административный центр «Модуль», городская больница, железнодорожный вокзал, Минский областной краеведческий музей, школа-интернат. Дети узнают строения и называют их.)
Учитель:
– Молодцы. Спасибо за хорошее знание своего города, своей малой родины. Давайте подумаем, люди какой профессии создали эти прекрасные, важные для каждого горожанина здания. (Ответы детей.) Правильно, это строители. И наше сегодняшнее занятие посвящено этой профессии. Строитель – общее наименование для целой группы родственных профессий, которые связаны с возведением жилых домов и зданий.
Чтец 1:
– Точно в срок построит он
Небоскреб и стадион,
Детский садик и больницу,
Магазинов вереницу.
Даже дом, скажу вам я,
Где живет моя семья
И другие жители,
Строили строители.
Там, на стройке,
Кран огромный
Поднимает в небо тонны
Плит из железобетона.
Сварщики железо плавят,
Штукатуры стены правят,
Каменщик кирпич кладет,
Маляры окрасят свод.
Бригадир за всем следит,
А прораб руководит,
Чтобы строить для народа
И квартиры, и заводы.
И. Ильх
Ученик 1:
– Профессия строителя самая созидательная. Труд людей, которые занимаются данным видом деятельности на профессиональной основе, заслуживает самой высокой оценки. Эта профессия является очень древней. Испокон веков человек нуждался в прочном жилище, а иногда – и в укрепленной крепости, которая была единственным убежищем от неприятеля. Некоторые великие сооружения возводились в течение нескольких тысячелетий. Например, Великая Китайская стена, которую строили с III века до нашей эры по XVIII век нашей эры.
Ученик 2:
– Первым известным инженером-строителем считается египтянин Имхотеп, живший около 2700 года до нашей эры. Он построил пирамиду по собственному проекту, впервые используя прочный известняк.
Понятие «архитектура» впервые упоминается в Древней Греции, хотя сама архитектура возникла гораздо раньше. Термин «архитектор» на Руси стали применять во времена Петра I. И он же создал первые учебные заведения, где готовили будущих специалистов.
Ученик 1:
– Заложенный между 1044 и 1066 годами Софийский собор в Полоцке можно считать первым из числа выдающихся культовых сооружений на территории современной Беларуси.
Ученик 2:
– Благодаря историческим архитектурным постройкам мы можем многое узнать о быте и культуре предков. До наших дней дошло немало сооружений, возраст которых измеряется тысячелетиями. Свой опыт мастера строительного дела передавали из поколения в поколение. Смысловая нагрузка понятия «строитель» тоже не случайна. Добротное строение воспринимается как нечто целостное, гармоничное, т.е. «стройное». Все, что мы видим сегодня на улицах городов и поселков, появилось в результате кропотливой работы строителей.
Чтец 2:
– На улице Садовой
Дом построен новый.
В нем столько светлых окон –
Считать не сосчитать,
А крыша так высоко,
Что птицам не достать.
В доме – десять этажей,
В доме – тысячи людей.
Кто построил этот дом,
Дом, в котором мы живем?
С. Баруздин
Учитель:
– Друзья, встречайте представителей строительных профессий, которые познакомят вас с этим видом деятельности.
(Звучит «Марш монтажников-высотников», слова В. Котова, музыка Р.Щедрина. Выходят учащиеся в роли представителей строительных профессий. Желательно, чтобы у каждого были соответствующие элементы костюма: строительная каска, комбинезон, рабочая куртка… Можно прикрепить на груди табличку с названием профессии.)
Архитектор (держит в руке чертеж):
– Архитектор – специалист, осуществляющий проектирование зданий, а также архитектурных планов населенных пунктов. Занимается разработкой проектной документации на строительство.
Архитектор строит дом,
Дом многоэтажный,
Строит дом карандашом
На листе бумажном.
Нужно все нарисовать,
Вычислить, проверить,
Все квартиры сосчитать,
Лестницы и двери,
Чтоб стоял он много лет,
Чтобы был в квартире свет,
Ванны, умывальники
Для больших и маленьких.
С. Баруздин
Инженер-строитель (выходит с папкой):
– Инженер-строитель осуществляет руководство строительными работами и отслеживает качество их выполнения. Он подбирает материалы и занимается поиском кадров. В его обязанности входит подсчет бюджета.
Строят дом или завод.
Кто строительство ведет?
Кто же всем руководит?
