Выбор профессии – это ответственный шаг в жизни ребенка, который влияет на весь его дальнейший путь, именно поэтому в образовательной среде уделяется особое внимание профориентационной работе. Задача педагогического коллектива – не только грамотно организовать профориентационное сопровождение каждого ученика, но и привлечь к этому процессу родителей, активизировать их потенциал для совместной работы. Ведь именно они должны уделить должное внимание ребенку, который выбирает свое будущее, связанное с выбором профессии и места дальнейшего, уже профессионального образования.
Профориентационное взаимодействие педагогического коллектива с родителями – продолжительный во времени процесс, предполагающий реальное решение конкретных задач, которые помогают ребенку сделать самостоятельный выбор будущей профессии, соответствующей его индивидуальным способностям и интересам, а также отражающей реальную востребованность на современном рынке труда.
Профориентационное взаимодействие с родителями предполагает:
Важным условием организации взаимодействия с родителями является совместное составление планов и мероприятий по профориентации. Для этого лучше заранее подготовить план профориентационной работы и обсудить его, дополнив новыми предложениями. Лучше, если такой план совместной работы будет не просто проговорен, но и представлен в письменном виде. И уже на других собраниях заслушивать отчеты по выполнению конкретных пунктов такого плана. Причем заслушивать не только педагогов и педагогов-психологов, но и тех родителей, которые возьмутся за выполнение отдельных пунктов.
Работа с родителями может проходить в следующих формах:
1. Проведение родительских собраний, на которых обсуждаются следующие вопросы:
«Как правильно выбрать профессию»,
«Роль семьи в подготовке школьников к выбору профессии»,
«Как мы можем помочь нашим детям найти свое профессиональное призвание» (темы примерные).
На собраниях необходимо информировать родителей о кружковых и факультативных занятиях, способствующих развитию интересов и склонностей детей, о наиболее востребованных профессиях и путях их получения, о днях открытых дверей, профориентационных службах, где можно пройти профориентацинную диагностику и получить консультацию специалиста.
2. Организация родительских лекториев по вопросам профориентации.
Проводить занятия с родителями могут не только специалисты школы, но и приглашенные специалисты из центров занятости, представители учебных заведений разных ступеней образования и другие специалисты, профессионально занимающиеся вопросами выбора профессии.
3. Организация диспутов и дискуссий по вопросам профессионального и личностного самоопределения с приглашением учащихся, родителей, преподавателей вузов и колледжей, по возможности, и представителей близлежащих организаций. Для этого желательно обозначить конкретную проблему, связанную с профессиональным самоопределением, подготовить основных докладчиков (например, из числа учащихся или родителей) и организовать саму дискуссию.
4. Проведение индивидуальных бесед.
В индивидуальной беседе педагог помогает родителям принять мысль, что ребенок имеет право на собственное решение и объясняет, что они должны стать источником поддержки и помощи для ребенка, а также обязательно уважать его самостоятельный выбор. Можно посоветовать родителям заняться поиском ресурсов для профессионального самоопределения ребенка и его поступления в учебное заведение. В этом случае оптимальным вариантом будет организовать совместный поиск информации (в сети интернет, справочниках), посещение дней открытых дверей, ярмарок учебных заведений и т.д.
Надежда ЕРМАЛОВИЧ,
директор ГУО «Горковская средняя школа»