КЕМ БЫТЬ? журнал компас в мире
профессий
  • Главная
  • О журнале
    • Редакционный совет
    • К читателям
  • Рубрики
    • Представляем учебное заведение
    • Представляем факультет
    • Знакомим с профессией
    • Абитуриентам
    • Актуально
    • Профориентир
    • Проверено на себе
    • Страничка психолога
    • В копилку педагога
    • Вопрос-ответ
    • Личность
    • Из опыта работы
    • Музыкальная гостинная
    • Город мастеров
    • После уроков
    • Это интересно
  • Печатное издание
    • Подписка
    • Анонс
    • Архив
  • Контакты
    • Журнал «Кем быть?»
    • »
    • Записи
    • »
    • В копилку педагога
    • »
    • Рекомендации по групповой работе с подростками

    Рекомендации по групповой работе с подростками

    kb10_2015-20a

    Динамика развития группы такова, что в ней могут возникать деструктивные процессы, разрушительные по своей сути. В этом материале мы познакомимся с типичными трудностями, которые могут возникнуть на групповых занятиях.

    Рассмотрим роли, которые берут на себя некоторые учащиеся, а также то, как эти роли влияют на групповые процессы и на эффективность (продуктивность) занятий.

    «Сомневающийся». Все подвергает сомнению, выдвигая свои контраргументы. Как правило, по типу темперамента – «флегматик». Типичные высказывания: «Это задание ничего не дает», «А почему так, можно и иначе…» и т.п. Своим скептицизмом способен «заразить» окружающих.

    Разновидностями «сомневающегося» могут быть «отрицающий» и «ворчун». Последний не способен влиять на продуктивность занятий, так как он чаще всего пассивно выражает свое несогласие.

    Рекомендации. Преподаватель должен быть эрудированным, так как при общении с «сомневающимся» нужны весомые аргументы и логичные доводы. В противном случае вы не сможете продолжать занятие, используя демократический стиль управления, будете вынуждены перейти к авторитарному стилю, что может вызвать протест всей группы. Можно делегировать часть своих функций «сомневающемуся» и предложить ему провести часть урока.

    kb10_2015-20

    «Несобранный». Все время теряет школьные принадлежности, суетится и постоянно не успевает за группой. Это происходит из-за низкой саморегуляции (самоорганизации) или желания привлечь к себе внимание. Такой ученик отвлекает от работы других, а если учесть, что занятия по содержанию насыщены и, как правило, нормируются по времени, то результат предсказуем. Суетливость и нервозность «несобранного» может постепенно передаться всей группе.

    Разновидностью «несобранного» может быть «тихоня». Он невнимателен, но пассивен и не старается привлечь к себе внимание.

    Рекомендации. Учитель должен разместить «несобранного» как можно ближе к своему рабочему месту. Так проще контролировать рассеянность, которая свойственна таким ученикам. Дело в том, что непосредственная близость взрослого будет заставлять «несобранного» сконцентрироваться.

    kb10_2015-21

    «Правильный». Притягивает к себе внимание постоянными рассуждениями о необходимости и полезности предлагаемых упражнений. Может часто переспрашивать о правильности действий, тем саамы «набивая оскомину» у окружающих. Из-за подобного поведении возможен конфликт с «сомневающимся». В результате – сорванное занятие и, что еще хуже, неблагоприятный социально­психологический климат.

    «Правильный» чаще всего с детства привык к вниманию заботливых родителей. Он уверен, что похвала взрослого – это награда, поэтому выбирает образ «социально­желательного поведения». Так «правильный» получает необходимую ему награду, но не думает о том, что своим докучающим поведением мешает преподавателю следить за тем, как выполняют задание другие, а также о том, что такое поведение сбивает одноклассников, мешает им сконцентрироваться на задании.

    Рекомендации. Учителю необходимо оценивать «правильного», таким образом, стимулируя его активность.

