КЕМ БЫТЬ? журнал компас в мире
профессий
  • Главная
  • О журнале
    • Редакционный совет
    • К читателям
  • Рубрики
    • Представляем учебное заведение
    • Представляем факультет
    • Знакомим с профессией
    • Абитуриентам
    • Актуально
    • Профориентир
    • Проверено на себе
    • Страничка психолога
    • В копилку педагога
    • Вопрос-ответ
    • Личность
    • Из опыта работы
    • Музыкальная гостинная
    • Город мастеров
    • После уроков
    • Это интересно
  • Печатное издание
    • Подписка
    • Анонс
    • Архив
  • Контакты
    • Журнал «Кем быть?»
    • »
    • Записи
    • »
    • В копилку педагога
    • »
    • Упражнения для развития коммуникативных способностей

    Упражнения для развития коммуникативных способностей

    Многие хотят обладать отличными коммуникативными способностями – быть общительными, быстро находить общий язык с собеседниками, а также без каких-либо сложностей знакомиться с новыми людьми. Однако для этого необходимо обладать хорошей коммуникативной компетенцией.
    Коммуникативная компетенция – компетенция, описывающая качество и эффективность способности общаться.

    Понятие «коммуникативная компетенция» по происхождению означает некоторую систему требований к человеку, связанных с процессом общения и может включать в себя множество компонентов, например:

    • грамотная речь;
    • знание и владение ораторскими приемами;
    • умение проявить индивидуальный подход к собеседнику;
    • владение определенной лексикой;
    • развитость устной речи (в том числе ее четкость и правильность);
    • развитость письменной речи;
    • умение соблюдать этику и этикет общения;
    • владение коммуникативными тактиками и стратегиями;
    • знание личностных особенностей и типичных проблем людей, с которыми предстоит общаться;
    • умение анализировать внешние сигналы (телодвижения, мимика, интонации);
    • неконфликтность и способность устранять конфликты;
    • владение навыками активного слушания;
    • актерские способности;
    • умение организовывать и вести переговоры, иные деловые встречи;
    • эмпатия;
    • умение проникнуться интересами другого человека.

     

    Развитие коммуникативной компетенции является актуальным направлением, поэтому тренинговые программы по этой теме являются очень востребованными. Предложенные упражнения для развития коммуникативных способностей, а в частности коммуникативной компетенции могут быть использованы педагогами при разработке авторских тренинговых программ для старшеклассников.

     

    Упражнение «Передай информацию»

    Цель: развить умение точно передавать информацию

    Продолжительность: 35­40 минут

    Для упражнения необходимо не меньше 20­ти участников (восемь человек – участники ролевой игры, остальные – наблюдатели).

    Вызовите восемь добровольцев. Скажите им, что все они работники большой корпорации. Распределите роли:

    1. рядовой исполнитель;
    2. заместитель начальника отдела;
    3. начальник отдела;
    4. заместитель директора филиала;
    5. директор филиала;
    6. заместитель исполнительного директора;
    7. исполнительный директор;
    8. генеральный директор.

    После этого все, кроме «генерального директора» и вас, должны покинуть помещение. Сообщите ему последние новости, которые связаны с его «подчиненными».

    Педагог: «Вам стало известно от одного доброжелателя, что в Брестском филиале работники в рабочее время играют в компьютерные игры. Было замечено, что в 10:05, то есть через пять минут после начала торговли, на дверях магазина висела табличка «Закрыто». При этом слово «Закрыто» было написано с ошибкой: «Зокрыто». Рядовой исполнитель ходит уже третью неделю в одной и той же грязной рубашке. В производственном помещении пахнет испорченной едой… Вам надо срочно навести порядок. Для этого вы вызвали исполнительного директора, чтобы распорядиться…»

    Сообщите «новости» только один раз.

    Вызовите «исполнительного директора», попросите «генерального директора» дать ему распоряжения. После этого «генеральный директор» присоединяется к наблюдателям. «Исполнительный директор» вызывает своего заместителя… И так по цепочке.

    В конце игры проведите обсуждение. Задайте следующие вопросы:

    • Как работает человеческая память?
    • Почему мы запоминаем одно, но забываем другое?
    • Важно ли внимательно слушать собеседника?
    • Какие действия надо совершать в уме, чтобы эффективно и качественно усвоить информацию?

    Если есть возможность, ролевую игру можно записать на видео. После обсуждения вместе с участниками просмотрите игру, проанализируйте ее.

     

    Упражнение «Кто похвалит меня лучше всех?»