Кто на месте не сидит?
Главный инженер-строитель,
Всех работ распорядитель.
О. Повещенко
Прораб (выходит с портфелем):
– Слово «прораб» обозначает «производитель работ». Прораб осуществляет руководство строительством на своем участке, обеспечивает выполнение заданий по вводу объектов в эксплуатацию, организует производство, ведет учет выполненных работ, оформляет техническую документацию, участвует в сдаче объектов в эксплуатацию, устанавливает мастерам производственные задания по объемам строительных работ, контролирует качество их выполнения. Рассчитывает зарплаты подчиненных и заказывает стройматериалы.
Каменщик (выходит с кельмой):
– Каменщик – специалист, занимающийся непосредственно возведением домов. Работает с укладкой камня, кирпича, плит и других материалов.
На стройке жаркая пора,
Сигнал уже пробил.
Сегодня каменщик с утра
К работе приступил.
Ему идет двадцатый год,
А он уже герой:
Быстрее всех кирпич кладет
Строитель молодой.
Кладет кирпич за кирпичом –
Растет этаж за этажом.
И с каждым часом, с каждым
днем
Все выше новый дом.
С. Баруздин
Штукатур (держит штукатурный молоток):
– Штукатур участвует в строительстве и ремонте зданий. Штукатурит вручную или с помощью затирочной машины. После окончания штукатурных работ красит, оклеивает обоями или выполняет художественную отделку стен и потолков внутри или снаружи здания.
Из училища на стройку
К нам приехал паренек.
Он уверенно и бойко
Штукатурит потолок.
Штукатурку лепит к стенам
Маленькой лопаткою,
Чтобы были эти стены
Ровные и гладкие.
Он трудом своим гордится
И своим успехам рад.
«Дело мастера боится», –
Про парнишку говорят.
С. Баруздин
Маляр (в руках – малярная кисть):
– Маляр наносит шпатлевку, красит стены. Может выполнять и художественную отделку потолков и стен.
Красить комнаты пора –
Пригласили маляра.
Но не с кистью и ведром
Наш маляр приходит в дом.
Вместо кисти он принес
Механический насос.
Брызжет краска по стене,
Солнце светится в окне.
Стали стены голубыми,
Словно небо в вышине.
Новый дом почти готов –
Примет к празднику жильцов.
С. Баруздин
Электрогазосварщик (в руке держит электрод):
– Электрогазосварщик выполняет работы по резке и сварке металлических деталей и конструкций. Этот рабочий – одна из основных фигур на строительной площадке.
Он в синей спецовке
И в синих очках.
Он синюю молнию
Держит в руках.
Она, как живая,
Подвижна, сильна.
Смотрите, как яростно
Бьется она!
Вот смолкла,
Затихла,
Свернулась клубком.
А сварщик коснулся ее
Проводком.
И молния брызнула
Золотом звезд,
Как будто жар-птица
Расправила хвост.
Г. Граубин
Крановщик
– Крановщик (или машинист крана) – это рабочая профессия, требующая высокой квалификации. Основная задача крановщика заключается в управлении краном для поднятия и перемещения грузов и обеспечения монтажных, сборочных, погрузочных работ. Самое главное в работе крановщика – соблюдение техники безопасности, так как перемещение тяжелых грузов всегда связано с риском причинения вреда здоровью и жизни людей.
Парень маленького роста
И не очень-то силен,
А смотри – легко и просто
Управляет краном он.
Если путь закрыт, он сразу
Может кран остановить.
Крановщик всегда обязан
На работе зорким быть.
Г. Люшнин
Монтажник (в руках – отвертка или плоскогубцы):
– Строитель-монтажник принимает участие в строительстве, где применяются железобетонные блоки. При этом он не только соединяет конструкции при помощи бетонных стяжек, но и контролирует установку плит, панелей. Первыми монтажниками можно считать древних египтян, воздвигавших пирамиды. Для того чтобы создать эти грандиозные сооружения, они на большую высоту поднимали каменные блоки и плиты. В настоящее время монтажники занимаются установкой окон, натяжных потолков, систем вентиляции, электрического оборудования, металлических конструкций.
Представители всех профессий (говорят вместе):
– Профессия строителя
Почетна и важна.
Трудом их созидательным
Гордится вся страна!
(Звучит «Марш монтажников-высотников». Учащиеся в роли представителей строительных профессий уходят.)
