
Динамика развития группы такова, что в ней могут возникать деструктивные процессы, разрушительные по своей сути. В этом материале мы познакомимся с типичными трудностями, которые могут возникнуть на групповых занятиях.
Рассмотрим роли, которые берут на себя некоторые учащиеся, а также то, как эти роли влияют на групповые процессы и на эффективность (продуктивность) занятий.
«Сомневающийся». Все подвергает сомнению, выдвигая свои контраргументы. Как правило, по типу темперамента – «флегматик». Типичные высказывания: «Это задание ничего не дает», «А почему так, можно и иначе…» и т.п. Своим скептицизмом способен «заразить» окружающих.
Разновидностями «сомневающегося» могут быть «отрицающий» и «ворчун». Последний не способен влиять на продуктивность занятий, так как он чаще всего пассивно выражает свое несогласие.
Рекомендации. Преподаватель должен быть эрудированным, так как при общении с «сомневающимся» нужны весомые аргументы и логичные доводы. В противном случае вы не сможете продолжать занятие, используя демократический стиль управления, будете вынуждены перейти к авторитарному стилю, что может вызвать протест всей группы. Можно делегировать часть своих функций «сомневающемуся» и предложить ему провести часть урока.

«Несобранный». Все время теряет школьные принадлежности, суетится и постоянно не успевает за группой. Это происходит из-за низкой саморегуляции (самоорганизации) или желания привлечь к себе внимание. Такой ученик отвлекает от работы других, а если учесть, что занятия по содержанию насыщены и, как правило, нормируются по времени, то результат предсказуем. Суетливость и нервозность «несобранного» может постепенно передаться всей группе.
Разновидностью «несобранного» может быть «тихоня». Он невнимателен, но пассивен и не старается привлечь к себе внимание.
Рекомендации. Учитель должен разместить «несобранного» как можно ближе к своему рабочему месту. Так проще контролировать рассеянность, которая свойственна таким ученикам. Дело в том, что непосредственная близость взрослого будет заставлять «несобранного» сконцентрироваться.

«Правильный». Притягивает к себе внимание постоянными рассуждениями о необходимости и полезности предлагаемых упражнений. Может часто переспрашивать о правильности действий, тем саамы «набивая оскомину» у окружающих. Из-за подобного поведении возможен конфликт с «сомневающимся». В результате – сорванное занятие и, что еще хуже, неблагоприятный социальнопсихологический климат.
«Правильный» чаще всего с детства привык к вниманию заботливых родителей. Он уверен, что похвала взрослого – это награда, поэтому выбирает образ «социальножелательного поведения». Так «правильный» получает необходимую ему награду, но не думает о том, что своим докучающим поведением мешает преподавателю следить за тем, как выполняют задание другие, а также о том, что такое поведение сбивает одноклассников, мешает им сконцентрироваться на задании.
Рекомендации. Учителю необходимо оценивать «правильного», таким образом, стимулируя его активность.
Важно хвалить не за промежуточные успехи, а за выполненное задание, за итоговый результат.

«Шут». Обладает холерическим темпераментом, часто безудержный, подвижный, неуравновешенный. Своим несерьезным отношением к работе и вызывающим поведением способен вывести класс из делового режима, превратив занятия в «балаган». Может заразить окружающих своим поведением. Это опасно.
Рекомендации. Учитель должен побеседовать с таким учеником один на один, объяснив, что тот отвлекает окружающих и мешает работать. Можно также делегировать этому ученику часть своих функций и предложить роль ведущего в малой группе при выполнении упражнений. Главное: перевести активность учащегося в позитивное русло.
«Слабый». Умелый манипулятор, тонко чувствующий настроение окружающих, а также их отношение к своей персоне. Часто вынуждают оказать помощь, используют других в своих целях. Типичная фраза: «Ой, а у меня ни чего не получается…». Произносится с чувством сожаления и обиды.
Такое поведение характерно для избалованных детей, которые привыкли считать, что им необходима опека и защита. Чаще всего на занятиях такой ребенок мешает работать не только своему соседу, но и классу в целом.
Рекомендации. Учитель должен выбрать для «слабого» такое рабочее место, которое не будет находиться рядом с местами «популярных» учеников. В качестве стимула, который будет замещать прежнее влияние, можно использовать похвалу. Главное: не переусердствовать.

«Проектор». Проецирует свои мысли на окружающих. Начинает высказывания с местоимений «мы», «нас», что создает впечатление, будто бы он отвечает от лица всех присутствующих членов группы. Именно такие учащиеся, как правило, инициируют «коллективный негатив». Например, типичная фраза «проектора»: «Нам так много задают на дом, когда мы все успеем сделать…».
Такая позиция характерна для инфантильных, неуверенных в себе, ищущих внимания к своей персоне. У «проекторов» неплохо развита интуиция, благодаря которой они улавливают настроение аудитории, играя на сиюминутных потребностях группы.
Рекомендации. Самый простой способ ограничить влияние «проектора» – жесткий визуальный контакт. Это тактический трюк, так как чтобы начать рассуждать, «проектор» старается «слиться» с окружающими, высказать мнение незаметно. Постоянный зрительный контакт будет стеснять его.
Лучше не отвергать и не игнорировать агрессивных детей, так как они отличаются мстительностью и злопамятностью.
Никогда не позволяйте себе оскорбление. Не используйте жаргонные и бранные слова. Такая сдержанность не даст агрессивному ребенку права оскорбить вас.
Никогда не угрожайте и не шантажируйте. В какой-то момент такое поведение перестает работать: ваши слова не будут оказывать должное влияние на агрессивного ребенка, кроме того, в его глазах вы будете выглядеть неубедительно.
Помните: «воинственность» агрессивного ребенка можно уравновесить спокойствием.
Общайтесь демократично. Будьте бдительны: частые попытки и просьбы, в которых вы призываете к порядку, могут оказать медвежью услугу. Так вы рискуете попасть в зависимость от поведения агрессивного ребенка. Во время диалога лучше соблюдайте социальную дистанцию.
Действуйте с учетом поведенческих особенностей и ответных реакций агрессивного ребенка.
Вместе с ребенком обсудите его поведение, но делать это стоит только после того, как он успокоится.
Выясните причины агрессивного поведения и поговорите о том, что могло бы решить проблему. Предлагайте что-то свое только в дополнение к пожеланиям, которые выскажет ребенок.
Займите агрессивного ребенка: определите его конкретные обязанности в классе, назначьте ответственным за что-либо.
Находите повод для положительных оценок. Это поможет ребенку убедиться, что претензии были к его поступку, а не к личности в целом.
Ирина ЛИТВИНА, ведущий психолог учреждения «Городской ресурсный центр»