    Цель: развить коммуникативную компетенцию

    Продолжительность: 30­35 минут

    Подготовьте вращающийся стул или кресло. Из числа добровольцев выберете участника на роль «принцессы». «Она» усаживается в центр круга на вращающийся стул.

    Педагог: «Сейчас мы будем льстить «принцессе». Можно говорить ей все, что заблагорассудится, но в рамках приличий. Ваша задача – угодить ей своими словами. Пусть ей захочется слушать вас еще и еще. Каждый по очереди должен сказать «принцессе» что­то приятное. В конце она выберет одного, чьи слова ей понравились меньше всех, и скажет примерно так: «Извини, Иван, но нам с тобой придется попрощаться: твои слова мне не очень приятны». Оставшиеся опять говорят приятные слова. Можно повторяться и повторять слова других. Главное – угадать, какие слова будут приятны «принцессе», а какие – нет. Игра продолжается, пока не останется один выигравший. Напоследок он должен сказать финальную фразу, а «принцесса» должна его отблагодарить. На этом игра заканчивается. Когда к «принцессе» кто­то обращается, ей нужно повернуться к говорящему».

    Упражнение можно повторить несколько раз. В конце проведите обсуждение. Обсудите с ребятами:

    • Почему выиграли именно эти победители? В чем их секрет успеха?
    • Может ли быть так, что даже самая приятная фраза со временем приедается? Почему?
    • Что в повседневной жизни сдерживает людей от комплиментов?

     

    Упражнение «Ослабление суждений»

    Цель: освоить способы смягчения общих суждений, высказываемых собеседником

    Продолжительность: 15­20 минут

    Педагог: «Многие люди в общении часто «скатываются» до общих фраз, таких как:

    • «Меня никто не любит…»
    • «Я никому не нужна…»
    • «Сейчас никто честно не сдает экзамены…»
    • «Все мужчины только об одном и думают…»

    Как вы думаете, почему люди используют такие общие утверждения? Как это мешает общению? Стоит ли самому использовать такого рода утверждения?»

    Участники, скорее всего, сойдутся на том, что такого рода утверждения вредны и мешают общению, но в некоторых случаях такие фразы являются проявлением внутренних переживаний человека, и за это нельзя его слишком строго судить.

    Педагог: «Организуем небольшую демонстрационную сценку. Для этого нам нужны два добровольца. Одному выделим роль мужа, который провел на работе напряженный день, пришел домой, собирается отдохнуть, но тут жена (второй доброволец) пристает с расспросами о том, как дела на работе. Задача «жены» – разговорить «мужа». «Муж» пытается отговариваться какими­то общими фразами».

    После сценки обсудите с ребятами:

    • Какие общие фразы использовал «муж»?
    • Почему эти фразы можно считать общими?
    • Как бы в нормальном общении эти фразы могли звучать?
    • Что делала «жена» для того, чтобы разговорить мужа?

    Организуйте небольшой «мозговой штурм», обсудите, как лучше парировать общие фразы и суждения. Запишите идеи на доске, затем обсудите их. Желательно близкие идеи объединить между собой.

     

    Упражнение «Метод интервью»

    Цель: развить коммуникативные компетенции

    Продолжительность: 35­40 минут

    Педагог: «В повседневной жизни люди редко общаются так, будто один из них – герой интервью, а второй – журналист. Все дело в особенностях этого формата взаимодействия: один человек «допрашивает» другого. Процедура трудоустройства тоже часто включает в себя интервью. Также его в том или ином виде применяют социологи, психологи, психотерапевты.

    У большинства людей нет за спиной практики проведения интервью. В этом и заключается идея этого упражнения – попрактиковаться в проведении и участии в интервью».

    Вызовите двух добровольцев. Отсадите их в «студию». Позаботьтесь о придании «студии» нужного антуража. Поставьте комфортные кресла, журнальный столик с цветами, бутылку воды. Найдите осветительный прибор, чтобы осветить «студию». Поищите и другие методы, которые помогут участникам погрузиться в соответствующую атмосферу.

    Одному добровольцу присвойте роль журналиста, другому – роль гостя.

    Педагог: «Итак, «гость» должен играть самого себя и рассказывать про свою жизнь. Лучше, конечно, отвечать честно. Если какой­то вопрос покажется вам неприятным, то можно промолчать, уклониться от ответа или прямо сказать, что не хотите отвечать.

    «Журналист» должен перед началом интервью решить, что именно он хочет выпытать из разговора с гостем. Ему дается минута, чтобы подумать и определить «самый важный вопрос». При этом вы никому не должны говорить этот вопрос. После того, как вы дадите знак, что придумали вопрос, начинается интервью».