Учитель:
– Друзья, вы познакомились с различными строительными профессиями. К ним также относятся облицовщик-плиточник, бетонщик, кровельщик, плотник и другие. Каждый год в нашей стране возводится большое количество различных построек. Это и жилые комплексы, и учреждения, и промышленные предприятия. Поэтому востребованность профессии строителя велика. Сегодня у нас в гостях известный в городе строитель… (представляет гостя). Уважаемый…, расскажите нам о своем труде.
(Выступление гостя. По окончании выступления дети вручают ему цветы и произносят слова благодарности.)
Возможные вопросы гостю:
Что повлияло или кто повлиял на ваш профессиональный выбор?
Какими своими строениями вы больше всего гордитесь?
Что вы считаете в своей профессии самым интересным?
Какие ваши личные качества лучше всего помогают в работе?
Учитель:
– Постараемся обобщить полученные о строительных профессиях знания. И первое задание называется «Узнай профессию». На экране вы увидите слайды с изображением труда представителей определенных строительных профессий. Нужно назвать эти профессии.
(Демонстрируются слайды. Учащиеся называют профессии.)
Учитель:
– Следующее задание носит название «Качества строителя».
У каждой группы на столе лежит карточка со словом «стройка». Это слово требует вашей расшифровки. Предлагаем вам каждую букву слова использовать для характеристики профессиональных качеств строителя. Слова-характеристики должны начинаться на буквы предложенного слова. На выполнение задания – 7 минут.
(Учащиеся работают в группах. По окончании работы зачитывают слова-характеристики. Повторяющиеся слова не называются.)
Образец выполнения
С (смелый, собранный, старательный).
Т (терпеливый, творческий, трудолюбивый, талантливый, толковый, требовательный).
Р (решительный, рассудительный, работоспособный, работящий).
О (ответственный, организованный, объективный, осторожный, опытный, оригинальный).
Й (И) (исполнительный, изобретательный, искусный, инициативный).
К (креативный, компетентный, квалифицированный).
А (аккуратный, авторитетный, активный).
Учитель:
– А сейчас представьте себя в роли строителей. На каждом столе лежат одинаковые наборы кубиков. За две минуты каждая команда должна построить пирамиду, используя все кубики. Интересно, чья пирамида получится самой оригинальной?
(Учащиеся выполняют работу по строительству пирамиды. По окончании представитель команды, гость и учитель выбирают самую оригинальную.)
Учитель:
– Друзья, возможно, кто-то из вас выберет одну из профессий, о которых мы рассказали. Даже если вы и не станете строителями, думаю, каждый из вас понял, что люди, выбравшие этот род профессиональной деятельности, заслуживают глубокого уважения.
Чтец 3:
– Пушистые хлопья подернули высь.
К ним новые зданья в лесах поднялись.
Растущие быстро ряды кирпичей –
Как песнь созиданья и силы людей.
Из глины, цемента и каменных плит
Здесь дому возникнуть на днях предстоит.
Сначала как будто невзрачен на вид,
Как будто в пеленках ребенок лежит.
Он в кружеве леса, стропила на нем,
Без плоти и крови стоит еще дом.
Но знаю, громада камней оживет,
В ней кровь заиграет, в ней жизнь расцветет.
И люди, что вскоре поселятся тут,
Со славой вспомянут строителя труд,
Отпразднуют праздник веселый они,
И в окнах повсюду зажгутся огни.
Дома за домами растут и растут –
Их труд созидательный, творческий труд.
М. Джалиль
Учитель:
– Предлагаю вам отгадать загадку:
Друг с другом схожи молодцы,
Как будто братья-удальцы.
Закалялись на огне
И замрут навек в стене.
Правильно, это кирпичи. И завершим мы сегодняшнее занятие «строительством» «Стены настроения». При выходе из кабинета вы увидите лист ватмана под названием «Стена настроения», а рядом бумажные желтые и оранжевые «кирпичики». Выберите любой из «кирпичиков», напишите на нем слово, словосочетание или фразу, которые отражают ваше настроение после занятия, и прикрепите к ватману, чтобы получилось подобие стены. А все ваши мнения мы обсудим на следующем занятии. До свидания.
(Звучит легкая музыка. Участники занятия уходят из кабинета и «строят» «Стену настроения».)
Вера МИТЬКО,
педагог-организатор
ГУО «Молодечненская
специальная общеобразовательная школа-интернат»