
Программа развивающего тренингового занятия для старшеклассников
Актуальность занятия
Конфликты уже давно являются неотъемлемой частью повседневной жизни, в процессе взаимодействия людей они неизбежны. Владение определенными знаниями и навыками, позволяющими регулировать конфликтные ситуации, является ценным качеством для человека. Поэтому обучение старшеклассников основам конструктивного поведения в конфликтных ситуациях является актуальным направлением в работе школьного педагога-психолога.
Цель занятия: знакомство участников группы с понятием конфликта и способами его разрешения.
Задачи занятия:
Программа состоит из двух этапов, между которыми делается перерыв 5-10 минут.
1 этап
Ведущий: «Каждый из нас сталкивался в своей жизни с конфликтными ситуациями. Большинством людей конфликт чаще всего рассматривается как негативное явление. Однако конфликты имеют не только отрицательные функции, но и положительные и при более вдумчивом отношении к ним, можно достичь эффективных результатов, в том числе в профессиональной сфере.
Главная цель урегулирования конфликтов заключается в том, чтобы предотвратить конфликтное поведение, связанное с деструктивными, насильственными способами разрешения противоречий, и направить участников на поиск взаимоприемлемого решения. А для этого необходимо правильно выбирать стратегию поведения в таких ситуациях.
Стратегия поведения в конфликтной ситуации – это направление и особенности действия конфликтующей стороны, выдерживаемые до завершения конфликта. Выделяют пять основных стратегий поведения: сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление, соперничество. Самая эффективная стратегия поведения в конфликте – это сотрудничество, когда позиции сторон приравниваются к позициям союзников и партнеров, поэтому именно с такой стратегией возможно конструктивное разрешение спорных моментов».
Упражнение «Шар знакомства»
Цель: знакомство участников тренинга.
Продолжительность: 10 минут.
Процедура проведения. Всем участникам раздаются пустые воздушные шары, пока первый участник надувает шар, сосед справа называет свое имя и немного рассказывает о себе и своем отношении к конфликтным ситуациям в жизни. Когда рассказ завершается, ему вручается надутый шар и т.д. В конце упражнения все участники получают по воздушному шару.
Упражнение «Что такое конфликт?»
Цель: изучение представлений о конфликте каждого из участников.
Продолжительность: 10-15 минут.
Процедура проведения. Каждому участнику ведущий раздает стикер. На нем участники должны написать ответ на вопрос «Что для вас конфликт?» и повесить стикер на доску.
Ведущий зачитывает все утверждения и дает научное определение понятию «конфликт» (столкновение, предельное обострение противоречий, ситуации, когда одна сторона противостоит другой). Затем вместе с участниками упражнения рассуждает, какие бывают причины возникновения конфликтов и их последствия.
Вопросы для обсуждения:
Ведущий: «Теперь узнав, что такое конфликт, из-за чего он возникает, какие последствия могут быть, мы попробуем применить свои знания».
Упражнение «Достойный ответ»
Цель: обучение навыкам конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.
Продолжительность: 15-20минут.
Процедура проведения. Участники садятся в круг. Ведущий каждому дает карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников. Затем они по кругу (по очереди) произносят записанную на карточку фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого – достойно ответить на этот «выпад». Примеры замечаний могут быть следующие: «ты слишком высокого мнения о себе», «ты никогда никому не помогаешь», «ты совсем не умеешь красиво одеваться», «с тобой нельзя иметь никаких деловых отношений», «с тобой бесполезно договариваться о чем-либо, ты все равно все забудешь», «у тебя полностью отсутствует чувство юмора», «ты слишком плохо воспитан».
Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Таким образом, каждый побывает и в качестве «нападающего», и в качестве «жертвы».
После завершения упражнения группа переходит к обсуждению:
Как правило, участники отмечают, что грубые высказывания их не взволновали, потому что они не ассоциировали их с собой.