    Наблюдайте за действием вместе со всеми участниками. Обращайте внимание на интересные моменты в этой ситуации:

    • невербальное поведение «журналиста» и «гостя»;
    • тактические хитрости, уловки «журналиста»;
    • коммуникативную грамотность участников диалога;
    • проявления раздражения, негативные реакции у обоих участников;
    • актерские способности и т.д.

    Когда «интервью» завершится, «журналист» и «гость» возвращаются ко всем участникам. Обратите внимание ребят на следующие вопросы:

    • Какой вопрос был самым важным?
    • Как «журналист» добился своей цели? Что ему мешало? Что помогало?
    • Можно продолжить упражнение уже с другими участниками. Может, участники, которые побывали в роли «журналиста», захотят стать «гостями» либо наоборот?

     

    Упражнение «Новая сказка»

    Цель: развить способность контролировать свою речь

    Продолжительность: 25­30 минут

    Педагог: «Одна из распространенных проблем, связанных с речью, заключается в том, что говорящий как бы транслирует окружающим свои мысли. Если мысли сумбурны, то и речь сумбурна. Если мысли «скачут», то и в речи говорящий перескакивает с одной темы на другую. Отучиться «выливать» на окружающих свои мысли не так уж сложно».

    Выберем известную всем сказку («Колобок», «Красная шапочка», «Курочка Ряба» или любую другую). Ваша задача – рассказать эту сказку, но изменив в ней имена основных (или всех) персонажей. К примеру, Колобок может превратиться в Мальвину, Красная шапочка – в Царевну­лягушку или того же Колобка.

    После того, как первый участник ошибется, рассказ должен продолжить следующий участник. Участники будут меняться до тех пор, пока сказка не закончится».

    Повторите упражнение, выбрав другую сказку. Подбадривайте ребят, это поможет им добиться прогресса: говорить быстрее и совершать меньше ошибок.

     

    Упражнение «Поза сидящего собеседника»

    Цель: развитие способности занимать идеальную поза сидящего собеседника

    Продолжительность: 15­20 минут

    Педагог: «Давайте обсудим, какова идеальная поза сидящего собеседника? К примеру, его ноги скрещены, носки ног направлены на собеседника, спина прямая, но не напряженная, руки свободно лежат на бедрах, кисти рук не сцеплены, ладони видны. Как принято, его корпус тела находится чуть под углом, голова также немного склонена набок, глаза направлены на собеседника. Также у него спокойное выражение лица, доброжелательная улыбка и взгляд.

    Разбейтесь на пары и пронаблюдайте за своим напарником, как он представляет себе «идеальную позу». В конце мы проанализируем все замеченное вами».

    Разбейте участников на пары. Если их количество нечетное, поучаствуйте в упражнении сами.

    Попросите всех встать, предложите всем походить по тренинговому залу. Затем скажите участникам занять свои места, приняв идеальную позу. Повторите упражнение несколько раз.

     

    Упражнение «Купи маску»

    Цель: развить коммуникативную компетенцию

    Продолжительность: 20­25 минут

    Рассадите участников по кругу. Раздайте им по три фишки (или жетона), которые будут обозначать валюту. Обратитесь к одному из игроков.

    Педагог: «Представьте, как к вам подходит ваш давний знакомый (но не друг) и просит занять ему приличную сумму. Вам не хочется этого делать, поэтому вы на свое лицо надеваете «маску». Назовем ее «маска отказа». Вы не знаете, как эта «маска» выглядит. Но вам готовы помочь участники этого упражнения.

    Пусть каждый изобразит «маску отказа» – то, как он это понимает. Всмотритесь внимательно в каждое лицо. Выберите то выражение лица, которое вам кажется наиболее уместным. Дайте хозяину этой «маски» фишку. А теперь примерьте ее.

    Ход переходит от одного к другому участнику. Можно повторить предыдущую ситуацию, можно задать новую (человек, который вам нравится, пригласил вас в ресторан; ваш начальник рассказал несмешной анекдот; вы – 10­летний школьник, который притворяется больным, чтобы не идти в школу; вам передают слух, что вас собираются уволить, но вы не изображаете волнение).

    Всем участникам нужно сделать одинаковое количество ходов. У кого больше всего фишек, тот хороший «продавец масок». Обсудите с ребятами, что привело их к победе, как они могут помочь тем, кто не стал лучшим в этом упражнении.

     

    Екатерина ДАВИДОВСКАЯ,

    психолог

  • Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

    Copyright © 2016 Журнал "Кем Быть?". All Rights Reserved.

  • Разработка и продвижение сайта - GREYMedia