Цель: вовлечь учащихся в смыслотворческую деятельность, чтобы помочь им сформировать положительное мнение о профессиях, связанных с общественным питанием.
Учащиеся делятся на творческие группы согласно их способностям и интересам. В состав творческих групп входят и педагоги. Каждая группа получает определенное задание:
Ведущий:
– Пища в жизни человека очень важна. Пища – это энергетический и строительный материал для нашего тела. Она является источником здоровья, силы, бодрости и красоты. Чтобы человек был здоровым, многие годы сохранял активность, творческую работоспособность, он должен получать достаточное количество необходимых питательных веществ в определенных, нужных для организма пропорциях.
Люди могут есть в столовых, ресторанах и кафе. Общественное питание – это вид деятельности, связанный с производством, переработкой, реализацией и организацией потребления продуктов питания и оказанием услуг населению. Есть немало хороших профессий, связанных со сферой общественного питания. Давайте познакомимся с ними. Об этом первая страница нашего устного журнала – «В мире «вкусных» профессий».
Чтец:
– Коль покушал – будешь весел,
А голодный нос повесил.
Сейчас хотим вам толком рассказать
О тех профессиях, что можно «вкусными» назвать.
Чтобы еда была на столе,
Трудится много прекрасных людей.
Мы в магазине еду покупаем,
В школьной столовой все блюда съедаем.
И понимать непременно должны:
Эти профессии очень важны.
В. Митько
(Выходит группа учащихся из четырех человек с сообщениями о профессиях.)
Ученик 1:
– Технолог пищевого производства – специалист, отвечающий за качество производимых пищевых продуктов на всех этапах: от поступления сырья до момента упаковки готовой продукции.
Ученик 2:
– Шоколатье – редкая красивая и завораживающая профессия, в названии которой чувствуется вкус шоколада. Шоколатье создает новые вкусы и формы шоколада. Мастера этой профессии, как дегустаторы, не употребляют в пищу острых приправ, не курят и не пользуются парфюмом. Хорошее обоняние и умение отличать вкусы – основа успеха любого шоколатье. Это творческая работа, которая требует знаний о физических и химических свойствах продукта. Правильно приготовить шоколад и сохранить его товарный вид – все эти тонкости знает шоколатье. Место работы шоколатье – кондитерская фабрика.
Ученик 3:
– Технолог общественного питания – это специалист по разработке, производству кулинарной и кондитерской продукции на предприятиях общественного питания и контролю за ее качеством.
Ученик 4:
– Пиццмейкер или пиццайоло – так называют мастера по приготовлению пиццы. Он должен знать рецептуру теста и различной начинки для пиццы, владеть технологией выпечки. Необходимо также уметь соответствующим образом оформить блюдо, выступив в качестве дизайнера.
Ученик 1:
– Пекарь – специалист по выпеканию хлеба и хлебобулочных изделий. Пекарю нужно обладать физической выносливостью, так как он работает в горячем цеху у жарких печей в пекарне, на хлебозаводе. Пекарь должен знать способы подготовки и выпечки теста, иметь обонятельную и вкусовую память, быть аккуратным.
Ученик 2:
– Повар – одна из древнейших в мире профессий. Это специалист по приготовлению пищи. Хорошего повара иногда называют волшебником, ведь он может из самых обычных продуктов приготовить настоящий шедевр, который доставит радость и наслаждение людям. В этой профессии требуется проявлять воображение и эстетический вкус. Повар должен знать основы кулинарии, требования к приготовлению различных блюд и обработке продуктов, рецепты блюд, диетические рецепты, а также уметь работать с кухонной утварью.
Ученик 3:
– Кондитер – мастер по изготовлению сладостей. Мастерство приготовления вкуснейших лакомств – кондитерских изделий – ценилось во все времена, а некоторые их секреты до сих пор хранятся в строгой тайне. Художественный вкус, творческое воображение – необходимые составляющие успешного кондитера.
Ученик 4:
– Официант – работник предприятия общественного питания, который обслуживает клиентов. Вежливость, знание этикета, чувство юмора, пунктуальность, опрятность, умение предупредить и уладить конфликт – основные качества, присущие людям этой профессии. Официант будто гостеприимный и радушный хозяин: встречает гостей, предлагает попробовать лучшие блюда, учтив и вежлив. В его обязанность входит сервировка стола. Главная задача – качественно обслужить клиентов, чтобы они захотели прийти еще раз.