Затем участники предлагают различные варианты конструктивного поиска, который поможет и в реальных жизненных условиях так же воспринимать негативную информацию от партнеров по общению.
2 этап
Упражнение «Польза от ошибок»
Цель: анализ и переоценка существенных ошибок в жизни участников, способствующих возникновению конфликта.
Время: 10-15 минут.
Процедура проведения. Ведущий: «Всем нам, так или иначе, приходилось ошибаться, изменять свою точку зрения. И как нелегко признавать свои собственные ошибки, особенно когда это нужно делать перед коллективом! Но жизнь есть жизнь. Надо уметь достойно признавать себя побежденным на каком-то этапе, чтобы в следующий раз избежать этих ошибок.
Пожалуйста, припомните самокритично, какие самые существенные ошибки были в вашей жизни. Представьте себе, что вы вернулись в то старое время, и вот сейчас вы в преддверии совершения этой ошибки. Конечно, задним числом все кажется иначе. И то, что это была ошибка, ясно только сейчас. Но все же, как бы вы поступили, если бы с сегодняшним багажом опыта вернулись в прошлое? В тот самый момент, когда вы находитесь в преддверии той самой ошибки. Что бы вы сказали окружающим?
Представьте себе ситуацию, когда можно было поставить вопрос иначе. Итак, ваша речь в ситуации, в присутствии тех лиц, когда можно было избежать ошибки. Проговорите это в течение одной минуты мысленно, с закрытыми глазами. Затем все желающие могут поднять руку и рассказать о своем печальном опыте, а также о том, как бы вы сейчас повели себя в той ситуации».
Для мысленной подготовки дается несколько минут. Затем проводится обсуждение впечатлений участников упражнения.
Упражнение «Внутриличностный конфликт»
Цель: ознакомление участников группы с механизмами вовлечения человека в состояние внутриличностного конфликта и способами его предотвращения.
Время: 20 минут.
Процедура проведения
Ведущий: «Сейчас мы проиграем игровую ситуацию. Муниципальный отдел по аренде и использованию земли возглавляет чиновник. Отдел получил распоряжение соответствующих городских властей, запрещающее использование детских, игровых площадок для каких-либо других целей (например, застройки, организации автостоянок и др.). Однако непосредственный начальник чиновника интерпретирует полученное распоряжение по-своему и требует от чиновника дать соответствующие указания на ликвидацию одной детской площадки. Чиновник начинает выполнять указание начальника.
В это же время к чиновнику на прием приходят посетители: представитель общественности, который требует соблюдения закона и восстановления детской площадки; проситель, предлагающий взятку за предоставление ему в аренду очищаемой (освобождаемой) территории; представитель местной мафии, угрожающий чиновнику расправой, если искомая территория не будет передана его людям.
Окончив рабочий день, чиновник идет домой. По дороге у него идет диалог со своей совестью по поводу того, что произошло с ним за день, а дома еще и неприятный разговор с женой, которая недовольна его постоянными задержками на работе. Чиновника раздражает то, что его не понимают даже дома, в семье».
Порядок проведения игры: Распределить все перечисленные роли среди участников группы: чиновник (распределяется только по желанию претендента), начальник чиновника, представитель общественности, проситель, представитель местной мафии, жена чиновника, совесть чиновника, группа экспертов.
Игра начинается с разговора начальника с чиновником. Дальнейший порядок игры описан в игровой ситуации. Затем дается слово экспертам, которые высказывают свое мнение по поводу происходящего и подводятся итоги игры (какое решение в итоге принимает чиновник и почему).
Упражнение «Хорошие пожелания»
Цель: завершение занятия.
Продолжительность: 5-10 минут.
Процедура проведения
Ведущий: «Наше занятие подходит к концу, давайте мы вместе возьмемся за руки и каждый из вас по очереди пожелает группе успешного дня, удачи и конструктивного разрешения всех конфликтных ситуаций».
Юлия ЕРМАК,
психолог