КЕМ БЫТЬ? журнал компас в мире
профессий
  • Главная
  • О журнале
    • Редакционный совет
    • К читателям
  • Рубрики
    • Представляем учебное заведение
    • Представляем факультет
    • Знакомим с профессией
    • Абитуриентам
    • Актуально
    • Профориентир
    • Проверено на себе
    • Страничка психолога
    • В копилку педагога
    • Вопрос-ответ
    • Личность
    • Из опыта работы
    • Музыкальная гостинная
    • Город мастеров
    • После уроков
    • Это интересно
  • Печатное издание
    • Подписка
    • Анонс
    • Архив
  • Контакты
    • Журнал «Кем быть?»
    • »
    • Записи
    • »
    • В копилку педагога
    • »
    • Управляй конфликтом

    Управляй конфликтом

    управление конфликтом

    Программа развивающего тренингового занятия для старшеклассников

    Актуальность занятия

    Конфликты уже давно являются неотъемлемой частью повседневной жизни, в процессе взаимодействия людей они неизбежны. Владение определенными знаниями и навыками, позволяющими регулировать конфликтные ситуации, является ценным качеством для человека. Поэтому обучение старшеклассников основам конструктивного поведения в конфликтных ситуациях является актуальным направлением в работе школьного педагога-психолога.

    Цель занятия: знакомство участников группы с понятием конфликта и способами его разрешения.

    Задачи занятия:

    • показать участникам группы механизмы вовлечения человека в состояние межличностного и внутриличностного конфликта;
    • ознакомить их со способами предотвращения конфликта и выхода из него;
    • обучить эффективным стратегиям поведения в межличностном и внутриличностном конфликте.

    Программа состоит из двух этапов, между которыми делается перерыв 5-10 минут.

    1 этап

    Ведущий: «Каждый из нас сталкивался в своей жизни с конфликтными ситуациями. Большинством людей конфликт чаще всего рассматривается как негативное явление. Однако конфликты имеют не только отрицательные функции, но и положительные и при более вдумчивом отношении к ним, можно достичь эффективных результатов, в том числе в профессиональной сфере.

    Главная цель урегулирования конфликтов заключается в том, чтобы предотвратить конфликтное поведение, связанное с деструктивными, насильственными способами разрешения противоречий, и направить участников на поиск взаимоприемлемого решения. А для этого необходимо правильно выбирать стратегию поведения в таких ситуациях.

    Стратегия поведения в конфликтной ситуации – это направление и особенности действия конфликтующей стороны, выдерживаемые до завершения конфликта. Выделяют пять основных стратегий поведения: сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление, соперничество. Самая эффективная стратегия поведения в конфликте – это сотрудничество, когда позиции сторон приравниваются к позициям союзников и партнеров, поэтому именно с такой стратегией возможно конструктивное разрешение спорных моментов».

     

    Упражнение «Шар знакомства»

    Цель: знакомство участников тренинга.

    Продолжительность: 10 минут.

    Процедура проведения. Всем участникам раздаются пустые воздушные шары, пока первый участник надувает шар, сосед справа называет свое имя и немного рассказывает о себе и своем отношении к конфликтным ситуациям в жизни. Когда рассказ завершается, ему вручается надутый шар и т.д. В конце упражнения все участники получают по воздушному шару.

     

    Упражнение «Что такое конфликт?»

    Цель: изучение представлений о конфликте каждого из участников.

    Продолжительность: 10-15 минут.

    Процедура проведения. Каждому участнику ведущий раздает стикер. На нем участники должны написать ответ на вопрос «Что для вас конфликт?» и повесить стикер на доску.

    Ведущий зачитывает все утверждения и дает научное определение понятию «конфликт» (столкновение, предельное обострение противоречий, ситуации, когда одна сторона противостоит другой). Затем вместе с участниками упражнения рассуждает, какие бывают причины возникновения конфликтов и их последствия.

    Вопросы для обсуждения:

    • А каковы причины конфликта? (разные характеры, разные мнения по одному и тому же вопросу, неумение слушать, нежелание уступать).
    • Какие последствия могут быть? (ссора, драка, человек может обидеться).
    • Как можно решить конфликт? (договориться между собой, попросить помощи у старших, уступить).

    Ведущий: «Теперь узнав, что такое конфликт, из-за чего он возникает, какие последствия могут быть, мы попробуем применить свои знания».

     

    Упражнение «Достойный ответ»

    Цель: обучение навыкам конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.

    Продолжительность: 15-20минут.

    Процедура проведения. Участники садятся в круг. Ведущий каждому дает карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников. Затем они по кругу (по очереди) произносят записанную на карточку фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого – достойно ответить на этот «выпад». Примеры замечаний могут быть следующие: «ты слишком высокого мнения о себе», «ты никогда никому не помогаешь», «ты совсем не умеешь красиво одеваться», «с тобой нельзя иметь никаких деловых отношений», «с тобой бесполезно договариваться о чем-либо, ты все равно все забудешь», «у тебя полностью отсутствует чувство юмора», «ты слишком плохо воспитан».

    Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Таким образом, каждый побывает и в качестве «нападающего», и в качестве «жертвы».

    После завершения упражнения группа переходит к обсуждению:

    • Легко ли было выполнять задание?
    • Принимали ли вы близко к сердцу нелестное замечание о себе?
    • Какие чувства возникали, когда сами говорили неприятные вещи товарищу?

    Как правило, участники отмечают, что грубые высказывания их не взволновали, потому что они не ассоциировали их с собой.

    Затем участники предлагают различные варианты конструктивного поиска, который поможет и в реальных жизненных условиях так же воспринимать негативную информацию от партнеров по общению.

    2 этап

    Упражнение «Польза от ошибок»

    Цель: анализ и переоценка существенных ошибок в жизни участников, способствующих возникновению конфликта.

    Время: 10-15 минут.

    Процедура проведения. Ведущий: «Всем нам, так или иначе, приходилось ошибаться, изменять свою точку зрения. И как нелегко признавать свои собственные ошибки, особенно когда это нужно делать перед коллективом! Но жизнь есть жизнь. Надо уметь достойно признавать себя побежденным на каком-то этапе, чтобы в следующий раз избежать этих ошибок.

    Пожалуйста, припомните самокритично, какие самые существенные ошибки были в вашей жизни. Представьте себе, что вы вернулись в то старое время, и вот сейчас вы в преддверии совершения этой ошибки. Конечно, задним числом все кажется иначе. И то, что это была ошибка, ясно только сейчас. Но все же, как бы вы поступили, если бы с сегодняшним багажом опыта вернулись в прошлое? В тот самый момент, когда вы находитесь в преддверии той самой ошибки. Что бы вы сказали окружающим?

    Представьте себе ситуацию, когда можно было поставить вопрос иначе. Итак, ваша речь в ситуации, в присутствии тех лиц, когда можно было избежать ошибки. Проговорите это в течение одной минуты мысленно, с закрытыми глазами. Затем все желающие могут поднять руку и рассказать о своем печальном опыте, а также о том, как бы вы сейчас повели себя в той ситуации».

    Для мысленной подготовки дается несколько минут. Затем проводится обсуждение впечатлений участников упражнения.

     

    Упражнение «Внутриличностный конфликт»

    Цель: ознакомление участников группы с механизмами вовлечения человека в состояние внутриличностного конфликта и способами его предотвращения.

    Время: 20 минут.

    Процедура проведения

    Ведущий: «Сейчас мы проиграем игровую ситуацию. Муниципальный отдел по аренде и использованию земли возглавляет чиновник. Отдел получил распоряжение соответствующих городских властей, запрещающее использование детских, игровых площадок для каких-либо других целей (например, застройки, организации автостоянок и др.). Однако непосредственный начальник чиновника интерпретирует полученное распоряжение по-своему и требует от чиновника дать соответствующие указания на ликвидацию одной детской площадки. Чиновник начинает выполнять указание начальника.

    В это же время к чиновнику на прием приходят посетители: представитель общественности, который требует соблюдения закона и восстановления детской площадки; проситель, предлагающий взятку за предоставление ему в аренду очищаемой (освобождаемой) территории; представитель местной мафии, угрожающий чиновнику расправой, если искомая территория не будет передана его людям.

    Окончив рабочий день, чиновник идет домой. По дороге у него идет диалог со своей совестью по поводу того, что произошло с ним за день, а дома еще и неприятный разговор с женой, которая недовольна его постоянными задержками на работе. Чиновника раздражает то, что его не понимают даже дома, в семье».

    Порядок проведения игры: Распределить все перечисленные роли среди участников группы: чиновник (распределяется только по желанию претендента), начальник чиновника, представитель общественности, проситель, представитель местной мафии, жена чиновника, совесть чиновника, группа экспертов.

    Игра начинается с разговора начальника с чиновником. Дальнейший порядок игры описан в игровой ситуации. Затем дается слово экспертам, которые высказывают свое мнение по поводу происходящего и подводятся итоги игры (какое решение в итоге принимает чиновник и почему).

     

    Упражнение «Хорошие пожелания»

    Цель: завершение занятия.

    Продолжительность: 5-10 минут.

    Процедура проведения

    Ведущий: «Наше занятие подходит к концу, давайте мы вместе возьмемся за руки и каждый из вас по очереди пожелает группе успешного дня, удачи и конструктивного разрешения всех конфликтных ситуаций».

    Юлия ЕРМАК,

    психолог

  • Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

    Copyright © 2016 Журнал "Кем Быть?". All Rights Reserved.

  • Разработка и продвижение сайта - GREYMedia