Ученик 1:
– Бармен – человек, занимающийся приготовлением напитков и коктейлей. Он варит кофе, обслуживает посетителей бара. Хорошая память, внимательность, способность к быстрому устному счету, знание ассортимента напитков, вежливость и личное обаяние – такие требования предъявляются к этим профессионалам.
Ученик 2:
– Эти профессии требуют постоянного поиска, творческой фантазии, терпения. Смысл работы таких специалистов – доставлять людям радость.
Ученик 3:
– Кулинарное искусство приобретается человеком в течение долгих лет учебы и практики. Кулинарный талант заключается в том, чтобы установить свои отношения к продуктам и блюдам.
Ученик 4:
– Для молодежи, посвятившей себя области общественного питания, созданы все условия для творчества и профессионального роста.
Ведущий:
– Кулинария – в переводе с латинского – «кухня», искусство приготовления пищи. Кулинарное искусство таит в себе много интересного. Заглянем в историю. Об этом – вторая страница нашего журнала – «Историческое ассорти».
(Учащиеся выступают с сообщениями.)
Ученик 1:
– Приготовление пищи – самая древняя отрасль человеческой деятельности. Человек ел мясо еще со времен каменного века. Правда, первоначально – сырым. Люди не знали, что мясо становится вкусней при тепловой обработке, до тех пор, пока оно случайно не упало в огонь.
Ученик 2:
– История кулинарии берет свое начало примерно 200 000 лет до н. э., с появлением человека разумного. Эпохой подъема в кулинарии было время существования Древней Греции. В Афинах одним из праздничных блюд была маленькая маслина, запеченная внутри голубя, который помещался в козленка, козленок был внутри овцы, а овца – внутри быка. И все это медленно жарилось на вертеле. Самому почетному гостю доставалась маслина. В Древней Греции кухня была уделом женщины – хозяйки дома.
Ученик 3:
– 140 000-110 000 лет до н. э., с появлением человека разумного, начали использовать огонь для приготовления пищи. 80 000-40 000 лет до н. э. человек научился измельчать пищу, перемалывать, зажаривать и запекать.
Ученик 4:
– 1300 лет до н. э. в Китае был записан первый в мире рецепт салата с маринованным карпом. В начале первого тысячелетия в Древнем Риме открываются первые школы, обучающие поварскому искусству. 1200 год ознаменован появлением первой лапши – в Индии и арабских странах. В 1765 году в Париже открылся первый ресторан в мире.
Ведущий:
– Интересна история столовых приборов, посуды. Отгадайте загадку:
Чтоб поужинать всем дружно,
Что на стол поставить нужно?
Глубокую иль мелкую
Для еды… (тарелку).
Ученик 5:
– Послушайте историю появления тарелки. Сначала даже столы отчасти являлись тарелкой. Например, в Европе, в VIII веке, на королевских пирах пища выкладывалась в специальные углубления, выдолбленные в дубовых столах. Еду брали руками. Позже, примерно в XIII веке, еду перекладывали на большие круглые куски хлеба. Такой хлебный ломоть был прообразом тарелки. И только в XIV веке во Франции начали пользоваться чем-то похожим на современные тарелки. Делали их тогда из олова и дерева. В Древней Руси пищу с XI века подавали на общих блюдах – деревянных, глиняных, оловянных, стальных. В боярских домах была серебряная и золотая посуда. И только с XVIII века тарелки стали неотъемлемым атрибутом трапезы. В это же время в Европе был открыт секрет производства фарфора. И это послужило распространению тарелки.
Ведущий:
– Отгадайте загадку:
Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждет лошадка у ворот –
Открывай пошире рот.
(Ложка)
Ученик 1:
– Ложка известна человечеству очень давно. В Европе в древности ложки были деревянными, а в Греции часто пользовались в качестве ложек морскими ракушками. Египтяне делали ложки из слоновой кости, дерева и даже из камня. Римляне – из бронзы и серебра. Современную форму ложка приобрела в XVIII веке. На Руси ложки известны издавна. Упомянуты они, например, в «Повести временных лет».
