Рынок образовательных услуг республики постоянно обновляется, в учебных заведениях появляются новые специальности. Учреждения всех ступеней профессионального образования на высоком качественном уровне готовят кадры для различных отраслей экономики. Но, к сожалению, многие молодые специалисты не выдерживают конкуренции на рынке труда или в процессе адаптации на первом рабочем месте и, как следствие, они разочаровываются в полученной профессии.
В чем причина неудач молодых людей? Возможно, одной из причин является поверхностный выбор профессии в юности. Как известно, юность – возраст самоопределения. Кем быть? Каким быть? В какой сфере себя реализовать? Эти и многие другие вопросы встают перед старшеклассниками. Ответить на них самостоятельно сложно, поэтому многие ждут ответов от педагога-психолога. «Скажите», «Посоветуйте», «Кем мне пойти работать?», «Что для меня лучше?» и т. д. Для разрешения проблемной ситуации, связанной с выбором профессии, педагог-психолог планирует и использует различные формы профориентационной работы. more_horiz Читать полностью
Когда ребенок оканчивает школу и ему предстоит выбрать профессию – это трудный и ответственный момент, и решение, принятое в это время, будет влиять на всю его дальнейшую жизнь. Родители, задумываясь о планах детей, связанных с выбором профессии и места дальнейшего (уже профессионального) образования, должны проявлять участие, помогать и направлять ребенка. Как именно должно происходить это взаимодействие?
Около 70 % родителей уверены в том, что желание ребенка при выборе профессии нужно учитывать. Но лишь 4 % готовы согласиться, чтобы ребенок самостоятельно выбрал будущую профессию. Поэтому оснований для укрепления взаимодействия классного руководителя и педагога-психолога с семьей старшеклассника по вопросам профессионального самоопределения появляется вполне достаточно.
Сразу важно обозначить, что понимается под таким взаимодействием. Взаимодействие – это не общие разговоры, а реальное решение конкретных задач. more_horiz Читать полностью
Родительские собрания являются важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика. Кроме того, это отличное средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Все педагоги, как молодые, так и опытные, задумываются о том, как занять правильную ролевую позицию в отношениях с родителями на собрании. Речь идет о позиции, которая поддержала бы профессиональный статус самих педагогов, позволила бы решить поставленные задачи, а также активизировала личностные ресурсы присутствующих на собрании родителей.
Профориентационная работа с учащимися подросткового возраста охватывает период с 5 по 9 классы. Целью профориентационной работы на данном образовательном этапе является формирование мотивов, потребностей и интереса к выбору профессии, а также развитие профессионального самосознания учащихся.
Главная особенность данного этапа состоит в постепенном переходе школьников на качественно новый уровень социального развития, когда, с одной стороны, формируется сознательное отношение к себе как к субъекту общественных отношений, а с другой, – готовность к трудовой общественно полезной деятельности.
Проведение учебно-воспитательных мероприятий должно строиться с учетом индивидуальных особенностей взрослеющего ребенка, на основе тактичного и уважительного отношения к его инициативе, самостоятельности и интересам.
Готовность человека к трудовой деятельности определяется его психологической и практической готовностью. Воспитание психологической и практической готовности к труду является необходимым условием решения задач профессиональной ориентации учащихся. Целенаправленно оно начинается на этапе младшего школьного возраста и продолжается в 6-7-х классов, обеспечивая преемственность в содержании, формах и методах проводимой работы.
Все давнымдавно усвоили, что школа – это первая ступенька во взрослую жизнь. Мы не устаем повторять ребенку: «Учись хорошо, это понадобится тебе в будущем!» Дети же не устают доказывать своими действиями, что не очень нам верят, и учатся спустя рукава.
Есть и другая крайность. Ребенок очень ответственно относится к своим школьным обязанностям. Сидит за домашним заданием все свободное время. Ни на спорт, ни на отдых не тратится ни минутки, что уже говорить о кино или прогулках. Каждая плохая отметка – это настоящая трагедия, масса негатива и даже слез. В таком случае родители переживают за здоровье ребенка, тратят собственные нервы и завидуют соседям, которые не знают, как усадить свое чадо заниматься после школы.
При этом на вопрос «Что такое хорошая учеба в школе?» все родители без колебаний отвечают: «Это хорошие школьные отметки!» Однако, такой упрощенный подход приводит к целому ряду негативных последствий.
Динамика развития группы такова, что в ней могут возникать деструктивные процессы, разрушительные по своей сути. В этом материале мы познакомимся с типичными трудностями, которые могут возникнуть на групповых занятиях.
Рассмотрим роли, которые берут на себя некоторые учащиеся, а также то, как эти роли влияют на групповые процессы и на эффективность (продуктивность) занятий.
Цель: Формирование у учащихся активного отношения к сознательному и самостоятельному выбору профессии; формирование положительного отношения к различным видам трудовой деятельности.
Игра-дискуссия проводится в форме литературного монтажа с включением материалов из истории развития профессий, рассказов о профессиональной чести и достоинстве; опроса по анкете о профнамерениях; различных конкурсов.
Для подведения итогов создается жюри. В его состав могут входить педагоги и учащиеся, а также родители.
В оформлении кабинета используются пословицы, поговорки о труде, высказывания выдающихся людей. Организовывается выставка швейных и кулинарных изделий.