    Важно хвалить не за промежуточные успехи, а за выполненное задание, за итоговый результат.

    kb10_2015-22

    «Шут». Обладает холерическим темпераментом, часто безудержный, подвижный, неуравновешенный. Своим несерьезным отношением к работе и вызывающим поведением способен вывести класс из делового режима, превратив занятия в «балаган». Может заразить окружающих своим поведением. Это опасно.

    Рекомендации. Учитель должен побеседовать с таким учеником один на один, объяснив, что тот отвлекает окружающих и мешает работать. Можно также делегировать этому ученику часть своих функций и предложить роль ведущего в малой группе при выполнении упражнений. Главное: перевести активность учащегося в позитивное русло.

    «Слабый». Умелый манипулятор, тонко чувствующий настроение окружающих, а также их отношение к своей персоне. Часто вынуждают оказать помощь, используют других в своих целях. Типичная фраза: «Ой, а у меня ни­ чего не получается…». Произносится с чувством сожаления и обиды.

    Такое поведение характерно для избалованных детей, которые привыкли считать, что им необходима опека и защита. Чаще всего на занятиях такой ребенок мешает работать не только своему соседу, но и классу в целом.

    Рекомендации. Учитель должен выбрать для «слабого» такое рабочее место, которое не будет находиться рядом с местами «популярных» учеников. В качестве стимула, который будет замещать прежнее влияние, можно использовать похвалу. Главное: не переусердствовать.

    kb10_2015-23

    «Проектор». Проецирует свои мысли на окружающих. Начинает высказывания с местоимений «мы», «нас», что создает впечатление, будто бы он отвечает от лица всех присутствующих членов группы. Именно такие учащиеся, как правило, инициируют «коллективный негатив». Например, типичная фраза «проектора»: «Нам так много задают на дом, когда мы все успеем сделать…».

    Такая позиция характерна для инфантильных, неуверенных в себе, ищущих внимания к своей персоне. У «проекторов» неплохо развита интуиция, благодаря которой они улавливают настроение аудитории, играя на сиюминутных потребностях группы.

    Рекомендации. Самый простой способ ограничить влияние «проектора» – жесткий визуальный контакт. Это тактический трюк, так как чтобы начать рассуждать, «проектор» старается «слиться» с окружающими, высказать мнение незаметно. Постоянный зрительный контакт будет стеснять его.

    Особые рекомендации по работе с агрессивными детьми

    Лучше не отвергать и не игнорировать агрессивных детей, так как они отличаются мстительностью и злопамятностью.

    Никогда не позволяйте себе оскорбление. Не используйте жаргонные и бранные слова. Такая сдержанность не даст агрессивному ребенку права оскорбить вас.

    Никогда не угрожайте и не шантажируйте. В какой-то момент такое поведение перестает работать: ваши слова не будут оказывать должное влияние на агрессивного ребенка, кроме того, в его глазах вы будете выглядеть неубедительно.

    Помните: «воинственность» агрессивного ребенка можно уравновесить спокойствием.

    Общайтесь демократично. Будьте бдительны: частые попытки и просьбы, в которых вы призываете к порядку, могут оказать медвежью услугу. Так вы рискуете попасть в зависимость от поведения агрессивного ребенка. Во время диалога лучше соблюдайте социальную дистанцию.

    Действуйте с учетом поведенческих особенностей и ответных реакций агрессивного ребенка.

    Вместе с ребенком обсудите его поведение, но делать это стоит только после того, как он успокоится.

    Выясните причины агрессивного поведения и поговорите о том, что могло бы решить проблему. Предлагайте что-то свое только в дополнение к пожеланиям, которые выскажет ребенок.

    Займите агрессивного ребенка: определите его конкретные обязанности в классе, назначьте ответственным за что-либо.

    Находите повод для положительных оценок. Это поможет ребенку убедиться, что претензии были к его поступку, а не к личности в целом.

    Ирина ЛИТВИНА, ведущий психолог учреждения «Городской ресурсный центр»

  • Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

    Copyright © 2016 Журнал "Кем Быть?". All Rights Reserved.

  • Разработка и продвижение сайта - GREYMedia