Ведущий:
– Постарайтесь отгадать следующую загадку:
Им ты режешь все продукты:
Мясо, овощи и фрукты.
Заточи – и он хорош.
Осторожно! Это… (нож).
Ученик 2:
– Нож – самый древний столовый прибор. В каменном веке люди делали ножи из кости, рога и камня. У каждого мужчины был нож. Около пяти тысяч лет назад человек научился добывать и обрабатывать металл и стал изготавливать ножи из меди и бронзы. В железном веке железный нож постепенно вытесняет остальные. С началом промышленной революции кустарное производство ножей сменяется заводским, меняются конструкция и материалы ножей. Хоть кухонный нож и пришел к нам еще с незапамятных времен, но и по сей день он является незаменимым предметом быта.
Ведущий:
– Интересно, о каком столовом приборе следующая загадка:
Зубы есть,
Да не умею есть.
Но кусок наколю
И тебя накормлю.
(Вилка)
Ученик 3:
– Первые вилки сначала с двумя зубцами появились в IX веке в Древней Греции. В X веке небольшие вилки с двумя зубцами появились в Византии, откуда и распространились по Европе. В XV-XVI вв. вилка стала предметом роскоши, ею пользовались богатые люди. Из-за этого она попала в жестокую опалу. Помогли всеобщему признанию вилки огромные кружевные воротники, очень модные в XVI веке. Они были очень дорогими, и чтобы их не пачкать за едой, стали приспосабливаться к вилке. Вилку изогнутой формы в XVIII веке придумали немцы. С тех пор зубцов у классической вилки четыре.
Ведущий:
– Подумайте над следующей загадкой:
В ней варят щи, компот и кашу
На всю семью большую нашу.
(Кастрюля)
Ученик 4:
– В давние времена в качестве кастрюли использовали большие раковины, черепа животных, скорлупу и оболочки плодов. Около семи тысяч лет назад древние гончары открыли, что глина в огне становится твердой, как камень. С тех пор керамическая посуда многие века служила людям. Появились горшки – предки современной кастрюли. Обожженные в огне, покрытые глазурью, они становились отличной посудой для приготовления пищи. Те горшки, в которых еда подавалась на стол, украшались богаче. А обычные, печные, оставались без украшений. Но самыми удобными и незаменимыми стали металлические кастрюли. Сначала их изготавливали из бронзы. С открытием алюминия предметом моды и роскоши стали алюминиевые кастрюли. Но безопаснее для здоровья пользоваться эмалированной посудой или посудой из нержавеющей стали.
Чтец:
– На кухне у мамы немало приборов,
У каждого свой и характер, и норов!
Здесь терка морковке царапает нос,
Умчался бы чайник, да нет там колес!
Танцуют без устали звонкие ложки,
А ножик с картошки снимает одежки.
И кружится сито, и скачет дуршлаг –
Вода в нем не держится просто никак!
Над мясом рычит мясорубка-тигрица,
Толкушке на полке опять не сидится:
Готова все время толочь и толочь.
Одна с ними мама, ей нужно помочь!
Когда я на кухне вожусь вместе с ней,
Обед получается вдвое вкусней!
М. Тахистова
Чтец:
– Учусь я у мамы обед стряпать вкусно,
Чтоб в будущем стать кулинаром искусным.
Секретов немало хочу перенять,
А фирменных блюд ее не сосчитать.
Мы все приготовим, украсим, разложим,
Мы вместе придумывать многое можем.
Пускай за едой к вам придет аппетит:
Кто ест с аппетитом, всегда будет сыт!
В. Митько
Ведущий:
– Перефразируя известную пословицу «Аппетит приходит во время еды», мы скажем: «Интерес приходит во время игры»! Представляем третью страницу нашего журнала – «Играем с аппетитом».
И первое наше задание – «Аукцион блюд». Знаете ли вы, что существует около 1200 блюд из картофеля? Давайте за одну минуту назовем блюда из картофеля. Победят те, кто назовет блюдо последним, и кто назовет большее количество блюд.
(Победителям вручаются призы: самодельные брошюрки с рецептами блюд, изготовленные членами факультатива «Здоровое питание», и фрукты: яблоко, банан, апельсин.)
