Путь каждого человека начинался за школьной партой. И каждому из нас навсегда запомнятся школьные годы: учителя, уроки, домашние задания. Но как сами педагоги приходят к тому, чтобы стать нашими первыми проводниками в жизнь? И каково это – вкладывать всю свою душу в работу, которая приносит другим знания? Об этом мы поговорили с заместителем директора по учебно-воспитательной работе ГУО «Горковская средняя школа» Столбцовского района Ермак Аллой Ивановной.
– Алла Ивановна, как у вас появилось желание стать учителем?
– На вопрос о том, кем быть, я знала ответ, наверное, с самого раннего детства. Тогда мы с младшими братом и сестрой играли в школу. Еще я любила читать вслух младшему братику. Я в принципе очень любила читать.
Укрепилось желание выбрать профессию учителя, когда я пошла в первый класс в нашей деревенской школе. На всю жизнь я запомнила мою первую учительницу Ковцевич И. С. Она стала для меня образцом педагога, человека, занимающегося педагогической деятельностью.
Конечно, решение стать учителем стало осмысленней, когда я училась в Городейской средней школе.
– А какой ученицей вы были?
– В школе всегда была «активисткой»: председателем совета отряда, председателем совета дружины, секретарем комсомольской организации…
Школьная жизнь была очень бурной и интересной: олимпиады, конкурсы, пионерские сборы, интересные мероприятия, субботники, туристические слеты, военно-спортивная игра «Зарница» и т. д.
Директор нашей школы Кремеза С. А. был ветераном Великой Отечественной войны, летчиком. Он очень любил детей, ему нравилось воспитывать их. Возможно, поэтому наша школа была одной из лучших в районе.
– Какие предметы казались вам наиболее интересными?
– Я проявляла интерес ко всем урокам: нравилась и литература, и химия, и физика. Но больше всего нравились уроки математики. Помню, что у нас в математическом классе были установлены первые электронные средства обучения. Мне было очень интересно нажимать на разные кнопочки, отвечая на тесты, и видеть, как загорались на табло лампочки с правильными ответами.
– Когда вы поступили в вуз? Расскажите про свои студенческие годы.
– В 1979 году я поступила на математический факультет МГПИ имени М. Горького. Нынешнему поколению это учебное заведение известно как БГПУ имени М. Танка.
Здесь я встретила хороших преподавателей. Особенно я запомнила человека, который преподавал математический анализ. Он был настоящим профессионалом. Вспоминаю лекции по педагогике… Помню, как наш куратор учил адаптироваться ко взрослой жизни и всегда поддерживал студентов.
Интересной была и практика. Я проходила ее в городских школах, а летом мы отправлялись набираться опыта в пионерские лагеря.
В 1983 году я приехала по распределению в Горковскую восьмилетнюю школу Столбцовского района. Здесь я работаю по сей день.
В течение первых семи лет я обучала детей в начальных классах. А с 1 сентября 1990 года стала учителем математики.
Годы работы в начальной школе дали очень ценный опыт в общении с детьми. Помню, как завуч Малявко Э. А. говорил, что это полезно – начинать с азов.
С 1 сентября 2002 года я работаю заместителем директора по учебно-воспитательной работе. В этом году веду уроки математики в 5 и 9 классах.
– Что входит в ваши обязанности?
– Наша школа небольшая, у нас учится 77 учащихся, работают 18 педагогов. Но у заместителя директора по учебно-воспитательной работе задач столько же, сколько и у их коллег из больших школ.
Главное: нужно планировать педагогическую деятельность коллектива, координировать работу учителей и других педагогических работников, чтобы все учебные планы и программы были выполнены.
Также нужно следить за качеством образовательного процесса, чтобы оценки ученикам выставляли объективно, чтобы им было, где выплеснуть энергию и объединиться по интересам. Для этого мы организуем кружки на базе школы.
Я часто посещаю уроки и другие учебные занятия, анализирую их форму, содержание, чтобы понять, какие ошибки преподавателям стоит учесть.
Также я несу ответственность за организацию экзаменов, проведение родительских собраний, пополнение библиотеки литературой, составление расписания занятий… В мои обязанности входит помощь педагогам, ученикам, их родителям.
– Какую роль в современном образовании играет именно ваша должность?
– Я считаю, что должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе как организатора и координатора образовательного процесса в школе нужна и важна.