Ведущий:
Хлеб – основной продукт питания. И профессия пекаря – важная и почетная. Есть много пословиц и поговорок о хлебе. На экране – пословицы о хлебе с пропущенными словами. Ваша задача – добавить слово и прочитать пословицу.
(Ведущий вызывает зрителей из зала, поднявших руку. Самые активные получают призы. Можно предложить зрителям прочитать пословицы хором.)
Примеры пословиц:
– Не в пору … (обед), коли хлеба нет.
– Хлеб – … (батюшка), водица – матушка.
– Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска – и стол … (доска).
– Земля – тарелка, что положишь, то и … (возьмешь).
– Голодной куме все хлеб … (на уме).
– Доплясались, что … (без хлеба) остались.
– Сытый считает звезды на небе, а … (голодный) думает о хлебе.
– Красна … (изба) не углами, а пирогами.
Ведущий:
– Молодцы! Помните, что хлеб заслуживает разумного и бережного отношения. А следующее задание называется «Да/нет». Я буду зачитывать вам утверждения. Если вы согласны, говорите «да» и хлопайте в ладоши; если не согласны, говорите «нет» и топайте ногами.
Примеры утверждений:
– Хорошо пережевывать – значит ощущать вкус пищи. (Да)
– Кондитер – это мастер по изготовлению сладостей. (Да)
– Маринованные яблоки более полезны, чем свежие. (Нет)
– Если мне предложат чипсы и отварной молодой картофель, я выберу отварной картофель. (Да)
– Ананас – это плод травянистого растения. (Да)
– Салаты нужно есть редко. (Нет)
– Безопаснее для здоровья пользоваться эмалированной кастрюлей или кастрюлей из нержавеющей стали. (Да)
– Кондитерская фабрика «Коммунарка» находится в Минске, а фабрика «Спартак» – в Гомеле. (Да)
– Правильное питание помогает человеку сохранить здоровье. (Да)
Ведущий:
– Молодцы! Друзья, предлагаю вам снова посмотреть на экран, где зашифрованы слова. Переставьте буквы так, чтобы получились названия напитков.
Примеры слов:
и л ь с е к (кисель)
о к а а к (какао)
а й ч (чай)
к т о п о м (компот)
р с о м (морс)
Ведущий:
– А теперь приглашаем не зевать,
Хором слово добавлять!
– Чтоб здоровым оставаться,
Нужно правильно … (питаться).
– Открывай пошире рот –
Кушай вкусный … (бутерброд).
– Что за радость наша –
Гречневая … (каша)!
– Детям польза велика
От парного … (молока).
– Витаминами богат
Вкусный овощной … (салат).
– По рецепту, как в аптеке,
Месит тесто знатный … (пекарь).
– Повар, это не секрет,
Сварит вкусный нам … (обед).
– Торт, какой вы захотите,
Испечет для вас … (кондитер).
– Ложка, миска, чашка, блюдо –
Это чистая … (посуда).
– В школе получаем знания
По здоровому … (питанию).
(Автор слов игры – В. Митько)
Ведущий:
– Молодцы! Спасибо за дружные ответы и за активное участие в игровой программе!
Друзья, мы совершили увлекательное путешествие в мир кулинарных профессий и убедились, сколько интересного таит в себе эта сфера деятельности. Надеемся, что полученная информация была интересной. И тем, кто выберет профессию, связанную с общественным питанием, и тем, кто просто будет заниматься кулинарным искусством дома. Мы желаем всем успехов, здоровья и кулинарных открытий.
Давайте почувствуем себя в роли кондитеров. При выходе из зала вы увидите два макета тортов и цветочки. Украсьте, пожалуйста, один из тортов цветочком красного цвета, если вам понравилось наше занятие, или цветочком синего цвета, если вам было скучно. Эти торты будут украшать кабинет трудового обучения. А о выборе ваших цветочков мы поговорим на следующей встрече. До свидания! И всегда приятного вам аппетита!
(Звучит музыка. Зрители покидают актовый зал и украшают макеты тортов.)
Вера МИТЬКО,
педагог-организатор ГУО «Молодечненская
специальная общеобразовательная школа-интернат»