– Вы работаете в школе уже давно. Скажите, как это повлияло на вашу жизнь?
– За 35 лет работы в одной школе у меня накопилось много впечатлений. Понимаете, когда родители моих сегодняшних учеников были моими учениками, это вызывает неподдельную гордость. А еще за такое время работы я поняла, что школа стала моей семьей.
– Что вы можете рассказать о вашем коллективе?
– Со многими педагогами работаем вместе уже более 15 лет. Есть и молодые коллеги. В 2017 и 2018 учебных годах к нам устроились два молодых специалиста: учитель истории и педагог-психолог. Некоторые коллеги также когда-то были нашими учениками. Повторюсь, школа у нас небольшая. Отчасти поэтому отношения между учителями и учащимися доверительные, построенные на взаимопонимании. Если вдруг мнения не сходятся, мы стараемся решать все вопросы совместно, выслушивая каждую точку зрения, ищем компромисс.
– Как вы относитесь к термину «воспитание»? В какой форме оно должно проходить?
– На мой взгляд, современное понятие качества образования включает в себя и уровень воспитания. Воспитательные функции школы направлены, прежде всего, на развитие физически и морально здоровой личности, которая умеет реализовать свои интеллектуальные способности. А также на воспитание законопослушного гражданина.
Понимаете, дело в том, что наибольшее количество времени дети проводят именно в школе. Когда ученику удается добиться здесь успеха, он понимает, что сможет покорить любую вершину и в жизни. Он сможет стать настоящим человеком.
– А какие они, современные школьники?
– Современные школьники сильно отличаются от школьников нашего поколения. Мы в свободное время играли вместе. Теперь дети много времени проводят у компьютера и с мобильным телефоном. Многие отвыкают от общения друг с другом. И это может представлять некоторые проблемы для социальной адаптации.
Однако школьники – это, прежде всего, еще дети.
– Какие сложности возникают во время общения с детьми?
– В работе с детьми не всегда все получается так, как надо с первой попытки. Не всегда их желания совпадают с требованиями ситуации. Однако учитель пытается найти подход к каждому ребенку. Потому что любой ученик – это индивидуальность и личность.
– Как часто школьники обращаются к вам за помощью?
– За помощью обращаются постоянно. Кто-то себя плохо чувствует, кому-то нужно разобраться с непростой ситуацией, сложившейся по отношению к нему в классе. Кто-то просто хочет отдохнуть в лагере, и мы должны помочь ему с получением путевки. А кто-то просто приходит на занятия без настроения, неподготовленный. Зачастую после оказания помощи ребенку надо также проводить работу с родителями.
– По каким основным направлениям вы работаете со школьниками?
– У заместителя директора по учебно-воспитательной работе направления взаимодействия с учащимися самые разные: гражданско-патриотическое, правовое и нравственное, трудовое, экономическое, экологическое, эстетическое воспитание.
Также в мои обязанности входит повышение качества образования, организация безопасных условий проведения учебного процесса, соблюдение режима дня школьниками и т. д. В учреждении образования созданы все условия для развития инициативы, формирования и проявления лидерских качеств учеников. Что я, в первую очередь, и должна контролировать.
– Каковы результаты вашего труда?
– Важным показателем работы коллектива школы является результативность участия школьников в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях. Наши ребята постоянно занимают призовые места в таких мероприятиях.
– Кто еще, помимо школы, должен активно принимать участие в воспитании?
– Школа – основное, но не единственное учреждение, которое занимается воспитанием подрастающего поколения. Мы тесно сотрудничаем с Вишневецким сельским исполкомом, инспекцией по делам несовершеннолетних, учреждениями местного социума (фельдшерско- акушерским пунктом аг. Горки, ГУК «Горковский сельский дом культуры»), руководством и специалистами местного ОАО «Жатерево», Центром занятости Столбцовского райисполкома, УЗ «Столбцовская ЦРБ», Центром творчества детей и молодежи г. Столбцы, БРСМ и БРПО. Все перечисленные организации способствуют более тесному взаимодействию с учениками.
– Алла Ивановна, как вы думаете, воспитать можно любого?
– Да. Воспитывать и формировать понятие воспитанности никогда не поздно. Надо только уметь увидеть, заметить момент. И опытный педагог обязан сделать это ненавязчиво: либо в форме шутки, либо показать альтернативный выход из непростой ситуации, либо как-то иначе.
Анастасия ГИЗАТУЛЛИНА